г. Киров |
|
25 сентября 2020 г. |
Дело N А31-386/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2020 по делу N А31-386/2020
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" (ИНН: 4400000299; ОГРН: 1034408610136)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" (далее - заявитель, Учреждение, ОГБУ "Костромаавтодор") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 25.12.2019, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано, оспариваемое постановление изменено в части назначенного административного наказания: размер назначенного административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОГБУ "Костромаавтодор" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что с октября 2019 года со стороны СПОК "Горка" в адрес ОГБУ "Костромаавтодор" поступали предложения об аренде, в том числе земельного участка с кадастровым номером 44:20:104503:154. Прийти к общему соглашению по условиям аренды СПОК "Горка" и ОГБУ "Костромаавтодор" удалось лишь в середине декабря 2019 года, договор аренды земельного участка зарегистрирован 31.12.2019.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что Учреждением не представлено документов, подтверждающих право на занятие и использование части земельного участка с кадастровым номером 44:20:104503:154, площадью 2164 кв.м, расположенного по адресу: Костромская область, Солигачский район, урочище Лебедево. Административный орган не согласен с доводом заявителя о том, что факт занятия именно ОГБУ "Костромаавтодор" не доказан, поскольку доступ к карьеру, расположенному на земельных участках с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:154, ограничен, ключ от шлагбаума с навесным замком находится у Учреждения.
В возражениях на отзыв Управления заявитель указал, что СПОК "Горка" не имеет претензий к ОГБУ "Костромаавтодор" по факту пользования земельным участком с кадастровым номером 44:20:104503:154. ОГБУ "Костромаавтодор" также отметило, что на момент проверки техника Учреждения на названном земельном участке не зафиксирована.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.08.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.08.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.10.2019 в Управление Росреестра по Костромской области из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с сопроводительным письмом от 30.10.2019 N 16-02275/19 и 06.11.2019 из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям с сопроводительным письмом от 01.11.2019 N 03/7332 поступило обращение СПОК "Горка" об использовании неустановленным лицом без законных оснований земельного участка с КН 44:20:104503:154, расположенного по адресу: Костромская область, Солигаличский район, урочище Лебедево (т.1 л.д.93-96).
Согласно акту проверки Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 20.09.2019 N 03/39вн (т.1 л.д.97-103), приложенному к Обращению, между СПОК "Горка" и ОГБУ "Костромаавтодор" заключен договор аренды от 31.05.2019 N 1 (т.1 л.д.107-110), согласно которому СПОК "Горка" предоставил последнему земельный участок с КН 44:20:104503:153, категории: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Костромская область, Солигаличский район, урочище Лебедево, с целью разработки участка недр местного значения "Лебедевское".
Обращение, содержащее признаки нарушений требований земельного законодательства, ответственность за которые предусмотрена, в том числе, статьей 7.1 КоАП РФ, направлено по территориальности в Галичский межмуниципальный отдел Управления с сопроводительными письмами от 31.10.2019 N 01-35/19005 и от 07.11.2019 N 01 -35/19297 для рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятия мер в рамках установленной компетенции (т.1 л.д.89, 111).
В ходе рассмотрения обращения 18.11.2019 на основании задания на проведение административного обследования объекта земельных отношений от 18.11.2019 N 8 (т.1 л.д.142), в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными постановлением Правительства от 18.03.2015 N 251, п.п. 109-114 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.06.2019 N П/0240 (далее - Административный регламент), проведено административное обследование земельных участков с КНКН 44:20:104503:154, 44:20:104503:153 (т.1 л.д.143-151).
Должностным лицом в ходе проведения административного обследования установлено, что ОГБУ "Костромаавтодор" используя по договору аренды земельный участок с КН 44:20:104503:153 для добычи полезных ископаемых, также осуществил выемку полезных ископаемых за пределами границ земельного участка с КН 44:20:104503:153.
По результатам административного обследования установлено, что в действиях ОГБУ "Костромаавтодор" усматриваются признаки нарушения, выразившегося в самовольном занятии части земельного участка с КН 44:20:104503:154 и использовании его без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
В силу подпункта 4 пункта 43 Административного регламента выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации является основанием для проведения внеплановой проверки.
На основании изложенного, отделом Управления в период с 16.12.2019 по 17.12.2019 на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной и выездной проверки Управления Росреестра по Костромской области от 22.11.2019 N 08-117-рс (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 25.11.2019, т.2 л.д.27-28, 37) проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель в отношении ОГБУ "Костромаавтодор" на земельном участке, расположенном по адресу: Костромская область, Солигаличский район, урочище Лебедево, КН 44:20:104503:153.
Земельный участок с КН 44:20:104503:153, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: Костромская область, Солигаличский район, урочище Лебедево.
Согласно сведениям, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН) земельный участок с КН 44:20:104503:153 принадлежит на праве собственности СПОК "Горка" на основании договора внесения дополнительного паевого взноса в паевой фонд сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Горка" от 13.06.2018 N 6 (запись о государственной регистрации права от 13.07.2018 N 44:20:104503:153-44/016/2018-1).
Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок с КН 44:20:104503:153 граничит с двухконтурным земельным участком с КН 44:20:104503:154, данные земельные участки являются смежными.
В ходе проверки установлено, что часть карьера примерной площадью 2164 кв.м. (0,22 га) с западной, северо-западной стороны разработана за границей земельного участка с КН 44:20:104503:153 на части смежного земельного участка с КН 44:20:104503:154.
