г. Москва |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А40-320171/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодровой Е.В.,
судей Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучерук А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
АО "НИИ ПОЛИМЕР"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2020
по делу N А40-320171/19,
по иску МИНПРОМТОРГА (ИНН: 7705596339)
к АО "НИИ ПОЛИМЕР" (ИНН: 5249164736)
о взыскании 9 750 000 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Волкова В.С. по доверенности от 02.04.2020,
от ответчика: Кузнецов А.В. по доверенности от 15.11.2018.
УСТАНОВИЛ:
Минпромторг (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "НИИ Полимер" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 9 750 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2020 иск удовлетворен на сумму 2 170 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на отсутствие в условиях спорного госконтракта ответственности за нарушение сроков исполнения отдельных этапов.
Ссылается на своевременное представление ответчиком результатов работы.
Обращает внимание на имеющиеся положительные заключения о готовности к приемке 1-го и 2-го этапа НИОКР.
Указывает на отсутствие просрочки сдачи результатов работы в целом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил письменный отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2016 года между Минпромторг России (Заказчик) и АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИМЕРОВ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.А. КАРГИНА С ОПЫТНЫМ ЗАВОДОМ" (Исполнитель) заключен государственный контракт N 16411.4432017.13.010, согласно которому Исполнитель обязан контракта Исполнитель обязуется выполнить обусловленную техническим заданием научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу "Организация малотоннажного производства пероксидикарбонатов взамен импортных Perkadox 24Fr и Perkadox 24L" шифр "Модификаторы" и передать полученные при выполнении Работы результаты в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом.
ФГУП "НИИ полимеров" 29.10.2018 прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования. АО "НИИ полимеров" является правопреемником ФГУП "НИИ полимеров".
На основании положений ч. 25 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно п. 17 контракта цена контракта составляет 130 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 государственного контракта ОКР выполняется Исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью государственного контракта, и ГОСТ РВ 15.2015-2004.
Содержание и сроки выполнения ОКР (этапа ОКР) определяются в ведомости исполнения ОКР, которая является неотъемлемой частью государственного контракта. Оплата по государственному контракту производится с авансовым платежом в размере 80 процентов цены этапа работы (пункт 3.5 государственного контракта).
Во исполнение принятых на себя обязательств Заказчик перечислил аванс за 2016-2018 гг. на расчетный счет Исполнителя и полностью оплатил работы (платежные поручения N 486644 от 30.12.2016, N 673873 от 28.12.2017, N 684267 от 29.12.2017, N 197748 от 30.05.2018, N 229679 от 13.06.2018, N 615175 от 31.10.2018).
В соответствии с пунктом 6.2.1 государственного контракта Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом выполнить Работу и представить Заказчику результаты и документацию, предусмотренные Техническим заданием, в предусмотренный государственным контрактом срок.
В соответствии с пунктом 2.1.7 государственного контракта датой выполнения Работы по государственному контракту (отдельного этапа Работы) является дата подписания Сторонами акта сдачи-приемки Работы по государственному контракту либо акта сдачи-приемки Работы по отдельному этапу государственного контракта.
В соответствии с пунктом 4.2 государственного контракта за 20 дней до окончания срока выполнения Работы (отдельного этапа Работы) Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности выполняемой Работы (этапа Работы).
Вместе с уведомлением Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи- приемки с приложением отчетных документов, предусмотренных Техническим заданием.
В соответствии с пунктом 4.3 государственного контракта Заказчик в течение 20 календарных дней со дня получения акта сдачи-приемки Работы (отдельного этапа Работы) по государственному контракту и отчетных документов, указанных в пункте 4.2 государственного контракта, осуществляет проверку выполненной Исполнителем Работы (отдельного этапа Работы) по государственному контракту на предмет соответствия выполненной Работы требованиям и условиям государственного контракта, принимает выполненную Работу, передает Исполнителю подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки Работы (отдельного этапа Работы) по государственному контракту или отказывает в приемке, направляя мотивированный отказ от приемки Работы.
В случае отказа Заказчика от приемки Работы, согласно пункту 4.4 государственного контракта, им составляется акт с перечнем выявленных недостатков и с указанием сроков их устранения.
Приемка Работы (отдельного этапа Работы) по государственному контракту после устранения недостатков осуществляется Заказчиком в соответствии с пунктами 4.3 и 4.4 государственного контракта.
В соответствии с пунктом 9.1 государственного контракта за невыполнение или ненадлежащее выполнение контракта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
В соответствии с пунктом 9.3 государственного контракта в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику пени.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Размер пени составляет не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом, и фактически исполненных Исполнителем.
