г. Москва |
|
21 сентября 2020 г. |
Дело N А40-1855/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Суминой О.С., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2020 по делу N А40-1855/20
по заявлению ГБУ "ДО ТЗФ ТИНАО" (ИНН 7727786686)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ИНН 7704221753)
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "ДО ТЗФ ТИНАО" (далее также - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосприроде о признании недействительным предписания от 28.10.2019 N 0505-287.1/2019, а также о продлении срока исполнения предписания до 31.08.2021.
Решением суда от 10.06.2020 заявление учреждения об оспаривании предписания оставлено без удовлетворения, производство по делу N А40-1855/20 в части требований о продлении срока предписания прекращено.
С таким решением суда не согласилось учреждение и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки Мосприродой установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 424-ПП "Об отнесении лесов, входивших до 1 июля 2012 г. в состав лесного фонда и включенных в границы города Федерального значения Москвы, к зеленому фонду города Москвы и территорий, вошедших в зеленый фонд города Москвы" распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы ГБУ "ДО ТЗФ ТиНАО" предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки особо охраняемых зеленых территорий (далее - ООЗТ) в количестве 184 шт. общей площадью 67214,876812 га (по состоянию на 23.10.2019).
В рамках государственного задания на 2017 г. выполнены работы по инвентаризации 2-х объектов ООЗТ N 73 с к.н. 77:22:0000000:126, 77:22:0000000:591, общей площадью 231,3 га. Паспорта инвентаризации ООЗТ загружены в АИС РЗН и согласованы 05.02.2018 и имеют коды: 35, 36.
В рамках государственного задания на 2018 г. выполнены работы по инвентаризации 3-х объектов ООЗТ N 2, 5, 20 с к.н. 77:00:0000000:67603, 77:17:0000000:3440, 77:18:0000000:36695, общей площадью 1152,47 га. Паспорта инвентаризации ООЗТ загружены в АИС РЗН и согласованы 26.12.2018, 14.11.2018 и имеют коды: 38, 39, 41.
В 2019 г. ведутся работы по инвентаризации 5-ти земельных участков ООЗТ, общей площадью 1772,8 га. Паспорта инвентаризации на земельные участки ООЗТ N 76, 36, 4, 34 с к.н.: 77:22:0000000:629, 77:22:0000000:597, 77:22:0000000:134, 77:22:0000000:591 загружены в АИС РЗН, имеют коды: 70, 71, 78, 81 и находятся на стадии согласования. Паспорт инвентаризации ООЗТ N 44 с к.н.: 77:22:0000000:636, разработан и будет загружен в АИС РЗН согласно контракту на выполнение работ по инвентаризации (до 31.12.2019).
Мосприродой установлено, что учреждением разработано 10 паспортов инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы на общую площадь 3156,57 га. Из чего следует, что на 174 земельных участка общей площадью 64058,3 га ГБУ "ДО ТЗФ ТиНАО" паспорта инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы не разработаны.
Мосприрода пришла к выводу, что учреждение нарушило требования п. 7.1.1, п 7.1.5., п.7.1.7., п. 7.1.23. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
28.10.2019 Мосприродой выдано учреждению предписание N 0505-287.1/2019 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (далее - предписание).
Учреждению предписано в срок до 31.08.2020 разработать паспорта инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы на все земельные участки, находящиеся в его собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в муниципального контроля" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" установлено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" (далее - 743-ПП) установлено, что правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы (совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами) обязаны проводить учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и природных сообществ, обеспечивать их удовлетворительное состояние и нормальное развитие (раздел 1). Учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации (п. 7.1.1).
Инвентаризация территорий зеленого фонда города Москвы проводится, в том числе в целях получения достоверных данных о состоянии зеленых насаждений, видовом, возрастном составе, о количественных и площадных характеристиках природных сообществ, элементах комплексного благоустройства для ведения городского хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования (п. 7.1.5). Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы, для особо охраняемых природных, особо охраняемых зеленых и природных территорий города Москвы - Паспорт инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы (п. 7.1.7).
Своевременное проведение инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы, достоверность и поддержание результатов инвентаризации в актуальном состоянии, а также контроль за соблюдением сроков передачи данных в Реестр зеленых насаждений обеспечивает правообладатель земельного участка территории зеленого фонда города Москвы (7.1.23).
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП установлено, что Мосприрода ведет реестр зеленых насаждений, поставщиком информации в который являются правообладатели земельных участков - территорий зеленого фонда города Москвы, согласно постановлению Правительства Москвы от 12.08.2014 N 461-ПП.
Суд пришел к верному выводу, что учреждение допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в отсутствии разработанных паспортов инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы на земельные участки площадью 64058,306812 га, находящиеся в собственности ГБУ "ДО ТЗФ ТиНАО".
Фактические обстоятельства учреждением не оспариваются.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое предписание выдано при наличии законных оснований.
При этом суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно исходил из того, что вопрос о виновности общества в совершении вышеуказанных нарушений на законность данного предписания не влияет, поскольку положения ст. 2.1 КоАП РФ, на которую ссылается учреждение, на установление события нарушения не влияют, а положения указанной нормы права порядок выдачи предписаний не регламентируют.
Довод жалобы о неисполнимости предписания в связи с отсутствием финансирования на проведение работ на всю площадь земельных участков, переданную учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется апелляционной коллегией, как бездоказательный.
Апелляционный суд не установил обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии реальной возможности устранить указанные нарушения, так как требования Мосприроды не ставит учреждение в зависимость от воли третьих лиц или наступления необходимых событий.
При обстоятельствах настоящего спора, судебная коллегия приходит к выводу, что предписание о разработке паспортов инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москве, соответствуют принципам исполнимости, а следовательно предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы учреждения.
Таким образом, поскольку совокупности оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, не установлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования учреждения в части оспаривания предписания удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции обоснованно оставил требование учреждения о продлении срока исполнения предписания до 31.08.2021 без рассмотрения, поскольку вопросы продления сроков исполнения предписаний относятся к исключительной компетенции государственных органов их выдавших, в то время как полномочия суда на совершение указанных действий действующим законодательством не предусмотрены.
Суд приходит к выводу о том, что Мосприрода исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2020 по делу N А40-1855/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1855/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ ЗЕЛЕНОГО ФОНДА ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ"
Ответчик: Управление государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы