г.Москва |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А40-294281/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Семикиной О.Н., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2020 по делу N А40-294281/19
по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ" (ОГРН: 1145045000253)
к ответчику - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (119021, МОСКВА ГОРОД, ПРОСПЕКТ КОМСОМОЛЬСКИЙ, ДОМ 18, СТРОЕНИЕ 3, ОГРН: 1097746390224, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2009, ИНН: 7703702341), при участии третьих лиц: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОГРН 1087746462616, ИНН 7704684769, 119160, Субъект Российской Федерации, г. МОСКВА, ул. ПЕРЕУЛОК ЗНАМЕНСКИЙ Б., д. 8, к. 3), ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛСР. СТРОИТЕЛЬСТВО - СЕВЕРО-ЗАПАД" (194292, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, ПЕРЕУЛОК 3-Й ВЕРХНИЙ, ДОМ 5, ЛИТЕР Т, ПОМ/КАБ 2-Н, 3-Н/277, ОГРН: 1147847196727, Дата присвоения ОГРН: 04.06.2014, ИНН: 7802862265); МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (119019, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19, ОГРН: 1037700255284, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: 7704252261),
о понуждении выполнить гарантийный ремонт.
При участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Черняков Д.А. по доверенности от 07.11.2019,
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) Нагаева Л.А. по доверенности от 19.11.2019, 3) Пахомов А.Н. по доверенности от 08.05.2020.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 19.06.2020 в удовлетворении исковых требований о понуждении выполнить гарантийный ремонт, а именно: "Обязать OA "Главное управление обустройства войск" в течение 60 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить недостатки, допущенные при выполнении работ по устройству отмостки, входных групп, устройству тротуаров и пандусов в жилых домах, расположенных по адресу: г. Мытищи, ул. Белобородова д. 2 Б, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 Б, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 В, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 Г, г. Мытищи 1-й Рупасовский пер д. 17А, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 17Б, а именно:
- выполнить ограждающие конструкции первой ступени входа в подвал высотой 100 мм от уровня отмостки;
- выполнить облицовку полов и ступеней крылец керамическими плитками с антискользящим покрытием;
- устранить наличие уклона тротуарной плитки в пределах допустимого;
- устранить аппарели из брусчатки на тротуарах и выполнить устройство пандусов с ограждающими конструкциями с двух сторон;
- устранить нарушения при устройстве отмостки в виде допустимого отклонения от горизонтальной плоскости;
- устранить отклонения при устройстве покрытий из брусчатки от горизонтальной плоскости при устройстве тротуара из брусчатки;
- выполнить плавное примыкание к входным группам и спускам к тротуарной плитке;
- выполнить примыкание отмостки к цоколю жилых домов;
- устранить просадку и провалы тротуарной плитки (брусчатки) возле крылец и входных групп;
- устранить заглубление бортового камня в месте подхода к тротуару, отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
Истец, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителей ответчика, явившихся представителей третьих лиц, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании явившиеся представители ответчика, третьих лиц, поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают их необоснованными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, объяснений, выслушав явившихся представителей ответчика, третьих лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований Истец ссылался на то, что Общество с ограниченной ответственностью "УК Август ЖКХ" (ранее ООО "УК ЖК СМР", решение о смене наименования от 26.08.2015) является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 2Б, г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 2В, г. Мытищи, ул. Белобородова, г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 4Б, г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 4Г, г. Мытищи, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 11А, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 11Б, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 15А, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 17, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 17А, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 17Б на основании решения единственного собственника - Министерства обороны РФ, оформленного протоколом от 22.06.2015 г.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирными домами должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещения в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.
Права и обязанности у управляющей компании возникают на основании договор; управления многоквартирным домом, который она должна заключить с каждым и: собственников помещений (ст. 10 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3.1.16 договоров на управление, заключенных собственниками помещений МКД, расположенных по адресу: г. Мытищи, ул Белобородова, д. 2Б, г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 2В, г. Мытищи, ул. Белобородова, д 4Б, г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 4Г, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. ПА, г Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 11Б, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 15А, г Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 17, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 17А, г Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 17Б, ООО "УК Август ЖКХ" обязана вести работу по выявлению дефектов строительства, осуществлять претензионную работу с застройщиком по их устранению, представлять интересы жителей дома по указанным вопросам в суде.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вышеуказанные многоквартирные дома, были построены на основании государственного контракта от 28.04.2011 N ДГЗ-МКР-25А/2011 (Государственный) заказчик Министерство обороны Российской Федерации от имени Российской Федерации в лице Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации - генеральный подрядчик АО "ГУОВ, подрядчик ООО "ЛСР. Строительство - Северо-Запад").
Объекты капитального строительства, расположенные по адресу: г. Мытищи, ул.Белобородова д. 2 Б, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 2 В, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 Б, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 Г, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. ПА, г.Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 11 Б, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 15А, г.Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 17, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 17А, г.Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 17Б - Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации были введены в эксплуатацию в конце 2014/ начале 2015 годах.
В соответствии с п. 16.1 Государственного контракта N ДГЗ-МКР-25 А/2 011 от 28.04.2011 года, а также основываясь на 756 ст. ГК РФ - гарантийный срок на качество выполненных работ, начинает течь с момента получения разрешения на ввод объекта : эксплуатацию и составляет 5 (Пять) лет.
Согласно п. 16.1 Государственного контракта генеральный подрядчик гарантирует возможность безаварийной эксплуатации объекта на протяжении гарантийного срока, бесперебойное функционирование инженерных систем, смонтированных и налаженных генподрядчиком, при эксплуатации объекта в гарантийный срок, высокое качество всех работ и поставок, нормальное функционирование смонтированного и налаженного генподрядчиком оборудования, систем, установок, механизмов, инженерных сетей, достижение объектом указанных в проектной документации показателей и возможность нормальной эксплуатации объекта в период гарантийного срока.
На основании п. 16.3 Государственного контракта, если в течение Гарантийного срока выявится, что Работы (отдельные виды Работ) или Оборудование (часть оборудования), имеют дефекты и недостатки, которые являются следствием ненадлежащего выполнения Генподрядчиком (его субподрядчиками и поставщиками) принятых им на себя обязательств, в том числе будут обнаружены материалы, которые не соответствуют сертификатам качества или требованиям Контракта, то эксплуатирующая организация совместно с Генподрядчиком составляет рекламационный акт, где кроме прочего определяются даты устранения дефектов и недостатков. Рекламационный акт должен быть составлен не позднее 10 (десяти) дней со дня обнаружения недостатков. Гарантийный срок на работы (отдельные виды работ) или Оборудование (часть оборудования), в которых устранялись дефекты, продлевается на период устранения дефектов.
Актом от 20.05.2019 Истцом были зафиксированы недостатки входных групп и покрытий из брусчатки.
Согласно данному Акту, в адрес Ответчика и Минобороны России была направлена досудебная претензия (исх. 237 от 04.09.2019 г.) с просьбой устранить выявленные недостатки, но таковая оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно обратил внимание на то, что в исковом заявлении не указано, какие права и законные интересы управляющей компании нарушены неисполнением АО "ГУОВ" (Генподрядчиком) гарантийных обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
По смыслу действующего гражданского законодательства способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.
Истец обратился в суд с настоящим иском как управляющая компания жилых домов, расположенных по адресу: г. Мытищи, ул. Белобородова д. 2 Б, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 Б, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 В, г. Мытищи, ул. Белобородова д. 4 Г, г. Мытищи 1-й Рупасовский пер д. 17А, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер д. 17Б, действуя от имени и в интересах собственников помещений.
Однако доказательств нарушения со стороны Ответчика гражданских прав и законных интересов Истца, как управляющей компании вышеуказанных домов, в материалы дела истец не представил и не обосновал, каким образом удовлетворение исковых требований по заявленному предмету и основанию приведет к восстановлению прав управляющей компании.
В соответствии с п.1 ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Согласно п.1 ст.290 ГК РФ и п.1 ст.36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, согласно подпункту "а" пункта 2 которых, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, то есть помещения общего пользования.
Согласно ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п.4 ст.36 ЖК РФ).
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст.305 ГК РФ).
Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Из содержания приведенных норм следует, что условием удовлетворения требования об устранении недостатков, выявленных при строительстве и эксплуатации многоквартирных домов, является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник (иной титульный владелец) претерпевает нарушения своего права.
В соответствии с ч.1 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статья 4 АПК РФ усматривает право лица на обращение в арбитражный суд в защиту своих интересов.
