г.Москва |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А40-249459/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.03.2020 по делу N А40-249459/19
по заявлению ЗАО Фирма "Реконструкция"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы; 2) Самсонникова А.В.,
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Козаренко А.С. по дов. от 15.10.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Самсонникова А.В. (лично, по паспорту); |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Фирма "Реконструкция" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 08.07.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-2993.
Решением суда от 03.03.2020, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Самсонникова А.В. полностью поддержало позицию заявителя.
Представители ответчика и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы (далее также - Департамент), извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и третьего лица, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в 2018 году Обществом получена схема расположения земельного участка для формирования земельного участка под зданием, находящимся в собственности Общества.
На основании данной схемы Общество заказало межевой план, который был подготовлен кадастровым инженером во втором полугодии 2018 года.
В целях государственного кадастрового учета межевой план с приложениями и сопроводительным письмом был передан в Департамент городского имущества города Москвы.
08.04.2019 Управление Росреестра по Москве приостановило государственный кадастровый учет (уведомление N 77-0-1-71/3148/2019-2993) до 08.07.2019 (письмо Департамента от 15.04.2019).
Во исполнение уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета Общество подало заявление с исправленным межевым планом (письмо в Департамент от 27.05.2019).
Согласно письму от 11.06.2019 в снятии приостановления государственного кадастрового учета было отказано.
08.07.2019 Управлением принято решение (уведомление от 08.07.2019 N 77-0-1-71/3148/2019) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этом в качестве оснований для отказа государственным регистратором указано на неустранение Обществом причин, препятствующих в осуществлении кадастрового учета, а именно: 1) в соответствии с требованиями к подготовке электронного документа, утв. Приказом Росреестра от 11.06.2015 N 11/289, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготавливаемая в форме электронного документа, состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив (пакет). Имя пакета, в который упакована схема РЗУ на КПТ, не соответствует требованиям; 2) в результате автоматической проверки выявлена топологическая некорректность уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005025:50, наложение частей сложного полигона.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО Фирма "Реконструкция" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ЗАО Фирма "Реконструкция" требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которыми, в том числе согласно подпункту 7 являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Требования к межевому плану установлены статьей 22 означенного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 данной статьи межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При этом форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (п.13 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее также - Требования).
Как обоснованно указал суд первой инстанции в своем решении, ссылка ответчика на несоответствие в формате наименования файла, представленного в электронном виде в качестве приложения, не имеет под собой правовых оснований в виде ссылки на требования закона или означенного Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
При этом Управление Росреестра по Москве ссылается на Приказ Росреестра от 11.06.2015 N 11/289, который не является нормативным правовым актом, поскольку не зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован, в связи с чем требования данного Приказа для исполнения заявителями не являются обязательными.
Означенный документ регулирует межведомственное взаимодействие между Департаментом городского имущества города Москвы и Росреестром.
Департаментом был представлен файл в формате zip-архива. Данный файл был представлен посредством портала государственных услуг (MOS.RU) в ответ на заявление Общества о предоставлении дубликата. Файл подписан электронной цифровой подписью, в связи с чем его изменение невозможно.
Таким образом, у заявителя отсутствовала возможность исправить данный документ, и Общество ответственности за его формирование не несет.
Что касается топологической некорректности уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005025:50, наложения частей сложного полигона, то основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета согласно п.20 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ является пересечение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Между тем согласно приказу Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка..." в приложениях к требованиям установлены значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков.
Так, для земельных участков из земель населенных пунктов, к которым отнесен спорный земельный участок, установлена средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки не более 0,1-м, то есть 10 см.
Следовательно, регистрирующим органом должны быть представлены доказательства того, что при определении автоматическим образом топологической некорректности были проверены и учтены данные значения погрешности.
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении предусмотрен ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а также п.70 Требований.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании п.70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
На основании ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков из установленных в приложении к настоящим Требованиям, согласно которому для земельных участков, отнесенные к землям населенных пунктов составляет 0,10.
В соответствии с указанными требованиями, а также используя указанные в межевом плане средства измерения, кадастровым инженером установлено местоположение границ уточняемого земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ и, исходя из сведений, содержащихся в указанных выше и в разделе "Исходные данные" документах, подтверждающих право на земельный участок.
Согласно п.13 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы; 2) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков или государственного кадастрового учета в связи изменением основных сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках; 3) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 4) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Как следует из представленного в материалы дела межевого плана, в нем имеются текстовая и графическая части; в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей; в текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (свидетельство о праве собственности на землю), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ). В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка.
Согласно ч.9 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
На основании ч.4 ст.6 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.
Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В настоящем случае какие-либо претензии и споры относительно границ спорного земельного участка отсутствуют.
При этом согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Следовательно, заявителем по данному вопросу являлся Департамент городского имущества города Москвы, однако кадастровый учет образуемого участка имел единственную цель: обращение ЗАО Фирма "Реконструкция" с дальнейшим заявлением о предоставлении данного участка в аренду под эксплуатацию строения, находящегося в собственности Общества.
ЗАО Фирма "Реконструкция" является лицом, имеющим преимущественное право на предоставление права аренды на образуемый участок в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких данных изложенные Управлением в оспариваемом решении выводы не основаны на нормах действующего законодательства.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, который противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном законом порядке.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2020 по делу N А40-249459/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249459/2019
Истец: ЗАО ФИРМА "РЕКОНСТРУКЦИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23050/20
28.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24119/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249459/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249459/19