Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2020 г. N Ф03-5105/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
29 сентября 2020 г. |
А73-3147/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представителя Мамугиной Т.А. по доверенностям от 11.04.2019 (сроком по 18.12.2020); от 19.12.2017 (сроком на 3 года);
от акционерного общества "БэтЭлТранс": представителя Гайчик С.Н по доверенности от 19.12.2019 (сроком по 31.12.2020);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 25.06.2020
по делу N А73-3147/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "БэтЭлТранс"
о взыскании 8578,13 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "БэтЭлТранс" (далее - АО "БЭТ", ответчик) о взыскании 8578,13 руб., в том числе 8448 руб. платы за нахождение порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, 130,13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.10.2019 по 26.12.2019, а также процентов по день фактической оплаты суммы долга.
Решением суда от 25.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: вагоны простаивали на путях общего пользования ст. Амур, прибывшие в адрес ответчика, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя - в связи с занятостью фронтов погрузки/выгрузки.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ответчик доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель АО "БЭТ" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил отказать в ее удовлетворении.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и АО "БЭТ" (Пользователь) заключен договор от 04.03.2019 N 595 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "БэтЭлТранс", примыкающего к станции Амур, сроком действия 5 лет с 07.10.2018 по 05.10.2023 (далее - договор N 595), условиями которого регулируются отношения сторон по осуществлению подачи, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего стрелочными переводами NN 63, 53 к пути необщего пользования N 19 станции Амур, локомотивом Перевозчика (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 договора N 595, Пользователь уплачивает Перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от Перевозчика, по причинам, предусмотренным статьей 39 УЖТ РФ, в размере, определяемом по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127 - т/1, с учетом коэффициентов индексации.
В период с 22 час.10 мин. 02.08.2019 по 09 час.00 мин. 08.08.2019 на путях общего пользования станции Амур простаивали порожние вагоны N N 63709471, 58943903, 63807283, 62321302, прибывшие в адрес АО "БЭТ" в ожидании подачи под погрузку на путь необщего пользования.
По факту простоя вагонов на путях общего пользования станции Амур составлены акты общей формы N N 3405 от 02.08.2019, 3455 от 08.08.2019 с указанием причины простоя - в ожидании подачи к фронту погрузки пути необщего пользования ХЗЖШ/Хаб Завод Железобетонных шпал N 35 по причине, зависящей от грузополучателя Хабаровский завод железобетонных шпал - филиал АО "БЭТ".
От подписания накопительной ведомости N 210806 по начислению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 8448 руб. представитель АО "БЭТ" отказался.
В целях досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" в адрес ответчика направлена претензия от 23.09.2019 исх. N 13490/ДТЦФТО, которая оставлена АО "БЭТ" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
При этом, согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 УЖТ РФ плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в данной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусмотрено, что на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования; перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления; в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил N 45 указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
ОАО "РЖД", в подтверждение обстоятельств простоя и причин задержки вагонов на путях общего пользования по станции Ванино, послуживших основанием для начисления платы, представило акты общей формы ГУ-23, где перечислены номера вагонов, прибывших в адрес грузополучателя с поименованным грузом, указана причина задержки (отказ грузополучателя); отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема).
Пунктами 5, 6 договора N 595 предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению по телефону 74-35-74 (доб. 280, 281), не позднее, чем за 2 часа до подачи.
Выкопировками из книги уведомлений о прибытии груза, порожнего грузового вагона по станции 970302 Амур от 18-00 02.08.2019 до 18-00 03.08.2019, ОАО "РЖД" подтверждено уведомление грузополучателя о прибытии порожних вагонов N N 63709471, 58943903, 63807283, 62321302.
В соответствии с пунктом 7 указанного выше договора количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 7 вагонов.
Вместимость мест погрузки, выгрузки и количество вагонов, подаваемых на места погрузки, определены в пункте 8 договора N 595 следующим образом: путь N 47 - подача 4 вагона (погрузка, выгрузка - ЖБИ, шпалы, метизы) или другие грузы подача 1 вагон; путь N 35 - подача 4 вагона (погрузка, выгрузка - ЖБИ, шпалы, метизы).
Как следует из материалов дела, прибывшие в адрес АО "БЭТ" порожние вагоны N N 63709471, 58943903, 63807283, 62321302, в период с 22 час.10 мин. 02.08.2019 по 09 час.00 мин. 08.08.2019 простаивали на путях общего пользования станции Амур в ожидании подачи под погрузку ЖБИ на путь необщего пользования.
В акте общей формы N 3405 от 02.08.2019, составленном по факту начала простоя, указана причина - занятость пути необщего пользования АО "БЭТ" N 35.
Не смотря на то, что в акте общей формы указано только на занятость пути необщего пользования N 35, в подтверждение занятости фронтов погрузки/выгрузки ответчика, перевозчиком представлены памятки приемосдатчика о нахождении вагонов под погрузкой/выгрузкой на путях необщего пользования ответчика N 35 и N 47 за период с 01.08.2019 по 08.08.2019, из анализа которых, с учетом условий договора N 595 о вместимости мест погрузки ЖБИ и количестве одновременно подаваемых вагонов, не следует вывод о занятости фронтов выгрузки/погрузки в заявленный период.
Согласно отметкам в накладных N N ЭН805431, ЭН845936, ЭН845705, ЭН731869, порожние вагоны NN 63709471, 58943903, 63807283, 62321302 прибыли на станцию Амур 02.08.2019 в 20 час.00 мин., уведомление о прибытии направлено грузополучателю в 20 час. 23 мин.
Начало простоя определено в акте общей формы N 3405 от 02.08.2019-02.08.2019 в 22 час.10 мин.
Согласно памяткам приемосдатчика, на момент уведомления грузополучателя о прибытии спорных вагонов на пути N 35 под погрузкой/выгрузкой находилось 3 вагона, при максимальном количестве- 4 вагона, следовательно, возможность подать 1 вагон имелась.
Аналогичная ситуация по нахождению на путях необщего пользования N 35 и N 47 вагонов под погрузкой/выгрузкой за весь период простоя спорных вагонов.
За заявленный период только 07.08.2019 на пути N 47 находилось максимально возможное по договору количество вагонов, при этом имелась возможность подачи вагонов на путь N 35.
Кроме того, в представленных памятках отсутствуют сведения о занятости пути N 35в период с 03.08.2019 09 час.55 мин. (когда убраны вагоны NN 59665448, 63550750, 64092968, 56081144) до 05.08.2019 07 час.30 мин. (подача вагонов NN 60077161, 64257413, 60255973).
Приведенные выводы суда подтверждаются также тем, что из памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов и Дорожных ведомостей N N ЭО839314, ЭН976483, ЭО071453, ЭО092214, ЭН964252, ЭН827765, ЭН927418, ЭН906226, ЭН827079, ЭН791065, ЭО059530, ЭО059773, ЭО025361, ЭН907042 следует, что прибывающие в период с 02.08.2019 по 08.08.2019 на станцию Амур в адрес АО "БЭТ" позже спорных порожние вагоны, подавались перевозчиком под погрузку непосредственно по прибытии на станцию, что свидетельствует об отсутствии факта занятости фронта выгрузки/погрузки пути необщего пользования ответчика, и отсутствии оснований для простоя спорных вагонов.
Совокупность приведенных фактических обстоятельств, не опровергнутых истцом, позволило суду первой инстанции прийти к верным выводам о: том, что с учетом установленных параметров и предметных характеристик пути необщего пользования ответчика, АО "БЭТ" в спорный период обладало технической и технологической возможностью обеспечить прием вагонов на пути необщего пользования; недоказанности факта занятости фронтов выгрузки пути необщего пользования ответчика, и соответственно, простоя спорных вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя АО "БЭТ".
Следовательно, правовых оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение вагонов N N 63709471, 58943903, 63807283, 62321302 на железнодорожных путях общего пользования станции Амур в силу статьи 39 УЖТ РФ по накопительной ведомости N 210806 в размере 8448 руб. у суда не имелось, как и не имелось для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 130,13 руб., начисленных на указанную сумму.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права действующего законодательства, в связи, с чем нет оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 июня 2020 года по делу N А73-3147/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3147/2020
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: АО "БэтЭлТранс", ОАО "БетЭлТранс"