г. Красноярск |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А74-4697/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Конончук А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (ИНН 1901016488, ОГРН 1021900533478)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 13 августа 2020 года по делу N А74-4697/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (ИНН 1901016488, ОГРН 1021900533478, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к администрации города Абакана (ИНН 1901020300, ОГРН 102190052122, далее - администрация), к Комитету муниципальной экономики администрации города Абакана (ИНН 1901016985, ОГРН 1021900519442, далее - комитет) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Республики Хакасия на котельную, расположенную по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Западная, д. 44, с кадастровым номером 19:01:060202:1063, площадью 113,4 кв.м, исключении из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Республики Хакасия на указанную котельную.
Определениями арбитражного суда от 13.02.2020, от 22.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по РХ, МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", в качестве соответчика -Комитет муниципальной экономики администрации города Абакана (далее - ответчик, Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и дополнительными пояснениями к ней в Третий арбитражный апелляционный суд, указав следующее:
- вывод суда о том, что в республиканскую собственность передано учреждение, как имущественный комплекс и соответственно, все имущество находящееся по адресу: г. Абакан, ул. Западная, 44 противоречит представленным в материалы дела доказательствам;
- котельная из муниципальной собственности не выбывала и по состоянию на декабрь 2012 котельная находилась в муниципальной собственности и числилась на балансе МП "АТС";
- поскольку котельная в состав имущественного комплекса в государственную собственность Республики Хакасия не принималась и из муниципальной собственности не выбывала, законных оснований для государственной регистрации права государственной собственности Республики Хакасия на котельную не имелось.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2020 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29.09.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От соответчиков в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчики считают решение Арбитражного суда Республики Хакасия законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением мэра г. Абакана от 27.12.2002 N 2012 с учетом постановления от 27.12.2003 N 1804 Комитету по управлению имуществом г. Абакана разрешена реконструкция задания Абаканского специализированного дома ребенка и хозяйственного корпуса по ул. Западная 44.
Постановлением мэра г. Абакана от 02.12.2003 N 1813 утвержден акт от 28.11.2003 приёмки в эксплуатацию задания Абаканского специализированного дома ребенка и хозяйственного корпуса по ул. Западная 44 после реконструкции.
Правительство Республики Хакасия приняло постановление от 15.06.2007 N 187, в соответствии с которым муниципальное учреждение здравоохранения "Абаканский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" передано из муниципальной собственности города Абакана в государственную собственность Республики Хакасия как имущественный комплекс, находящийся по адресу Абакан, Западная 44. В постановлении указано, что право собственности Республики Хакасия на учреждение возникает с 01.01.2008. Этим же постановлением утвержден устав Государственного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Абаканский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики". В соответствии с уставом имущество учреждения является собственностью Республики Хакасия и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
31.10.2017 постановлением мэра г. Абакана N 530 на основании заключения о технической возможности раздела хозяйственного корпуса по ул. Западная 44 на часть 1 и часть 2 здание хозяйственного корпуса разделено на прачечную (N10,11,14-19 по экспликации к техническому паспорту, площадью 126,9 кв.м.) и котельную (N1 -7 по экспликации к техническому паспорту площадью 113,4 кв. м.) по ул. Западная 44.
31.12.2007 между Комитетом муниципальной экономики администрации города Абакана и Госкомимущество Республики Хакасия подписан передаточный акт, в соответствии с которым в республиканскую собственность передано муниципальное учреждение здравоохранения "Абаканский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" в том числе здание двухэтажное (литера А по ул. Западная 44 в г. Абакане), гараж (литера В2), хозяйственный корпус (N 10,11,14-19 по экспликации к техническому паспорту, литера В), овощехранилище (литера В1).
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 276 от 14.08.2008 N 276 реорганизовано Государственное учреждение Республики Хакасия "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" путём присоединения к нему Государственного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Абаканский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики".
В связи с реорганизацией распоряжением Госкомимущество Республики Хакасия N 228 от 05.09.2008 из оперативного управления ГУЗ "Абаканский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" изъято неиспользуемое имущество согласно приложению, в которое включены здание основное (литера А по ул. Западная 44 в г. Абакане), гараж (литера В2), прачечная (помещения N10,11,14-19), овощехранилище (литера В1). По распоряжению и акту приема-передачи от 09.09.2008 данное имущество передано ГБУ Республики Хакасия "Республиканский кожно-венерологический диспансер".
Представленными в материалы дела выписками из ГРН подтверждается, что 22.09.2008 на котельную по адресу Абакан, ул. Западная 44 зарегистрировано право собственности Республики Хакасия. 22.09.2008 на объекты по адресу Абакан, ул. Западная 44 зарегистрировано право собственности Республики Хакасия, а 13.11.2008 право оперативного управления ГБУ Республики Хакасия "Республиканский кожно-венерологический диспансер". Согласно выпискам право оперативного управления зарегистрировано на кожно-венерологический диспансер, прачечную и овощехранилище.
