г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А21-8180/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.,
при участии:
от истца (заявителя): Ведищевой А.А. по доверенности от 31.01.2020;
от ответчика (должника): Биндасова В.А. по доверенности от 25.12.2019;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14261/2020) ГП КО "ЕСОО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2020 по делу N А21-8180/2019, принятое
по иску ОАО "Калининградская генерирующая компания"
к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
3-е лицо: 1) Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
2) Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Калининградская генерирующая компания" (далее - истец, АО "КГК", потребитель) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ответчик, ГП КО "ЕСОО", исполнитель) об урегулировании разногласия, возникших при заключении договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ОАО "Калининградская генерирующая компания".
Определением суда от 28.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - третье лицо 1, Министерство) и Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - третье лицо 2, Управление).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции АО "КГК" с учетом уточненных исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 20.01.2020, просило урегулировать разногласия по спорному пункту 4 договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд АО "КГК", настаивая на следующей редакции:
"4. Места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору, являющегося его неотъемлемой частью.
Объем твердых коммунальных отходов определяется согласно Приказов Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 25.04.2016 N 23-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (Калининградский филиал "ТЭЦ-1", РТС "Южная"), от 19.05.2016 N 29-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (Гусевский филиал "Гусевская ТЭЦ-1").
Урегулировать разногласия по Приложению N 1 раздела I Объем и место накопления твердых коммунальных отходов договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого ОАО "Калининградская генерирующая компания", утвердив его в следующей редакции: "Приложение N 1 к Договору N220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов
Наименование объекта |
Адрес объекта |
|
Наименование отхода |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов м куб /мес |
Место накопления |
Периодичность вывоза |
Калининградский филиал" ТЭЦ-1" |
Калининградская обл., г. Калининград, набережная Правая, 10, а |
|
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7,20 |
Калининградский городской округ, город Калининград, набережная Правая, 10а |
1 раз в неделю |
Калининградский филиал" ТЭЦ-1" |
Калининградская обл., г. Калининград, ул. Киевская 21 |
|
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
2,53 |
Калининградский городской округ, город Калининград, ул. Киевская, д. 21 |
1 раз в неделю |
Гусевский филиал "Гусевская ТЭЦ" |
Калининградская область Гусевский район, г Гусев, ул Красноармейская, д. 15 |
|
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
9,2 |
Калининградская область, Гусевский район, г. Гусев, Ул. Красноармейская, д15 |
1 раз в неделю |
Урегулировать разногласие по спорному пункту 18 договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ОАО акционерного общества "Калининградская генерирующая компания", утвердив его в следующей редакции:
"18. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, с учетом периодичности вывоза, установленного в Приложении N 1 настоящего Договора."
Утвердить пункт 33.1. договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ОАО "КГК" в следующей редакции:
"33.1. Редакция договора, утвержденная судом, применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2019".
Решением от 10.03.2020 суд урегулировал разногласия по спорному пункту 4 договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания", утвердив его в следующей редакции:
"4. Места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору, являющегося его неотъемлемой частью.
Объем твердых коммунальных отходов определяется согласно Приказов Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 25.04.2016 N 23-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (Калининградский филиал "ТЭЦ-1", РТС "Южная"), от 19.05.2016 N 29-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (Гусевский филиал "Гусевская ТЭЦ-1").
2) урегулировал разногласия по Приложению N 1 раздела I Объем и место накопления твердых коммунальных отходов договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания", утвердив его в следующей редакции:
"Приложение N 1 к Договору N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов
Наименование объекта |
Адрес объекта |
|
Наименование отхода |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов м куб /мес |
Место накопления |
Периодичность вывоза |
Калининградский филиал" ТЭЦ-1" |
Калининградская обл., г. Калининград, набережная Правая, 10, а |
|
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7,20 |
Калининградский городской округ, город Калининград, набережная Правая, 10а |
1 раз в неделю |
Калининградский филиал" ТЭЦ-1" |
Калининградская обл., г. Калининград, ул. Киевская 21 |
|
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
2,53 |
Калининградский городской округ, город Калининград, ул. Киевская, д. 21 |
1 раз в неделю |
Гусевский филиал "Гусевская ТЭЦ" |
Калининградская область Гусевский район, г Гусев, ул. Красноармейская, д. 15 |
|
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
9,2 |
Калининградская область, Гусевский район, г. Гусев, ул. Красноармейская, д15 |
1 раз в неделю |
3) урегулировал разногласие по спорному пункту 18 договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания", утвердив его в следующей редакции:
"18. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утвержденииПравил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, с учетом периодичности вывоза, установленного в Приложении N 1 настоящего Договора."
4) утвердил пункт 33.1. договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" в следующей редакции:
"33.1. Редакция Договора, утвержденная судом, применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2019".
С ГП КО "ЕСОО" в пользу ОАО "КГК" взысканы 6000 рублей государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда, ГП КО "ЕСОО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность решения, на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал следующее.
Истец ссылается на наличие утвержденных в отношении Общества нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанный в качестве основания для определения объема твердых коммунальных отходов Приказ об утверждении нормативов не может быть применен в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При урегулировании разногласий по приложению N 1 суд первой инстанции принял редакцию истца с указанием периодичности вывоза - 1 раз в неделю. Применение указанной периодичности вывоза твердых коммунальных отходов противоречит нормам действующего законодательства.
По мнению апеллянта, не может быть признана обоснованной редакция истца пункта 18 договора в отношении порядка и учета объема твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров.
30.06.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу ГП КО "ЕСОО", из которого следует, что Министерство считает решение суда первой инстанции необоснованным и построенном на неверном применении законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу ответчика удовлетворить.
08.07.2020 в канцелярию апелляционного суда в электронном виде от АО "КГК" поступил отзыв на апелляционную жалобу ГП КО "ЕСОО", в котором истец возражает против доводов ответчика. Истец полагает, что суд вынес обоснованное решение.
Также истцом направлены в электронном виде 17.07.2020 в канцелярию апелляционного суда возражения на отзыв Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на апелляционную жалобу, в которых обращает внимание на противоречие доводов Министерства требованиям действующего федерального законодательства и собственным нормативным документам.
21.07.2020 в канцелярию апелляционного суда от ГП КО "ЕСОО" поступили дополнения к апелляционной жалобе с учетом возражений истца, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не направило.
23.07.2020 в судебном заседании ответчик настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы. Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Министерство и Управление явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что не в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Апелляционный суд приобщил к материалам дела представленные лицами, участвующими в деле письменные позиции и дополнения.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, апелляционный суд отложил рассмотрение дела на 03.09.2020, предложив сторонам представить сторонам свои редакции спорных пунктом и положений договора в форме сравнительной таблицы с указанием соответствующего нормативного правового обоснования.
31.08.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда во исполнение определения от 23.07.2020 от ГП КО "ЕСОО" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела сравнительной таблицы урегулирования разногласий.
03.09.2020 в судебном заседании правовые позиции истца и ответчика не изменились.
Третьи лица 1, 2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов настоящего дела следует, что между АО "КГК" (потребитель) и ГП КО "ЕСОО" (исполнитель) возникли разногласия при заключении договора N 2200102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" (далее - договор N 220102503).
АО "КГК", не согласившись с условиями предложенного ГП КО "ЕСОО" проекта договора, направил ответчику подписанный со своей стороны договор с протоколом разногласий от 08.04.2019.
По итогам рассмотрения указанного протокола разногласий ответчик направил истцу протокол согласования разногласий, с которым АО "КГК" не согласилось.
Поскольку преддоговорный спор сторонами урегулирован не был, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные сторонами разногласия, урегулировал спорные положения договора N 220102503, приняв редакцию спорных условий договора, предложенную потребителем.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 1, статьи 11, статьи 13.3., статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 4.2., статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), положениями пункта 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50), подпункта "в" пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ), статьи 3, пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 1029), Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
По смыслу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Определяя условия, на которых должен быть заключен договор, суд обязан рассмотреть все разногласия, заявленные ответчиком относительно условий представленного истцом проекта договора.
