г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А42-8255/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Горбачева О.В., Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Борисенко Т. Э.,
при участии:
от заявителя: Дергачев С. А., доверенность от 16.12.2019
от заинтересованного лица: Рожаев В. А., доверенность от 24.07.2020, Данилина Е. И., доверенность от 17.01.2020 (посредством онлайн заседания)
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21377/2020) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2020 по делу N А42-8255/2018 (судья Воронцова Н. В.), принятое
по заявлению АО "ОТЕЛЬ "АРКТИКА"
к Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
3-е лицо: Правительство Мурманской области, Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Отель "Арктика" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 23.03.2018 N 38451 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 31.01.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены Правительство Мурманской области, Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области.
Решением суда от 23.06.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, в требованиях отказать.
По мнению подателя жалобы, заявителем не соблюдены условия применения льготной ставки, в частности, предусматривающее, что льготная ставка может быть применена организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, лишь в отношении того имущества, увеличение первоначальной стоимости которого состоялось в период реализации указанного проекта и при этом такое увеличение должно быть учтено на счете основных средств после заключения соответствующего соглашения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали жалобу, а представитель Общества против жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка первичного расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2017 года, представленного обществом 26.10.2017.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 23.03.2018 N 38451 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 года в сумме 5 623 237 руб.
Инспекция в рамках проверки пришла к выводу, что налогоплательщик занизил остаточную стоимость основных средств по реконструированному объекту (здание гостинично-делового комплекса АО "Отель Арктика"), введенному в эксплуатацию в 2014 году, применив пониженную ставку по данному налогу (0,9%), установленную для организаций, реализующих стратегические, приоритетные инвестиционные проекты Мурманской области (пункт 5 статьи 1 Закона Мурманской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО).
Решением УФНС России по Мурманской области от 11.12.2019 N 470 решение Инспекции отменено в части доначисления 229 478 руб.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законом субъектов РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
В силу статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налогоплательщики могут использовать льготы по налогу на имущество при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21, пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Налог на имущество организаций в Мурманской области регламентирован нормами регионального Закона N 446-01-ЗМО от 26.11.2003, предусматривающим возможность использования льготных ставок 1,1% и 0,9% участникам стратегических и инвестиционных проектов в зависимости от размера капитальных вложений.
При соблюдении прочих равных условий увеличение стоимости объекта реконструкции на 100% - дает возможность применения ставки 1,1 %, при достижении 150% - ставки 0,9%. Льгота представляется не ранее, чем будут освоены 80% объема инвестиций, предусмотренных проектом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Мурманской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 N 446-01- ЗМО ставка налога в размере 0,9 процента установлена для организаций, реализующих стратегические, приоритетные инвестиционные проекты Мурманской области, в отношении имущества, увеличение первоначальной стоимости которого в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства состоялось в период реализации стратегического, приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области и учтено на счете учета основных средств после заключения соглашения о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области.
Указанная ставка налога на имущество организаций применяется при соблюдении организацией следующих условий:
- реализация стратегического, приоритетного инвестиционного проекта осуществляется в рамках заключенного соглашения о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области или специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Мурманской области без участия Российской Федерации, предусматривающего предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Мурманской области в форме льготы по налогу на имущество организаций;
- общий объем вложений, повлекших увеличение первоначальной стоимости имущества в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства в рамках инвестиционного проекта составляет не менее 150 процентов от остаточной стоимости этого же имущества до осуществления указанных выше работ по состоянию на 1 -е число налогового периода, в котором заключено соглашение о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области или специальный инвестиционный контракт, заключенный от имени Мурманской области без участия Российской Федерации.
Ставка налога на имущество организаций (0,9%) применяется в течение трех лет для приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области, с 1-го числа месяца, в котором учтено на счете бухгалтерского учета основных средств увеличение первоначальной стоимости имущества в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства, но не ранее чем будет освоено 80 процентов общего объема вложений, предусмотренных на увеличение первоначальной стоимости имущества в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства в рамках инвестиционного проекта.
Как установлено судом первой инстанции, с 2007 года Общество осуществляло реконструкцию здания гостинично-делового комплекса на основании Приказа руководителя от 15.06.2007 N 108/1.
Реконструкция осуществлялась на основании разрешения на строительство от 13.06.2012 N RU 51220000-305, выданного Комитетом градостроительства и территориального развития г. Мурманска со сроком действия до 13.12.2015 по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 82.