Исключения из этого правила установлены в ст.ст.52, 53 АПК РФ, предусматривающих возможность обращения в арбитражный суд прокурора и государственных органов (органов местного самоуправления) в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законом. Возможность обращения в суд в защиту интересов иных лиц может быть предусмотрена федеральным законом.
Между тем, Истец не является лицом, поименованным в данных нормах АПК РФ, и не указал федеральный закон, на основании которого он обладает полномочиями на обращение в арбитражный суд в защиту прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах.
Собственники помещений многоквартирных жилых домов по адресу: г.Мытищи, ул. Белобородова, д.2 Б, д.2 В, д.2 Г, д.4 А, д.4 Б, д.4 В, д.4 Г, а также по адресу: г. Мытищи, 1 -й Рупасовский пер., д. 11, д. 11 А, д. 11 Б, д. 15 А, д. 17, д. 17 А, д. 17 Б не поручали ООО "УК Август ЖКХ" обращаться с какими-либо исковыми требованиями к АО "ГУОВ" в Арбитражный суд города Москвы.
Следовательно у истца не возникло право (обязанность) на обращение в арбитражный суд в защиту прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, учитывая отсутствие решения общего собрания собственников о наделении ООО "УК Август ЖКХ" полномочиями на обращение в арбитражный суд с настоящим иском суд первой инстанции достоверно установил, что общество является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Кроме того, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. По смыслу действующего гражданского законодательства способ защиты сен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (Генподрядчик) заключен государственный контракт (далее - Госконтракт) от 28.04.2011 г. N ДГЗ-МКР25-А/2011 на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объекте: "Строительство многоквартирных жилых домов на 2300 квартир на территории военного городка 13/1Б в микрорайоне 25-А, города Мытищи Московской области" шифр объекта МКР 25-А.
Согласно п. 1.8 госконтракта гарантийный срок - срок, исчисляющийся с даты выдачи Разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, в течение которого Генподрядчик устраняет в соответствии с условиями Контракта своими силами и/или привлеченными силами и за свой счет все выявленные дефекты, связанные с выполнением работ и/или поставленному оборудованию по Контракту, при отсутствии виновных действий со стороны Заказчика и третьих лиц.
Пунктом 1.20 госконтракта определено, что недостатки - это допущенные отступления от требований, предусмотренных в Контракте, проектной документации и строительных норм, и правил.
В соответствии с п. 16.1 госконтракта генподрядчик гарантирует возможность безаварийной эксплуатации объекта на протяжении гарантийного срока, бесперебойное функционирование инженерных систем, смонтированных и налаженных генподрядчиком, при эксплуатации объекта в гарантийный срок, высокое качество всех работ и поставок, нормальное функционирование смонтированного и налаженного генподрядчиком оборудования, систем установок, механизмов, инженерных сетей, достижение объектом указанных в проектной документации показателей и возможность нормальной эксплуатации объекта в период гарантийного срока и несет ответственность за отступления от них, своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока.
Гарантийный срок согласно п. 16.2 Договора составляет 5 лет с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если иной срок не установлен компанией-производителем оборудования.
Пункт 16.3 госконтракта говорит о том, что если в течение гарантийного срока выявится, что Работы (отдельные виды Работ) или Оборудование (часть Оборудования), имеют дефекты и недостатки, которые являются следствием ненадлежащего выполнения Генподрядчиком (его субподрядчиками и поставщиками) принятых им на себя обязательств, в том числе будут обнаружены Материалы, которые не соответствуют сертификатам качества или требованиям Контракта, то Государственный заказчик или уполномоченные Государственным заказчиком Заказчик или эксплуатирующая организация совместно с Генподрядчиком составляет рекламационный акт, где кроме прочего определяются даты устранения дефектов и Недостатков. Рекламационный акт должен быть составлен не позднее 10 (десяти) дней со дня обнаружения недостатков. Гарантийный срок продлевается на период устранения дефектов.
Для участия в составлении рекламационного акта, фиксирующего выявленные дефекты, согласования порядка и сроков их устранения Генподрядчик обязан в течение 2 (двух) дней с момента получения извещения эксплуатирующей организации (Государственного заказчика, Заказчика) о выявленных дефектах направить своего представителя (п. 16.4 Госконтракта).