Разрешение судом спора при возникновении у сторон разногласий по конкретным условиям договора в силу статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий договора в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В пункте 1 Закона N 89-ФЗ под твердыми коммунальными отходами, понимаются, в том числе, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 1 статьи 24.6. данного Закона определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 2 указанной статьи по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 4 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
На основании пункта 5 данной статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В данном деле суд первой инстанции установил и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что истец относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО между Министерством и ГП КО "ЕСОО" от 20.06.2018 ГП КО ЕСОО в период с 20.06.2018 по 31.12.2027 является региональным оператором по обращению с ТКО, зоной деятельности которого является вся Калининградская область.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В обоснование своей позиции по пункту 4 спорного договора по включению в данный пункт порядка определения объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Приказом Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 25.04.2016 N 23-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (далее - Приказ об утверждении нормативов), истец ссылался на наличие утвержденных в отношении АО "КГК" нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Одновременно с указанным согласно пунктам 1, 2 статьи 24.10. указанного Закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218.
Указанные нормативы подлежат применению в целях расчета с истцом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно подпункту "а" пункта 5, пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В соответствии с абзацем двадцать вторым статьи 1 Закона N 89-ФЗ под нормативом накопления ТКО понимается среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Согласно абзацу тридцать третьему статьи 5, абзацу пятнадцатому статьи 6 названного Закона установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, а установление правил определения нормативов накопления ТКО - к полномочиям Российской Федерации в данной области.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5, пунктом 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно абзацу семнадцатому статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка на месте накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 Порядка, допускается в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 Порядка.
Из совокупности вышеприведенных норм Правил и Порядка следует, что коммерческий учет ТКО в целях расчетов между региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области ГП КО "ЕСОО" и потребителями услуг по обращению с ТКО по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО - в случаях организации раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 Порядка;
- нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области, выраженных в количественных показателях объема,
- во всех остальных случаях.
Таким образом, предложение о включении в договор на оказание услуг по обращению с ТКО положения об использовании в целях коммерческого учета ТКО нормативов образования отходов, утвержденных приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 25.04.2016 N 23-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", противоречит Правилам.
Следовательно, указание судом первой инстанции в качестве основания для определения объема твердых коммунальных отходов Приказ об утверждении нормативов образования отходов в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, является ошибочным.
Урегулировав разногласия по приложению N 1 раздела I "Объем и место накопления твердых коммунальных отходов" к договору N 220102503, суд первой инстанции утвердил редакцию приложения 1 с указанием периодичности вывоза - 1 раз в неделю.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и являющиеся обязательными для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установлены Правилами благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденными Решением городского совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 N 161 (далее - Правила N 161).
Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа "Город Калининград" определяется в соответствии с генеральной схемой очистки территории городского округа "Город Калининград" и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (пункт 4.1. Правил).
ТКО из контейнеров и других емкостей должны быть вывезены в следующие сроки: в холодное время года (при температуре -5 и ниже) в течение трех суток, в теплое время года (при температуре выше +5) в течение суток (ежедневный вывоз) (пункт 4.3. Правил).
Аналогичные требования к периодичности вывоза ТКО установлены санитарно-эпидемиологическими правила и нормами СанПиН 2.1.73550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 (пункт 2.12.).
Таким образом, указанная в Приложении 1 периодичность вывоза ТКО в утвержденной судом первой инстанции редакции противоречит указанным выше нормативным актам.
Апелляционный суд полагает необоснованной редакции пункта 18 договора N 220102503 в редакции, предложенной истцом, в отношении порядка учета объема твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 утверждены нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343, вступающим в силу с 01.06.2019, утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области (далее - Порядок N 343).
Согласно пункту 5 названного Порядка на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области. На основании п. 6 Порядка допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 Порядка в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 Порядка.
Таким образом, расчет по количеству и объему контейнеров возможен только в случае осуществления организацией раздельного сбора в соответствии с указанным Порядком.
Относимыми и допустимыми доказательствами осуществление потребителем раздельного сбора не подтверждено.
Министерство указало, что по имеющейся у него информации, АО "КГК" накапливает ТКО смешанным способом, что исключает возможность коммерческого учета ТКО по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Из писем органов местного самоуправления, на которые ссылался истец, л включении мест (площадок) накопления ТКО в реестр мест (накопления) ТКО на территории городского округа "Город Калининград" и муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области такой вывод также не следует.
