г. Тула |
|
1 февраля 2024 г. |
Дело N А68-336/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя - государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" (ОГРН 1027100751919, ИНН 7106022085) - Баранова А.В. (доверенность от 18.01.2024, паспорт, диплом) и заинтересованного лица - территориального Фонда обязательного медицинского страхования Тульской области (ОГРН 1027100977584, ИНН 7107026188) - Лободенко О.А. (доверенность от 01.02.2021 N 3, паспорт, диплом), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства здравоохранения Тульской области (ИНН 7107006311, ОГРН 1027100971083), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2023 по делу N А68-336/2023 (судья Косоухова С.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" (далее - учреждение, ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии") обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области (далее - фонд, ТФОМС Тульской области) о признании недействительным акта по итогам выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования учреждением от 23.12.2022 с учетом сообщения о результатах рассмотрения возражений учреждения на акт выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 11.01.2023 N 33/08, в части признания использованными не по целевому назначению денежных средств в сумме 169 998 руб. 40 коп., а также требования перечислить на счет фонда средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, уплатить штраф в размере 16 999 руб. 84 коп.; взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Определением суда от 28.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство здравоохранения Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что суд, сделав вывод о несоответствии оспариваемых затрат установленным пунктами 184-186 Методики критериям, не указал, в чем такие несоответствия выражаются. Считает, что суд не учел, что пунктом 192 Методики прямо предусмотрено включение в расчет тарифа на оплату медицинской помощи затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
От фонда в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что учреждение является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
На основании приказа от 24.11.2022 N 68/01-4 комиссией фонда проведена выездная комплексная плановая проверка использования средств обязательного медицинского страхования в учреждении, проверяемый период с 01.07.2020 по 30.09.2022.
По результатам проверки составлен акт от 23.12.2022, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения законодательства по использованию средств обязательного медицинского страхования (средства ОМС), а также в акте указано на необходимость возврата на счет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 169 998 руб. 40 коп., в том числе:
- в 2020 году - 11 850 руб. (расходы на оказание услуг по повышению квалификации немедицинских работников (бухгалтерия, кадры, охрана труда) в сумме 9400 руб., оплату за оказание услуг по обучению вопросам охраны труда в сумме 2450 руб.);
- в 2021 году - 149 648 руб. 40 коп. (расходы на оказание услуг по повышению квалификации немедицинских работников (бухгалтерия, кадры, охрана труда, закупки, обслуживающий персонал) в сумме 25 780 руб., оплату за оказание услуг по обучению вопросам охраны труда в сумме 3878 руб. 40 коп., на оценку профессиональной квалификации работников на соответствие требованиям профессионального стандарта в сумме 23 000 руб., оплату за оказание услуг по проведению электроэнцефалографии сотрудников в сумме 45 240 руб., осмотр комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического медицинского освидетельствования в сумме 51 750 руб.);
- в 2022 году - 8500 руб. (расходы на оказание услуг по повышению квалификации немедицинских работников (бухгалтерия, кадры, охрана труда).
Не согласившись с указанным актом, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из статей 10 и 13 БК РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются, помимо прочего, в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Статьей 30 Закона N 326-ФЗ определено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных названным Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается названным Федеральным законом.
Частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Из части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС в конкретно взятом субъекте РФ устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым в установленном порядке. Соответственно целевые направления расходования средств ОМС определяются структурой тарифа на оплату медицинской помощи. Тариф в сфере ОМС рассчитывается и устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и включает в себя расходы, определенные частью 7 статьи 35, частью 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с пунктом 185 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС рассчитываются в соответствии с главой XII Правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой, предусматривающей в том числе объем финансового обеспечения медицинской помощи.
Согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 194 Правил ОМС).
Однако опосредованно такие затраты должны быть связаны с обстоятельствами по оказанию медицинской помощи.
Группы затрат медицинской организации согласно пунктам 193 - 209 Правил ОМС конкретизируются видами расходов, допустимых к осуществлению медицинской организацией при использовании полученных средств ОМС, путем расчета и утверждения тарифа по Территориальной программе ОМС субъекта Российской Федерации.
Соответственно, нецелевыми расходами в сфере ОМС являются расходы, которые не предусмотрены структурой тарифа, рассчитанного и установленного в соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2022 N 3364-0 установлен особый правовой статус средств обязательного медицинского страхования и обязанность медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы обеспечивать целевое использование средств ОМС в соответствии с действующим законодательством в сфере ОМС.
Более того, исходя из правовой позиции, изложенной в данном определении, положения Закона N 326-ФЗ направлены исключительно на обеспечение устойчивости финансовой системы ОМС.
Проанализировав тарифные соглашения на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Тульской области на 2020, 2021, 2022 годы, суд первой инстанции установил, что оспариваемые учреждением затраты на повышение квалификации немедицинских работников, обучение по вопросам охраны труда, на оценку профессиональной квалификации немедицинских работников на сумму 73 008 руб. 40 коп., проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования и связанное с этим проведение электроэнцефалографии сотрудников на сумму 96 990 руб., не соответствуют критериям, установленным пунктами 184 - 186 Правил ОМС, не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный программой ОМС.
Соответственно расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели, являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
При этом суд, не соглашаясь с позицией учреждения, правомерно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Из вышеуказанных положений Закона N 326-ФЗ, части 1 статьи 306.4 БК РФ следует, что расходы медицинских организаций в части обучения своих сотрудников, непосредственно не связанных с медицинской деятельностью, предназначены для функционирования заявителя как бюджетного учреждения, имеющего статус юридического лица и обязательства по охране труда, обеспечения безопасности и осуществления закупок за счет средств бюджета.
