г. Вологда |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А13-9158/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Танцуевой И.И. по доверенности от 16.05.2023, от Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Жирникова К.Ю. по доверенности от 30.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 октября 2023 года по делу N А13-9158/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; адрес: 107174, Москва, муниципальный округ Басманный, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1) в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (адрес: 150054, город Ярославль; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925; адрес: 160012, город Вологда, Советский проспект, 80б; далее - департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.04.2023 N ИХ.14-1964/23, возложении обязанности рассмотреть расчеты некомпенсируемых финансовых убытков, направленные письмами от 31.01.2023 N 48, 49, от 24.03.2023 N 84, и принять по результатам рассмотрения расчетов решение в соответствие с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила N 889).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Вожегодского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 1223500012867, ИНН 3506005337; адрес: 162160, Вологодская область, Вожегодский муниципальный округ, улица Садовая, дом 15), Департамент городского хозяйства администрации года Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; адрес: 160000, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а), администрация городского поселения поселок Шексна (ОГРН 1053500558561, ИНН 3524010516; адрес: 162560, Вологодская область, Шекснинский район, рабочий поселок Шексна, улица Гагарина, дом 16).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) направило в администрацию города Вологды, администрацию Вожегодского городского поселения, администрацию городского поселения поселка Шексна уведомления о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии, а именно: письмо от 22.03.2016 N СЕВ ДТВ/2-630 о выводе из эксплуатации котельной на станции Вологда-2; письмо от 31.07.2020 N ИСХ-2802/СЕВДТВ о выводе из эксплуатации котолоагрегата, установленного в котельной на станции Вожега; письмо от 03.10.2018 N СЕВ ДТВ/6138 о выводе из эксплуатации котельной станции Шексна.
Сославшись на приостановление вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и пункт 19 Правил N 889, общество направило в департамент расчеты некомпенсируемых финансовых убытков, в том числе:
письмом от 31.01.2023 N 48 направлен расчет расходов за 2018-2022 годы по котельной станции Шексна, расположенной по адресу: поселок Шексна Вологодской области;
письмом от 31.01.2023 N 49 направлен расчет расходов за 2021-2022 годы по котельной станции Вожега, расположенной по адресу: поселок Вожега, Вологодской области;
письмом от 24.03.2023 N 84 направлен расчет расходов за 2020-2022 годы по котельной ПЧЛ, расположенной по адресу: город Вологда, Архангельская линия, 497 км.
Департамент письмом от 28.04.2023 N ИХ.14-1964/23 сообщил об оставлении писем общества без рассмотрения в связи с несоответствием требованиям Правил N 889.
Не согласившись с решением департамента, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 16.11.2015 N 958 (является нормативным правовым актом, размещено в свободном доступе, далее - Положение о Департаменте), департамент является исполнительным органом области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, к числу его полномочий исходя из пункта 3.7.16 данного Положения относится согласование расчета размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии и (или) тепловой сети в случае, если продолжение эксплуатации данных объектов по требованию органа местного самоуправления области ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам.
К данным правоотношениям в спорный период применялись Правила от 06.09.2012 N 889, которые утратили силу 17.07.2023 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 08.07.2023 N 1130, утвердившего новые Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила от 08.07.2023 N 1130), которые вступают в силу с 01.09.2024.
В данном случае, как справедливо отметил департамент, письма общества не содержали указания на конкретную цель обращения (для сведения, для согласования, если согласования, то какого именно). При этом сама по себе ссылка на пункт 19 Правил N 889 не является достаточной для выявления цели направления обществом рассматриваемых писем.
Так, согласно пункту 16 названных Правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Исходя из пункта 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В соответствии с абзацем первым пункта 19 Правил N 889 в случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации (абзац пятый пункта 19 Правил).
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Для определения размера компенсации расчет размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации. Указанный орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета (абзац второй пункта 19 Правил).
