г. Вологда |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А05-9029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 сентября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения на определение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июля 2020 года по делу N А05-9029/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1132907000885, ИНН 2907015563; адрес: 165150, Архангельская область, Вельский район, город Вельск, улица Дзержинского, дом 97, офис 1; далее - ООО "Лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управлению лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; далее - управление) о признании незаконным извещения от 11.07.2019 N 914 об отказе в приёмке лесной декларации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) и общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Заводская, дом 17, офис 1; далее - ООО "ГК "УЛК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 года по делу N А05-9029/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лидер" и принять лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, представленную ООО "Лидер". Кроме того, с управления в пользу ООО "Лидер" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; ООО "Лидер" из федерального бюджета возвращено 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2020 года названные судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба управления - без удовлетворения.
По ходатайству ООО "Лидер" в целях принудительного исполнения названного решения суда в части возложения на управление лесничествами обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лидер" и принять лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, представленную ООО "Лидер", Арбитражный суд Архангельской области 07.05.2020 выдал обществу исполнительный лист серии ФС N 031179275.
На основании этого исполнительного листа судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Жданова Марина Шаовна постановлением от 18.05.2020 возбудила исполнительное производство N 27439/20/29027-ИП.
Управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о прекращении исполнительного производства N 27439/20/29027-ИП в связи с утратой возможности исполнения требования исполнительного документа, а также просило приостановить это исполнительное производство на период рассмотрения данного заявления.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 06 июля 2020 года по делу N А05-9029/2019 в удовлетворении заявлений отказано.
Управление с определением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что утрата возможности исполнения судебного акта подтверждается расторжением договора аренды лесного участка от 12.09.2018 N 446, в рамках которого ООО "Лидер" подается лесная декларация, в связи с чем лесные участки не находятся в аренде общества, проект освоения лесов по данному договору аренды прекратил свое действие.
Участники процесса отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого определения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
На основании части 2 той же статьи приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:
1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу части 2 статьи 39 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, полностью или частично в случаях:
1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона.
На основании части 1 статьи 42 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.
В рассматриваемом случае управление, заявляя о наличии оснований для прекращения исполнительного производства, ссылается на невозможность исполнения судебного акта в части возложения на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лидер" и принять лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, представленную ООО "Лидер". По мнению управления, невозможность исполнения обусловлена тем, что министерство и ООО "ГК "УЛК" заключили соглашение от 30.12.2019 о расторжении договора аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446, в связи с этим у ООО "Лидер", являвшегося субарендатором, отсутствует право пользования лесным участком. Требование о приостановлении исполнительного производства управление мотивировало невозможностью движения исполнительного производства без разрешения судом вопроса о прекращении исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции учел, что указанные управлением обстоятельства не свидетельствуют об утрате возможности исполнить требование исполнительного листа и не являются основаниями для прекращения исполнительного производства.
Возложение решением суда на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лидер" путём совершения действий по принятию лесной декларации от 09.07.2019 N 3-19/88, представленной ООО "Лидер", направлено на устранение нарушения прав и законных интересов ООО "Лидер", допущенного управлением при вынесении признанного судом незаконным извещения от 11.07.2019 N 914 об отказе в приёмке лесной декларации.
Суд учел, что управление имело возможность совершить действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Лидер" после вступления решения в законную силу в добровольном порядке, не дожидаясь выдачи взыскателю исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, исполнение обязанности по совершению действии, направленных на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Лидер", возложенной на управление вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не может быть поставлено в зависимость от воли управления. Суд отметил, что, вопреки мнению управления, заключение министерством и ООО "ГК "УЛК" соглашения от 30.12.2019 о расторжении договора аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446 не препятствует совершению управлением действий по принятию лесной декларации, при этом лесная декларация носит заявительный, а не разрешительный характер. В лесной декларации ООО "Лидер" заявило, что использует леса для заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов в период с 20.07.2019 по 19.07.2020. Часть этого периода приходится на период до заключения министерством и ООО "ГК "УЛК" упомянутого соглашения.
При таких обстоятельствах требование управления о прекращении исполнительного производства N 27439/20/29027-ИП суд первой инстанции обоснованно признал не подлежащим удовлетворению, также не установил законных оснований для приостановления этого исполнительного производства.
Коллегия судей также не находит оснований для прекращения и приостановления исполнительного производства, поскольку обязанность по исполнению судебных актов возложена на управление нормами статьи 16 АПК РФ, последующее изменение обстоятельств на указанную обязанность не влияет и ее не исключает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в определении суда. Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что основания для отмены определения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июля 2020 года по делу N А05-9029/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9029/2019
Истец: ООО "ЛИДЕР"
Ответчик: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ООО "Группа компаний "УЛК"
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6709/20
22.09.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5912/20
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6577/20
14.02.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12733/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-9029/19