Комитетом градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска 05.09.2014 Обществу выдано Разрешение N RU 50 3 20 000-352 о вводе в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства "Реконструкция гостинично-делового центра "Арктика", I этап Гостиница "Арктика".
Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2017 N 130-ПП "О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Мурманской области АО "Отель "АРКТИКА" при реализации приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области "Реконструкция здания отеля "АРКТИКА" (далее - Постановление Правительства МО) инвестиционному проекту "Реконструкция здания отеля "АРКТИКА" присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области.
Между Правительством Мурманской области и АО "Отель "АРКТИКА" 28.04.2017 заключено Соглашение о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области при реализации приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области "Реконструкция здания отеля "АРКТИКА" (далее - Соглашение).
Данное Соглашение заключено в результате Решений Межведомственной комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов Мурманской области от 03.06.2015 и от 07.02.2017.
Соглашение определяет формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности при реализации приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области "Реконструкция здания отеля "АРКТИКА" (инвестиционный проект) (статья 1 Соглашения).
Согласно пункту 2.2 статьи 2 Соглашения Инвестору (Обществу) предоставляется государственная поддержка в форме льготы по налогу на имущество организаций в виде установления ставки налога в размере 0,9% в отношении имущества, увеличение первоначальной стоимости которого в результате реконструкции состоялось в период реализации инвестиционного проекта и учтено на счете учета основных средств после заключения Соглашения, при условии, что общий объем вложений повлекших увеличение первоначальной стоимости имущества в результате реконструкции инвестиционного проекта составляет не менее 150% от остаточной стоимости этого же имущества до осуществления указанных выше работ, по состоянию на 1-е число налогового периода, в котором заключено Соглашение.
На основании пункта 5 статьи 1, подпункта 2 пункта 1 статьи 4-2 Закона Мурманской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО (далее - Закон о налоге на имущество) и заключенного с Правительством Мурманской области Соглашения Общество в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 года заявило ставку 0,9 процента в отношении здания гостиничного комплекса, законченного реконструкцией в период реализации приоритетного инвестиционного проекта.
По мнению подателя жалобы, заявителем не соблюдены условия применения льготной ставки, в частности, предусматривающее, что льготная ставка может быть применена организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, лишь в отношении того имущества, увеличение первоначальной стоимости которого состоялось в период реализации указанного проекта и при этом такое увеличение должно быть учтено на счете основных средств после заключения соответствующего соглашения. Увеличения стоимости спорного имущества осуществлено заявителем до момента подписания Соглашения о признании "Реконструкции Отеля Арктика" приоритетных инвестиционных проектов Мурманской области, Общество неправомерно применило пониженную ставку по налогу на имущество организаций к зданию гостиничного комплекса, поскольку реконструкция здания гостиничного комплекса была завершена ранее подписания Соглашение о государственной поддержке инвестиционной деятельности, после подписания соглашения не учитывались на счете основанных средств увеличения первоначальной стоимости.
Указанный довод подателя жалобы несостоятелен по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекция не оспаривает выполнение налогоплательщиком иных оснований для использования льготы по налогу на имущество, предоставленной ему на основании инвестиционного соглашения от 28.04.2017.
Данное Соглашение было заключено в результате Решений Межведомственной комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов Мурманской области от 03.06.2015 и от 07.02.2017, на основании Постановления Правительства Мурманской от 15.03.2017 N 130-ПП инвестиционному проекту "Реконструкция отеля "АРКТИКА" был присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области.
Суд первой инстанции правильно отметил, что содержание приведенных документов свидетельствует о необходимости признания в качестве начала реализации инвестиционного проекта - начало его осуществления, а не дата заключения договора об осуществлении инвестиционной деятельности в Мурманской области.
Право налогоплательщика на применение льготы по налогу на имущество возникает при наличии следующих обязательных условий:
- создание или приобретение имущества для реализации инвестиционного проекта;
- выполнение условий инвестиционного соглашения.
Поскольку отношения с Инвестором являются длящимися, началом реализации инвестиционного проекта признается начало его осуществления, а не дата заключения договора об осуществлении инвестиционной деятельности в Мурманской области.
Соглашением Правительство Мурманской области предоставляет Инвестору (АО "Отель "АРКТИКА") в течение срока действия Соглашения государственную поддержку в форме льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения Инвестора от налогообложения в отношении имущества созданного, приобретенного в собственность в период реализации инвестиционного проекта, которое учтено обособленно на счете бухгалтерского учета основных средств после заключения Соглашения, и которое используется в целях реализации инвестиционного проекта.
