г. Воронеж |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А08-1220/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного жилищного надзора Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.06.2020 по делу N А08-1220/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис" (ИНН 3123338444, ОГРН1143123002076) к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН 3123071328, ОГРН 1023101674771) о признании недействительным предписания от 05.12.2018 N 1871 в части пунктов N 3,4,5,6,7,10,12,13,14,
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис" (далее - ООО УК "ЖилСервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее - Управление) о признании недействительными и отмене пунктов N 3,4,5,6,7,10,12,13,14 предписания от 05.12.2018 N 1871.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2019 по делу N А08-1220/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2019 по делу N А08-1220/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО УК "ЖилСервис" без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2020 решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А08-1220/2019 отменены в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным и отмене пункта 10 предписания. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установить и дать оценку тому факту, какой статус у кухонь в проверяемом в настоящий момент (в момент выдачи предписания) не только на основании технических паспортов здания (помещения), но и юридических актов о жилом статусе всего дома, применить нормы права, регулирующие статус помещений в многоквартирном жилом доме или общежитии, и, установив это обстоятельство, оценить с применением норм Правил N 170, имеется ли обязанность в рамках текущего ремонта (а не капитального) у обслуживающей организации производить замену раковин, кранов и унитазов в помещениях, являющихся/не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Арбитражному суду Белгородской области при новом рассмотрении необходимо выяснить, по устранению каких именно санитарно-технических приборов управляющей компании предписано провести мероприятия с учетом того, что заявитель истолковывает данный пункт предписания как необходимость замены оборудования, а в содержании пункта 10 предписания не указаны конкретные мероприятия (указано в том числе на замену крепления).
Суд кассационной инстанции также указал на необходимость обратиться к положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, которым утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, если суд придет к выводу о статусе дома не как общежития, а многоквартирного жилого дома.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.06.2020 по делу N А08-1220/2019 заявленные требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис" о признании недействительным предписания Управления государственного жилищного надзора Белгородской области N1871 от 05.12.2018 в части пункта 10 удовлетворены.
Предписание Управления государственного жилищного надзора Белгородской области N 1871 от 05.12.2018 в части пункта 10 признано недействительным и отменено.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что коридоры, души, санузлы, кухни относятся к общему имуществу МКД, а не к вспомогательным помещениям конкретного жилого помещения.
Общество отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорило.
Участники судебного процесса явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения участников судебного процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123,156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в УГЖН Белгородской области поступило коллективное обращение жителей многоквартирного жилого дома N 63 по ул. Горького в г. Белгороде.
На основании распоряжения Управления N 1871-р от 22.11.2018 в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка.
По итогам проверки, уполномоченным лицом Управления, 05.12.2018 был составлен акт проверки N 1871, в котором отражены выявленные нарушения, а также выдано предписание N 1871, согласно которому Обществу предписано в том числе:
3) провести техническое обследование мест общего пользования многоквартирного дома на предмет выявления присутствующих повреждений штукатурноокрасочного слоя перегородок, стен и перекрытий,
4) провести техническое обследование электрооборудования мест общего пользования дома,
5) провести мероприятия по устранению неисправностей балконов общего пользования жилого дома, имеющих признаки повреждений несущих конструкций балконных плит,
6) провести мероприятия по устранению неисправностей окон межэтажных лестничных площадок,
7) провести мероприятия по восстановлению отсутствующего остекления балконной двери,
10) провести мероприятия по устранению неисправностей санитарно-технических приборов (раковина кухни, краны умывальника, отсутствует крепление), в месте расположения кухни жилых помещений 97-100 (унитаз) в месте расположения жилых помещений 25-28 многоквартирного дома N 63 по ул. Горького в г. Белгороде,
12) провести мероприятия по техническому обследованию стояков канализации,
13) провести мероприятия по проведению санитарной уборки в помещениях общего пользования подъезда,
14) провести мероприятия по устранению присутствующих элементов коррозии.