С учетом изложенного суд первой инстанции по праву посчитал, что перечисленные расходы осуществляются за счет работодателя и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом по своему назначению эти затраты не относятся к необходимым для обеспечения деятельности именно медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.06.2016 N 1203-О разъяснил, что часть 4 статьи 196 ТК РФ, возлагая на работодателя обязанность проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, представляет собой гарантию для работников, обеспечивающую повышение уровня их квалификации. Вместе с тем данная норма ограничивает эту обязанность работодателя случаями, когда профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такое правовое регулирование также направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора и не может расцениваться как нарушающее права работников.
Поскольку обучение немедицинского персонала не включено в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по базовой программе ОМС, оплата за счет средств обязательного медицинского страхования обучения сотрудников учреждения, не включенных в перечень медицинских работников, произведена им неправомерно.
В отношении использования средств ОМС на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования и связанное с этим проведение электроэнцефалографии сотрудников на сумму 96 990 руб. суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Предусмотренные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Нормы федерального законодательства не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, предусматривая расходование именно собственных средств на указанные цели.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу пункта 6 части 1 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", и статьи 214 ТК РФ, расходование средств на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования должно производиться за счет собственных средств работодателя.
Поскольку расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели, является нецелевым использованием средств ОМС, то суд первой инстанции в отсутствие правовых оснований для признания недействительными выводов фонда, указанных в пункте 1 акта от 23.12.2022 выездной комплексной плановой проверки использования средств обязательного медицинского страхования учреждения, правомерно отказал в удовлетворении заявления в этой части.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
При установленных фактических обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал обоснованным начисление учреждению штрафа в размере 16 999 руб. 84 коп.
Указание в апелляционной жалобе на то, что учреждению не выделялись субсидии из бюджета Тульской области на цели повышения квалификации немедицинских работников, обучение по вопросам охраны труда, на оценку профессиональной квалификации немедицинских работников не подлежит принятию во внимание.
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Тульской области осуществляет министерство здравоохранения Тульской области (пункт 1.4 Устава (т. 1, л. 57).
Абзацем третьим устава предусмотрено, что тип учреждения - бюджетное, а абзацем вторым пункта 4.6 установлено, что учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186-Н утверждены Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, которыми определено, что учреждение составляет и утверждает план в соответствии с Требованиями и порядком, установленным органом-учредителем.
Порядок и условия формирования плана финансово-хозяйственной деятельности и внесения изменений в него определены приказом Минздрава России от 14.05.2021 N 446н "Об утверждении Порядка составления, ведения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2021 N 64095).
В связи с указанным следует признать, что если спорные затраты не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, то учреждению необходимо было включить данные затраты в план финансово-хозяйственной деятельности для осуществления финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджета Тульской области.
Что касается использования средств ОМС на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования и связанное с этим проведение электроэнцефалографии сотрудников, то апелляционный суд полагает верным мнение суда со ссылкой на статью 213 ТК РФ. Причем нормы федерального законодательства не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных вопросов, предусматривая расходование именно собственных средств работодателя на указанные цели.
Ссылка учреждения на то, что суд применил норму права - приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н неверно, так как, по его мнению, подлежало применению постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности", отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку проверкой (стр. 16 акта проверки от 23.12.2022) установлено, что осмотр комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования проводился по контракту от 21.09.2021 N 093699 и оплачен платежными поручениями от 15.11.2021 N 3171 и от 23.11.2021 N 3280, а связанное с этим проведение электроэнцефалографии сотрудников оплачено платежным поручением от 20.10.2021 N 2924 по контракту от 23.07.2021 N 0300200005921000016-ЦДП.
При этом начало действия первой редакции приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н - 01.04.2021, окончание действия редакции - 28.02.2022 (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru).
Таким образом, поскольку на период проверки действовал приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, то суд по праву применил пункт 6 части 1 Порядка, утвержденного данным приказом.
Довод апелляционной жалобы о том, что учреждение в отсутствие у него, кроме средств ОМС, источников, не может финансировать спорные расходы, подлежит отклонению. В соответствии с пунктом 4.5 раздела IV устава учреждения финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет субсидий из бюджета Тульской области, средств обязательного медицинского страхования, доходов, полученных учреждением от оказания услуг на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, и на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.
При этом проверкой установлено (страница 1, 2 акта от 23.12.2022), что для осуществления деятельности учреждения за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в министерстве финансов Тульской области открыты лицевые счета бюджетного учреждения: для учета средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, субсидии на государственное задание, средства во временном распоряжении деятельности, для учета субсидий на иные цели.
Остаток средств на лицевом счете для учета средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 01.07.2020 составлял 16 512 412,20 руб., на 01.01.2021 - 36 738 275,27 руб., на 01.01.2022 - 42 799 720,40 руб., на 01.10.2022 - 44 432 805,55 руб., на 01.12.2022 - 39 794 823,04 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у учреждения имелась возможность оплатить спорные затраты из других источников финансового обеспечения.
Указание в апелляционной жалобе на то, что в те же периоды проверок и в текущем году и в 2022 году при проверках других учреждений расходы по тем же самым основаниям не рассматривались как нарушения, что, по мнению учреждения, свидетельствует о произвольном толковании фондом указанных норм в своих интересах, с целью извлечения, в том числе финансовых выгод в виде незаконно налагаемых штрафов, ничем не подтверждено, вследствие чего не принимается во внимание апелляционной инстанцией.
Таким образом, доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2023 по делу N А68-336/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" (ОГРН 1027100751919, ИНН 7106022085) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.10.2023 N 2763.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-336/2023
Истец: ГУЗ Тульской области "Центр детской психоневрологии"
Ответчик: Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Тульской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Тульской области