При отказе Генподрядчика от составления или подписания рекламационного акта эксплуатирующая организация (Государственный заказчик, Заказчик) составляет односторонний акт на основе квалифицированной экспертизы, привлекаемой за счет Генподрядчика.
Генподрядчик не несет ответственности в период гарантийного срока за ущерб, причиненный Объекту третьими лицами или ненадлежащей эксплуатацией (п. 16.8. Гос контракта).
В соответствии со ст. 722 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Директором Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации Р. Филимоновым 25.12.2013 г. принято решение о поэтапном вводе в эксплуатацию объекта "Строительство многоквартирных жилых домов на 2300 квартир на территории военного городка 13/1Б в микрорайоне 25-А, города Мытищи Московской области" по адресу: Московская область, г.п. Мытищи, пер. 1-й Рупасовский, д. 19 (шифр объекта МКР 25-А).
Строительство жилых домов по адресу: г. Мытищи, ул. Белобородова, д.2 Б, д.2 В, д.2 Г, д.4 А, д.4 Б, д.4 В, д.4 Г, а также по адресу: г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д. 11, д. 11 А, д. 11 Б, д. 15 А, д. 17, д. 17 А, д. 17 Б выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, и государственным стандартам и вводятся в действие.
Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе результатов проведенных ими обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Каких-либо строительных недостатков многоквартирные дома, а также прилегающая территория не содержали (в том числе в части заявленных Истцом недостатков).
Кроме того, Управлением (Государственного строительного надзора) главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации выдано заключение от 13.10.2014 г. N 111.10.14.58-285 о соответствии построенных объектов капитального строительства, в том числе в части благоустройства территории, дорог, тротуаров, малых форм (26 этап подшифр МКР 25- А/БТ) требованиям технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил и проектной документации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 N 2300 предметом строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства борами учета используемых энергетических ресурсов.
Аналогичным подтверждением является разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 26 этап (подшифр МКР 25-А/БТ) благоустройство территории, дороги, тротуары, малые формы от 16.01.2015 г. N RU50501102-153/128.
Также суд первой инстанции правильно учел, что согласно Акту приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) объекты строительства шифр МКР 25-А выполнены в соответствии с проектами, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и введены в действие.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) Является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика), заказчика. Стоимость выполненных работ указывается в фактически действующих ценах текущего года.
Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе результатов проведенных ими обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Согласно п.2.5. Госконтракта Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством Работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее именуемое по тексту - Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате Работ, Заказчик действует от имени Государственного заказчика.
Разделом 7 Госоконтракта установлены функции Заказчика, согласно которым он осуществляет контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных Работ (далее - СМР), принимает и проверяет стоимость и качество СМР, а также принимает СМР (п.п.7.1.6, 7.1.14, 7.1.15 Госоконтракта).
На основании вышеуказанного следует, что строительство многоквартирных домов произведено в соответствии с существующими в Российской Федерации строительными нормами и правилами, техническими условиями и стандартами, применяемые в строительстве и передано согласно актам по форме КС 14 Заказчику.
В рамках исполнения условий Госконтракта жилые дома по адресу: г. Мытищи, ул. Белобородова, д.2 Б, д.2 В, д.2 Г, д.4 А, д.4 Б, д.4 В, д.4 Г, а также по адресу: г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., д.11, д. 11 А, д. 11 Б, д. 15 А, д. 17, д. 17 А, д. 17 Б, а также вся необходимая проектная и техническая документация переданы эксплуатирующей организации ОАО "Славянка" согласно Актам N 1 о приеме-передаче общего объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление.
На момент передачи жилых домов эксплуатирующей организации ОАО "Славянка" все инженерные системы жилых домов функционировали надлежащим образом, пусконаладочные работы, соответствовали требованиям проектной, нормативно-технической и прочей регламентирующей документации РФ. Замечания от эксплуатирующей организаций не поступали.
Доводы Истца со ссылкой на заключение специалиста N 248/19 от 03.02.2020, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены как необоснованные и документально не подтвержденные, поскольку данное заключение составлено также без вызова Ответчика и иных заинтересованных лиц, а также с нарушениями действующего законодательства при его составлении.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2020 по делу N А40-294281/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-294281/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ"
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК", МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ЛСР. СТРОИТЕЛЬСТВО - СЕВЕРО-ЗАПАД"