Исходя из условий технического задания и ведомости исполнения государственного контракта срок выполнения работ по 1-му этапу - 30.04.2017.
Уведомление о готовности к сдаче 1-го этапа Работы за исх. N 46-1/2229 от 09.11.2017 поступило Заказчику 10.11.2017 с нарушением срока выполнения, предусмотренного контрактом (вх. N МП-169486 от 10.11.2017).
По результатам проверки Заказчиком выполненной Работы 30.11.2017 Исполнителю в срок, установленный государственным контрактом, направлен мотивированный отказ от приемки Работы по 1-му этапу с перечнем необходимых доработок.
Акт с перечнем недостатков не оспаривался Исполнителем, последний был согласен с недостатками, указанными в Акте, принял меры к их устранению.
Исполнитель предоставил полный пакет откорректированных отчетных документов Заказчику, направив Уведомление за исх. N 46-1/2486 от 15.12.2017 (вх. N МП-192728 от 19.12.2017).
После получения комплекта откорректированных отчетных документов Заказчиком повторно проведена проверка выполненной Заказчиком Работы, по результатам которой в срок, предусмотренный пунктом 4.4 государственного контракта, Заказчиком подписан Акт сдачи-приемки 1-го этапа Работы от 20.12.2017.
Задолженность АО "НИИ полимеров" перед Минпромторгом России за просрочку выполнения работ по 1-му этапу Работы (период просрочки с 01.12.2017 по 20.12.2017 включительно) составляет 1 690 000 руб.
Исходя из условий технического задания и ведомости исполнения государственного контракта срок выполнения работ по 2-му этапу - 20.12.2017. Уведомление о готовности к сдаче 2-го этапа Работы за исх. N 46-1/2370 от 29.11.2017 поступило Заказчику 30.11.2017 (вх. N МП-181519 от 30.11.2017).
По результатам проверки Заказчиком выполненной Работы 20.12.2017 Исполнителю в срок, установленный государственным контрактом, направлен мотивированный отказ от приемки Работы по 2-му этапу с перечнем необходимых доработок.
Акт с перечнем недостатков не оспаривался Исполнителем, последний был согласен с недостатками, указанными в Акте, принял меры к их устранению.
Исполнитель предоставил полный пакет откорректированных отчетных документов Заказчику, направив уведомление за исх. N 46-1/920 от 16.05.2018 (вх. N МП-75665 от 17.05.2018).
После получения комплекта откорректированных отчетных документов Заказчиком повторно проведена проверка выполненной Заказчиком Работы, по результатам которой в срок, предусмотренный пунктом 4.4 государственного контракта, Заказчиком подписан Акт сдачи-приемки 2-го этапа Работы от 24.05.2018.
Задолженность АО "НИИ полимеров" перед Минпромторгом России за просрочку выполнения работ по 2-му этапу Работы (период просрочки с 21.12.2017 по 24.05.2018 включительно) составляет 8 060 000 руб.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании ст. 330 ГК РФ и в соответствии с п. 44 государственного контракта в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику пени.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера неустойки.
С учетом обстоятельств настоящего дела, компенсационного характера неустойки в гражданско-правовых отношениях, принципа соразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств должником, исходя из периода неисполнения ответчиком своих обязательств, суд первой инстанции правомерно применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер неустойки до 2 170 000 руб.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в условиях спорного госконтракта ответственности за нарушение сроков исполнения отдельных этапов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 48 государственного контракта установлено, что в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, исполнитель уплачивает заказчику пени рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.
Ссылка заявителя на своевременное представление ответчиком результатов работы, подлежит отклонению, поскольку по результатам проверки Заказчиком выполненной Работы, Исполнителю в срок, установленный государственным контрактом, направлены мотивированные отказы от приемки Работы по 1-му и 2-му этапам с перечнем необходимых доработок.
Таким образом, с учетом выполнения необходимых доработок, ответчиком была допущена просрочка в выполнении работ.
Ссылка заявителя на имеющиеся положительные заключения о готовности к приемке 1-го и 2-го этапа НИОКР, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку настоящий спор сводится к просрочке выполненных работ, а не к самому факту их выполнения и готовности к принятию работ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии просрочки сдачи результатов работы в целом, подлежит отклонению в силу необоснованности и недоказанности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2020 по делу N А40-320171/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-320171/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИМЕРОВ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.А. КАРГИНА С ОПЫТНЫМ ЗАВОДОМ"