В содержании обращений общества прямо усматривается их направление за пределами установленного в приведенной норме двадцатидневного срока со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации, а также представление расчетов расходов за уже истекшие периоды, в связи с чем департамент обоснованно не расценил обращения общества как направленные на основании абзаца второго пункта 19 Правил N 889.
Доказательств, что ранее в указанный срок обществом в департамент для согласования направлялись расчеты размера компенсации, не имеется.
В случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом.
Компенсация выплачивается ежеквартально в размере фактически понесенных собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей некомпенсируемых финансовых убытков за указанный период, но не выше размера, предусмотренного соглашением, заключаемым в соответствии с настоящим постановлением (абзацы третий и четвертый пункта 19 Правил N 889).
В силу абзаца пятого пункта 19 Правил N 889 в случае возникновения разницы между фактически понесенными некомпенсируемыми финансовыми убытками и размером компенсации, предусмотренным соглашением, размер компенсации корректируется с учетом указанной разницы в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта и выплачивается в очередной финансовый год.
Таким образом, применительно к положениям абзаца пятого пункта 19 Правил N 889 согласование с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения корректировки размера компенсации предполагается в случае наличия разницы между фактически понесенными некомпенсируемыми финансовыми убытками и размером компенсации, предусмотренным соглашением.
Обращения общества сведений о заключенных соглашениях, о возникновении разницы между фактически понесенными некомпенсируемыми финансовыми убытками и размером компенсации, предусмотренным соглашением, в том числе с их ежеквартальной разбивкой, не содержали. Не представлено обществом и документов, подтверждающих обоснованность указанных в расчете значений расходов.
Сведений о планировавшейся обществом дате вывода источника тепловой энергии указывал заявитель в письмах общества не указано, в отсутствие этой даты определять момент начала периода для расчета некомпенсируемых убытков не представляется возможным.
Кроме того, в письме общества относительно источника тепловой энергии в поселке Шексна расчет некомпенсируемых финансовых убытков представлены за период 2018-2022 годы (5 лет). При этом исходя из положений пункта 18 Правил от 06.09.2012 N 889 приостановление вывода из эксплуатации источников тепловой энергии предусмотрено на срок не более чем 3 года.
В письме от 24.03.2023 N 84 в обоснование обращения в департамент общество сослалось на письмо Департамента городского хозяйства администрации города Вологды от 13.03.2023 N 13-2-2-8/2449/3029. Вместе с тем названное письмо не содержит требования о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, а содержит просьбурассмотреть возможность переноса срока вывода из эксплуатации источника тепловой энергии по адресу: г. Вологда, Архангельская линия, 497 км до 01.07.2025.
При этом, как указал департаментом, в отношении котельной, расположенной по адресу: г. Вологда, Архангельская линия, 497 км (котельная ПЧЛ), общество ранее письмом от 22.03.2016 N СевДТВ/2-630 в адрес Администрации города Вологды уведомило о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии. Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды в ответ направлено письмо от 10.05.2016 N 13-0-4/4058/5482 с требованием приостановить вывод из эксплуатации источника тепловой энергии до апреля 2019 года (обществом данные сведения отражены в заявлении по делу N А13-249/2017). Таким образом, по указанному требованию срок приостановления вывода из эксплуатации котельной истек в 2019 году. Иных доказательств требования Администрации города Вологды о приостановлении вывода из эксплуатации указанного источника тепловой энергии не имеется.
Расчет некомпенсируемых финансовых убытков по названной котельной представлен за 2020-2022 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно согласился с выводом департамента в письме от 28.04.2023 о несоответствии представленных обществом обращений требованиям Правил N 889. По этой причине департамент не имел возможности ни согласовать расчет, ни представить свои разногласия по нему.
Ввиду изложенного нарушение оспариваемым решением департамента прав и законных интересов заявителя в данном конкретном случае не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения предъявленных обществом требований.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не являются правовым основанием для отмены решения суда.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 октября 2023 года по делу N А13-9158/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9158/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
Третье лицо: Администрация Вожегодского Муниципального округа Вологодской области, Администрация городского поселения поселок Шексна, Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды