г. Москва |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А41-21063/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Азбука Уюта" - Ивлив Д.В., по решению N 1 от 12.02.2018,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Добромыслова Т.С., по доверенности от 20.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Азбука Уюта" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.08.2020 по делу N А41-21063/20, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "Азбука Уюта" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Азбука Уюта" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция по МО, Инспекция) с требованиями (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ):
"1. Признать незаконным решения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "АЗБУКА УЮТА" N Р001-0017167006-32564226 от 26.02.2020;
2. Обязать ГУ МО ГЖИ внести в реестр лицензий запись, согласно которой ООО "АЗБУКА УЮТА" является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Панфилова, д. 11".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Азбука Уюта" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Азбука Уюта" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Азбука Уюта" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 050001618 от 05.06.2018, предоставленной Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
По результатам собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, ул. Панфилова, дом 11, 26.12.2019 ООО "Азбука Уюта" избрана управляющей компанией, по управлению многоквартирными домами, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД N 2.
13.01.2020 в связи с заключением договора управления Обществом в адрес Госжилинспекции направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с приложением пакета документов.
Заявление получено Государственной жилищной инспекцией Московской области, что не оспаривается заинтересованным лицом.
16.01.2020 заинтересованным лицом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
26.02.2020 заинтересованным лицом принято решение N Р001-0017167006-32564226 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления.
Полагая, что действия по невнесению сведений в реестр лицензий МО нарушают права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (ч. 5 ст. 192 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 указанного Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 указанного Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (п. 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения установленных условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 указанного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 указанного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 указанного Порядка (п. 6 Порядка).
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом первой инстанции, что в адрес Госжилинспекции Московской области поступило заявление ООО "АЗБУКА УЮТА" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская область, городской округ Химки, ул. Панфилова, дом 11, на основании протокола собрания МКД N 2 от 23.12.2019.
При проверке полноты и достоверности сведений, указанных в заявлениях Госжилинсиекцией Московской области установлено, что заявление не соответствуют требованиям пп. "а" п. 3 Порядка N 938/пр, а именно:
- в нарушение требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении каждого собственника о проведении собрания, в этой связи определить срок, предусмотренный статьей 45 ЖК РФ не представляется возможным, что является существенным нарушением порядка проведения общего собрания: отсутствует протокол общего собрания, которым ранее собственники определили способ извещения собственников.
Общество в обосновании заявленных требований указывает, что к заявлению были приложены уведомления о проведении собрания, фотоматериалы размещения уведомления, что следует из решения об отказе, в связи с чем оснований для отказа у заинтересованного лица не имелось.
Также заявитель указал, что в протоколе общего собрания от 17.09.2017, которым ранее собственники многоквартирного дома определили способ извещения о последующих собраниях собственников на информационных досках, расположенных в многоквартирном доме.
Вместе с тем доводы заявителя подлежали отклонению, как противоречащие нормам жилищного законодательства и представленным доказательствам.
Согласно ч. 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Как установлено судом первой инстанции, протоколом N 1 от 17.09.2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, собственниками выбран способ размещения сообщений в доме о проведении общего собрания собственников помещений его решений и иных значимых событий, касающихся управления многоквартирным домом на информационных досках, расположенных в многоквартирном доме, в том числе направления решений (бюллетеней голосования), материалов собрания для принятия участия в общем собрании собрания на электронную почту собственников помещений посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также вложения документов в почтовые ящики, расположенные в подъездах (холлах) МКД.
При обращении к заинтересованному лицу заявителем представлены следующие документы, согласно описи:
- оригинал протокола N 2 от 26.12.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования;
- приложение N 1 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 -реестр собственников с указанием Ф.И.О., реквизитов документов, подтверждающих права собственности и долю (количество голосов) каждого собственника;
- приложение N 2 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 - сообщение о проведении общего собрания собственников;
- приложение N 3 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 - фото, подтверждающее уведомление собственников о проведении внеочередного общего собрания собственников путем размещения сообщения на информационных стендах, расположенных в общедоступном месте в многоквартирном доме и копия уведомления Администрации г.о. Химки о проведении внеочередного общего собрания собственников;
- приложение N 4 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 - список присутствующих лиц (копия);
- приложение N 5 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 - проект договора управления, утвержденный решением ОСС;
- приложение N 6 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 - оригиналы бланков решений;
- приложение N 7 к протоколу ОСС N 2 от 26.12.2019 - письмо от собственников и фото размещения протоколов (итогов) общего собрания на информационных стендах дома и входных дверях;
- приложение N 8 к протоколу ОСС N 2 от 26,12.2019 - список приглашенных лиц.
Между тем, в нарушение ч. 4 ст. 45 ЖК РФ заинтересованным лицом не представлено доказательств направления в адрес заинтересованного лица решения собственников многоквартирного дома о способе извещения собственников о проведении общего собрания собственников, в этой связи определить срок, предусмотренный статьей 45 ЖК РФ не представляется возможным, что является существенным нарушением порядка проведения общего собрания.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом первой инстанции, что протоколом N 1 от 17.09.2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, собственниками выбран способ размещения сообщений в доме о проведении общего собрания собственников помещений его решений и иных значимых событий, касающихся управления многоквартирным домом на информационных досках, расположенных в многоквартирном доме, в том числе направления решений (бюллетеней голосования), материалов собрания для принятия участия в общем собрании собрания на электронную почту собственников помещений посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также вложения документов в почтовые ящики, расположенные в подъездах (холлах) МКД.
Указанный протокол общего собрания собственников помещений МКД от 17.09.2017 N 1, заявителем был представлен суду, при этом доказательств, того что он представлялся заинтересованному лицу при обращении о внесении изменений в реестр лицензий, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у заинтересованного лица наличествовали основания для вынесения оспариваемого отказа во внесении изменений в реестр лицензий МО, следовательно, нарушения положений Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр Госжилинспекций не допущено, как и нарушения прав и законных интересов последнего, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, при этом заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области после устранения всех выявленных недостатков.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.08.2020 по делу N А41-21063/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21063/2020
Истец: ООО "АЗБУКА УЮТА"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"