Полагая, что указанное предписание заинтересованного лица в части пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
При новом рассмотрении, суд первой инстанции, с учетом позиции Арбитражного суда Центрального округа, заявленные требования удовлетворил, признав недействительным пункт 10 оспариваемого предписания Управления.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На основании части 3 указанной статьи ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах:
- проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
- постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
- контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
- восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
-контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
- переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;
- промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
- очистка и промывка водонапорных баков;
-проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;
- промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Из материалов дела следует, что дом N 63 по ул. Горького в г. Белгороде ранее являлся общежитием, которое на основании постановления Главы Администрации г. Белгорода N 63 от 12.01.1998 "О совершенствовании работы по распределению мест в муниципальных общежитиях г. Белгорода" было передано на баланс МУП "Управление по содержанию муниципальных общежитий г. Белгорода".
Постановлением главы администрации г. Белгорода N 215 от 31.10.2006 "О признании утратившими силу постановлений Главы Администрации города Белгорода" постановление Главы Администрации г. Белгорода N 63 от 12.01.1998 признано утратившим силу.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Граждане, проживающие в общежитиях, в том числе по адресу: г. Белгород, ул. Горького, д. 63, начали оформлять права собственности на занимаемые ими жилые помещения в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Так, 04.06.2009 между Администрацией города Белгорода и гражданином Шемяковым Ф.В. был заключен договор на передачу жилых помещений в собственность граждан в городе Белгороде.
На основании данного договора Шемяков В.Ф. получил безвозмездно в собственность жилое помещение N 103 оно же N 2 на поэтажном плане седьмого этажа, общей площадь. 11,9 кв.м, в том числе жилой 11,9 кв.м, по адресу г. Белгород, ул. Горького, д. 63.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора получателю жилого помещения принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном здании, используемые для обслуживания более одной комнаты (общее имущество). Доля в праве общей собственности на общее имущество получателей комнат в данном здании пропорциональна размеру общей площади указанных комнат.
Согласно техническому паспорту жилого помещения N 2 дома N 63 по ул. Горького в г. Белгороде жилое помещение является жилой комнатой площадью 11,9 кв. м, вспомогательные помещения в данном жилом помещении отсутствуют.
В материалы дела также представлены в отношении иных собственников копии свидетельств о государственной регистрации права, в которых также указано на принадлежность жилых помещении, без указания на вспомогательные помещения (свидетельство о государственной регистрации права серии 31-АВ N 040179, свидетельство о государственной регистрации права серии 31-АИ N 538073).
Суд области верно указал, что дом 63 по ул. Горького в г. Белгороде в силу закона утратил статус общежития.
Доказательств тому, что дом 63 по ул. Горького в г. Белгороде приобрел статус многоквартирного дома, представлено не было.
Суд первой инстанции отметил, что действующим законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не наделены полномочиями по определению и присвоению жилым помещениям статусов многоквартирных жилых домов.
Согласно статье 39 Устава городского округа "Город Белгород" утвержденного решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 197, в полномочия администрации города Белгорода, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Белгорода, присвоение статусов многоквартирных жилых домов не входит.
В связи с чем, муниципальный правовой акт о присвоении д. 63 по ул. Горького в г. Белгороде статуса многоквартирного, администрацией г. Белгорода не издавался.
Таким образом, спорный дом не относится к многоквартирному жилому дому, в связи с чем, у обслуживающей организации, отсутствует обязанность производить мероприятия по устранению неисправностей санитарно-технических приборов, в помещениях, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
По смыслу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписания выдаются с целью устранения выявленных нарушений.
Пунктом 10 оспариваемого предписания, Обществу предписано провести мероприятия по устранению неисправностей санитарно-технических приборов (раковина кухни, краны умывальника, отсутствует крепление), в месте расположения кухни жилых помещений 97-100, (унитаз) в месте расположения жилых помещений 25-28, многоквартирного дома N 63 по ул. Горького в г. Белгороде.
Вместе с тем, оспариваемый пункт предписания не содержит указание на конкретные мероприятия по устранению неисправностей и способ их устранения.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что предписание Управления в части пункта 10 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя в части признания недействительным пункта 10 правомерно удовлетворены судом области.
Позиция подателя жалобы повторяет позицию Управления, заявленную при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией Управления, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.06.2020 по делу N А08-1220/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1220/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5841/19
19.06.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1220/19
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6519/19
04.10.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5841/19
09.07.2019 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1220/19