Сведения, подтверждающие право пользования ОГБУ "Костромаавтодор" части земельного участка с КН 44:20:104503:154 во ФГИС ЕГРН отсутствуют, что также подтверждается доводами СПОК "Горка", изложенными в Обращении от 29.10.2019 N 90.
На основании изложенного ответчик пришел к выводу о том, что ОГБУ "Костромаавтодор" допустило самовольное занятие части земельного участка с КН 44:20:104503:154 примерной площадью 2164 кв.м. (0,22 га).
19.12.2019 по данному факту уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, которым деяние ОГБУ "Костромаавтодор", выразившееся в самовольном занятии земельного участка, квалифицировано по статье 7.1 КоАП РФ (т.2 л.д.126-127).
25.12.2019 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо Управления вынесло в отношении Учреждения постановление, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т.3 л.д.30-37).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление об административном правонарушении являются незаконными и подлежат отмене, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности ответчиком в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, не усмотрев существенных нарушений в ходе проведения проверки и при производстве по делу об административном правонарушении, отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления, однако в порядке статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа до 50 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
В абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях Учреждения объективной стороны административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии части земельного участка, необходимо доказать, что оно пользовалось земельным участком, данный земельный участок принадлежит третьему лицу, которое в установленном порядке не выражало свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.
При этом следует отметить, что специфика рассмотрения арбитражным судом дела в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно положение статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающее административный орган доказать состав правонарушения, не освобождает заявителя как участника процесса в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от обязанности доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.05.2019 между СПОК "Горка" и ОГБУ "Костромаавтодор" заключен договор N 1 аренды земельного участка (т.1 л.д.107-110), согласно которому СПОК "Горка" предоставил последнему земельный участок с КН 44:20:104503:153, расположенный по адресу: Костромская область, Солигаличский район, урочище Лебедево.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора аренды земельный участок передан Арендодателем Арендатору с целью разработки участка недр местного значения "Лебедевское".
Согласно сведениям ФНС России от 18.11.2019 N ЮЭ9965-19-114651215 дополнительными видами деятельности ОГБУ "Костромаавтодор" являются добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня, разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина (т.2 л.д.9-20).
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области ОГБУ "Костромаавтодор" выдана лицензия серия КОС 80252 от 23.11.2017 на геологическое изучение, разведку и добычу валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр местного значения "Лебедевское" Солигаличского района Костромской области (т.2 л.д.70-81).
Земельный участок с КН 44:20:104503:153 граничит с двухконтурным земельным участком с КН 44:20:104503:154, данные земельные участки являются смежными.
Согласно обмеру земельного участка с КН 44:20:104503:153 при помощи Публичной кадастровой карты официального сайта Росреестра площадь фактически используемого земельного участка составила 10,82 га, что на 0,21 га больше чем по правоподверждающему документу.
Также, в ходе проверки произведен обмер границ песчаного карьера аппаратурой геодезической спутниковой Hiper SR заводской номер 1226-10208 (свидетельство о поверке от 08.02.2019 N 0086019), Hiper SR заводской номер 1226-10259 (свидетельство о поверке от 08.02.2019 N 0085019). Согласно произведенным измерениям площадь карьера, разработанного ОГБУ "Костромаавтодор", составила примерно 13767 кв.м (1,38 га).
При этом установлено, что часть карьера примерной площадью 2164 кв.м (0,22 га) с западной, северо-западной стороны разработана за границей земельного участка с КН 44:20:104503:153 на части смежного земельного участка с кадастровым номером 44:20:104503:154.
Сведения, подтверждающие право пользования ОГБУ "Костромаавтодор" части земельного участка с КН 44:20:104503:154 в ЕГРН отсутствуют.
При таких обстоятельствах, событие вменяемого в вину заявителю административного правонарушения является установленным.
Факт работы техники на земельных участках с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:154 зафиксирован в акте проверки от 20.09.2019 N 03/39 вн (т. 1 л.д.97-103). При этом доступ к карьеру, расположенному на названных земельных участках ограничен: на въезде установлен шлагбаум с навесным замком, ключ от которого находится в Солигачском филиале ОГБУ "Костромаавтодор".
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Учреждения от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При изложенных обстоятельствах в деянии ОГБУ "Костромаавтодор" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе принятие мер по согласованию условий договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:20:104503:154 в период проведения проверки не свидетельствует о наличии у Учреждения предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Размер определенного судом административного наказания установлен Учреждению с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести. Процедура изменения размера административного взыскания судом первой инстанции соблюдена. При решении вопроса о возможности применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд обоснованно учел характер совершенного правонарушения и его последствия, факт заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:20:104503:154 на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, не установлено.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2020 по делу N А31-386/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2020 по делу N А31-386/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-386/2020
Истец: ОГБУ "КОСТРОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ "КОСТРОМААВТОДОР", Управление Росреестра по Костромской области
Ответчик: ОГБУ "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
Третье лицо: Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Солигаличский муниципальный район, Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Солигаличский муниципальный район, Чухломской муниципальный район, городской округ г. Галич и Галичский муниципальный район, Антроповский муниципальный район, Парфеньевский муниципальный район, ведущий специалист-эксперт Галичского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы г, Управление Росреестра по Костромской области