Помимо законодательно закрепленных условий возможности использования льготной ставки по налогу на имущество организаций обязательствами АО "Отель "АРКТИКА", предусмотренными Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2017 N 130-ПП и Соглашением, являются:
- осуществление в сроки, указанные в бизнес-плане инвестиционного проекта, капитальных вложений на сумму не менее 1 928 млрд. руб.;
- обеспечение прироста доходов областного бюджета на сумму не менее 834 млн. руб. в течение срока действия соглашения (10 лет);
- поддержание среднего размера заработной платы сотрудников при полном рабочем дне, превышающего средний размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сфере деятельности "Гостиницы и рестораны" (ОКВЭД 55).
По данным бухгалтерского учета общий объем вложений в реконструкцию отеля "АРКТИКА" составил более 150 % от остаточной стоимости этого имущества до осуществления работ по состоянию на 1 число налогового периода, в котором заключено соглашение.
Указанный объект основных средств принят и учтен на счетах учета основных средств с соблюдением норм, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств".
Реконструкция объекта завершена, объект введен в эксплуатацию в рамках 10-летнего срока действия срока инвестиционного проекта.
Сумма инвестиций в реконструкцию объекта (здание гостиничного комплекса) по состоянию на 30.09.2017 составила 1,6 млрд. руб., что составляет более 80% от суммы проектных инвестиций.
Сумма налоговых поступлений в бюджет за период 2014 - 9 месяцев 2017 года составила 165 млн. руб., что соответствует 19 % от показателя 834 млн. рублей.
Размер средней заработной платы в Обществе составляет порядка 48 тыс. руб. против 24 тыс. руб. средней заработной платы в сфере торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса по Мурманской области по официальным статистическим данным по Мурманской области.
Факт исполнения Обществом обязательств по договору об инвестиционной деятельности подтвержден, данный договор продолжает действовать на настоящий момент.
Действующее законодательство не содержит условия о том, что льготная ставка может быть применена исключительно в отношении имущества, которое будет принято на учет в период после подписания соглашения.
В Законе от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО не использована формулировка "принято на учет", притом, что именно такую терминологию использует ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Пункт 2.2 статьи 2 Соглашения предусматривает, что ставка 0,9% устанавливается в отношении имущества, увеличение первоначальной стоимости которого в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства состоялось...".
Согласно Приложению N 1 к Соглашению "Материалы финансово-экономических расчетов" бизнес-план инвестиции в проект предусмотрены вплоть до 2023 года.
При этом инвестиционный проект, признанный приоритетным, не ограничивается инвестициями непосредственно в реконструкцию, но предусматривает обязанность инвестировать в проект, например, путем приобретения машин и оборудования.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 Соглашения инвестор обязуется осуществить капитальные вложения на сумму не менее 1,928 млрд. руб. (включая НДС).
Капитальные вложения в соответствии с действующим законодательством могут осуществляться как форме реконструкции, так и модернизации (статья 257 НК РФ).
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 1 Закона Мурманской области о налоге на имущество N 446-01-ЗМО от 26.11.2003 года ставка налога в размере 0,9 процента установлена для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Мурманской области, в отношении имущества, увеличение первоначальной стоимости которого в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства состоялось в период реализации стратегического, приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области и учтено на счете учета основных средств после заключения соглашения о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области или специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Мурманской области без участия Российской Федерации.
Таким образом, законодательство и подписанное на его основе Соглашение прямо предусматривает, что модернизация относится к видам капительных вложений, которые льготируются.
Как пояснило Общество в отзыве на жалобу, в период применения льготы (с 01.01.2019 налогоплательщик не применяет инвестиционную льготу, поскольку здание отеля отнесено к объектам, облагаемым по кадастровой стоимости) продолжались капитальные вложения в здание отеля "Арктика", в том числе с июля 2017, в 2018 годах.
Из материалов дела следует, что фактически работы проведены, размер капитальных вложений или их выполнение в установленном Соглашением размере ни налоговым органом, ни Правительством Мурманской области не оспаривается. Исключение стоимости работ, выполненных ООО "АРС-Строй" никак не влияет на возможности применения льготы, в т.ч. в части общей суммы капитальных вложений определенных Соглашением.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности применения заявителем спорной льготы по объекту "Здание Арктика пр. Ленина, 82" с даты заключения Соглашения, в связи с чем правильно признал недействительным оспариваемое решение Инспекции.
Следовательно, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2020 по делу N А42-8255/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8255/2018
Истец: АО "ОТЕЛЬ "АРКТИКА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