Сравнение количества ТКО, рассчитанного исходя нормативов образования отходов, и количества ТКО, рассчитанного исходя из нормативов накопления ТКО, является некорректным, так как данные нормативы, согласно Закону N 89-ФЗ подлежат применению для различных целей.
Утверждение истца, что ГП КО "ЕСОО" ограничивает его в выборе способа коммерческого учета ТКО, является необоснованным, поскольку в рассматриваемым случае, единственно возможным способом коммерческого учета количества ТКО является способ, основанный на учете нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
С 01.01.2019 по 31.05.2019 определение количества и объема контейнеров должно было производиться на основании Постановления Правительства Калининградской области от 28.09.2017 N 519, утверждающим порядок сбора твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области.
Согласно пункту 24 указанного порядка необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются также, исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области. В пункте 26 указывается, что количество контейнеров, необходимых для сбора ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Аналогичный порядок определения количества контейнеров установлен санитарно-эпидемиологическими правила и нормами СанПиН 2.1.73550-19 N 20 (пункт 2.4.).
Доводы истца со ссылками на территориальную схему обращения с отходами в Калининградской области не имеют правового значения, поскольку данный документ не регламентирует отношения, связанные с коммерческим учетом количества ТКО.
Апелляционный суд также отмечает, что в материалах дела отсутствует какой-либо расчет объема принимаемых ТКО согласно утвержденной судом редакции пункта 18 спорного договора, а также отсутствует информация о количестве и объеме контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
С учетом указанного выше коллегия судей пришла к заключению, что спорные условия договора N 220102503 должны быть изложены в редакции, предложенной региональным оператором, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2020 по делу N А21-8180/2019 изменить.
Урегулировать разногласия по договору N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания", изложив спорные условия договора в следующей редакции:
"4. Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору";
"Приложение N 1 к Договору N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов
Наименование
объекта
Адрес объекта
ФККО
Наименование отхода
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов м куб/мес
Место накопления
Периодичность вывоза
Калининградский филиал ТЭЦ-1
Калининградская обл, г. Калининград, наб. Правая, д.10
73310001724
Мусор от
офисных и
бытовых
помещений
организаций
несортированный (исключая крупногабаритный)
19,2000000
Калининградская обл, г. Калининград, наб. Правая, д.10
Согласно
СанПиН 42-128-
4690-88, утв.
Минздравом
СССР 05.08.1988
N 4690-88
Калининградский филиал ТЭЦ-1
Калининградская обл, г. Калининград, ул. Киевская, д. 21
73310001724
Мусор от
офисных и
бытовых
помещений
организаций
несортированный (исключая крупногабаритный)
5,733333
Калининградская обл, г. Калининград, ул. Киевская, д. 21
Согласно
СанПиН 42-128-
4690-88, утв.
Минздравом
СССР 05.08.1988
N 4690-88
Гусевский филиал
Гусевская ТЭЦ
Гусевский р-н, г.Гусев, ул.Красноармейская, д.15
73310001724
Мусор от
офисных и
бытовых
помещений
организаций
несортированный (исключая крупногабаритный)
23, 333333
Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Красноармейская, д.15
Согласно
СанПиН 42-128-
4690-88, утв.
Минздравом
СССР 05.08.1988
N 4690-88
Калининградский филиал ТЭЦ-1
ГРЭС-2
Калининградская обл., г. Светлый, ул. Кржижановского, д. 2
73310001724
Мусор от
офисных и
бытовых
помещений
организаций
несортированный (исключая крупногабаритный)
0,400000
Калининградская обл., г. Светлый, ул. Кржижановского, д. 2
Согласно
СанПиН 42-128-
4690-88, утв.
Минздравом
СССР 05.08.1988
N 4690-88
"18.Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительствам Российской Федерации от 03 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Взыскать с акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" в пользу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8180/2019
Истец: ОАО "Калининградская генерирующая компания"
Ответчик: Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", ГП КО "ЕСОО" - Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на терр-рии КО
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