24.10.2008 на земельный участок по адресу Абакан, Западная 44 кадастровый N 19:01:060202:1012 зарегистрировано право собственности Республики Хакасия и право постоянного (бессрочного) пользования ГБУ Республики Хакасия "Республиканский кожно-венерологический диспансер".
Полагая, что право собственности на котельную зарегистрировано за Республикой Хакасия ошибочно, котельная в республиканскую собственность не передавалась, а осталась в муниципальной собственности, истец обратился с иском в суд о признании его права на котельную отсутствующим. Как пояснил истец, котельная находится в полуразрушенном состоянии, не функционирует, и содержание ее для республиканского бюджета является обременительным.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При этом, помимо неразрывной связи с землей объект должен обладать самостоятельным функциональным назначением и отвечать техническим характеристикам, позволяющим оценить его как объект недвижимости.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичные положения содержалась ранее в абзаце втором пункта 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей в момент регистрации права собственности ответчика на спорный объект.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 определена правовая позиция по применению положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Целью заявленного по делу требования является оспаривание права собственности ответчика, зарегистрированного на объект незавершенного строительства, тогда как он, по мнению истца, отсутствует.
В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" разъяснено, что иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами. Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В Определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 101-О выражена следующая правовая позиция: требование о признании зарегистрированного права (обременения) отсутствующим обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2109-О, от 28 января 2016 года N 140-О, от 7 июля 2016 года N 1421-О и др.). В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой такое требование предъявляется, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Истец полагает, что право собственности на котельную зарегистрировано за ним ошибочно, поскольку по акту приема-передачи передавалась только выделенная из хозяйственного корпуса прачечная.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия по запросу арбитражного суда право собственности Республики Хакасия на котельную зарегистрировано на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 15.06.2007 N 187.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отклоняет как енобоснованный и противоречащий обстоятельствам дела довод апеллянта о том, что вывод суда о передаче в собственность Республики Хакасия учреждения, как имущественного комплекса совместно со всем имуществом противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Из постановления Правительства Республики Хакасия от 15.06.2007 N 187 следует, что учреждение "Абаканский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" передано из муниципальной собственности города Абакана в государственную собственность Республики Хакасия как имущественный комплекс.
Согласно статье 302 Гражданского кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Данные положения применимы и имущественному комплексу учреждения.
Статьей 300 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Указанные в передаточном акте от 31.12.2007 конкретные объекты недвижимости фактически являются составными элементами переданного имущественного комплекса, наряду с земельным участком, оборудованием, инвентарем и др.
Из материалов дела следует, что существующие котельная и прачечная являются одним зданием, представляющим на момент строительства и реконструкции хозяйственный корпус, в этой связи участок под котельной и зданием является неделимым. Хозяйственный корпус являлся частью имущественного комплекса передаваемого в республиканскую собственность. Право на земельный участок под имущественным комплексом учреждения зарегистрировано за Республикой Хакасией.
Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества - котельная, кадастровый номер 19:01:060202:1063, расположен в границах земельного участка, кадастровый номер 19:01:060202:1012, по адресу: г. Абакан, ул. Западная, 44, право собственности на который зарегистрировано за Республикой Хакасия. Иные объекты недвижимости, переданные в государственную собственность на основании указанного постановления Правительства, также расположены на этом земельном участке.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.06.2007 N 187 передано в республиканскую собственность учреждение, как имущественный комплекс, соответственно, все имущество, находящееся по адресу Абакан, Западная 44.
Доказательств того, что котельная осталась в муниципальной собственности, что право оперативного управления учреждения на котельную прекратилось при передаче учреждения в республиканскую собственность в материалы дела не представлено. Передаточный акт от 31.12.2008, на который ссылается истец, приложением к постановлению Правительства Республики Хакасия N 187 от 15.06.2007 не являлся.
Как следует из ответа муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" котельная по адресу Абакан, Западная 44 на балансе предприятия отсутствует. Доказательства обратного в материалы дела истцом не представлено.
Довод истца о том, что здание котельной, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Западная, 44, по состоянию на 21.06.2012 значилось в реестре муниципальной собственности города Абакана и было закреплено за МП "АТС", отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку 22.09.2008 на котельную по адресу Абакан, ул. Западная 44 зарегистрировано право собственности Республики Хакасия. Регистрация права при наличии правоустанавливающего документа - постановления Правительства Республики Хакасия от 15.06.2007 N 187 является доказательством возникновения права у Республики Хакасия.
Отсутствие данного объекта в передаточном акте от 31.12.2007 при доказанности передачи в республиканскую собственность учреждения как имущественного комплекса, не является основанием полагать, что спорное имущество находится в собственности ответчика.
Истец является владеющим собственником, так как спорное имущество находится на принадлежащем ему земельном участке. При этом ответчик имуществом не владеет, право собственности его не зарегистрировано. При этом иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен к лицу, право которого зарегистрировано.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия освобождено от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 года по делу N А74-4697/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4697/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АБАКАНА, Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана
Третье лицо: МП г.Абакана " Абаканские тепловые сети", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия