г. Тула |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А09-915/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Брянский городской водоканал" на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2020 по делу N А09-915/2020 (судья Пулькис Т.М.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Брянский городской водоканал" (г. Брянск, ОГРН 1033265026783, ИНН 3234051310) к прокурору Брянского района Брянской области Шепиде Я.М. (Брянская область, п. Путевка), третьи лица: Прокуратура Брянской области (г. Брянск), публичное акционерное общество "Снежка" в лице конкурсного управляющего Солодухина Дениса Николаевича (г. Москва), администрация Брянского района Брянской области (Брянская область, с. Глинищево), Снежская сельская администрация Брянского района Брянской области (Брянская область, п. Путевка), МУП "Возрождение" Брянского района (Брянская область, с. Супонево), о признании недействительным представления от 05.12.2019 N 41/2019;
при участии в заседании:
от прокурора Брянского района Брянской области Шепиде Я.М.: Епихиной Т.С. (доверенность от 31.08.2020 N 08/20),
от Прокуратуры Брянской области: Епихиной Т.С. (доверенность от 31.08.2020 N 77-2020);
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Брянский городской водоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора Брянского района Брянской области Шепиды Я.М. от 05.12.2019 N 41/2019 (далее - представление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2020 заявление предприятия о признании недействительным представления оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, предприятие обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на ошибочность вывода суда области о том, что датой начала перерасчета абонентам за оказанные услуги водоотведения следует считать 28.03.2019.
Помощник прокурора в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, водоотведение жилого сектора п. Путевка Брянского района Брянской области осуществляется через канализационную сеть, проходящую по территории п. Путевка до канализационной насосной станции (далее - КНС) ПАО "Снежка", после чего стоки по напорному трубопроводу поступают в канализационный коллектор N 5-а, находящийся в хозяйственном ведении предприятия и далее транспортируются на канализационные очистные сооружения г. Брянска.
Транспортировка сточных вод в городскую канализацию через КНС осуществлялась ПАО "Снежка" по договорам, заключенным в 2012 - 2013 годах с ООО "ДомУютСервис".
В свою очередь, между ООО "ДомУютСервис" и предприятием в 2010 г. заключен договор N 11841 на оказание услуг по водоотведению.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2015 по делу N А09-5823/2015 установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения ПАО "Снежка" как своим собственным в течение срока приобретательной давности недвижимым имуществом - зданием КНС площадью 17,7 кв.м., объемом 216 куб.м., расположенным по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Путевка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.12.2019 ПАО "Снежка" признано несостоятельным должником (банкротом), открыто конкурсное производство.
Деятельность ООО "ДомУютСервис" прекращена 28.05.2019, в связи с его ликвидацией на основании определения о завершении конкурсного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
С 01.02.2018 предприятием заключены прямые договоры на оказание услуг водоотведения с потребителями п. Путевка Брянского района.
В период 2018 - 2019 годов в прокуратуру Брянского района неоднократно поступали обращения жителей п. Путевка по вопросу ненадлежащей эксплуатации КНС, а также и.о. генерального директора ПАО "Снежка" (до признании должника банкротом) по вопросу отсутствия финансовой возможности содержать КНС надлежащим образом.
Согласно акту осмотра здания КНС от 27.03.2019, проведенному главным инженером ПАО "Снежка", старшим экспертом администрации Брянского района, инженером-проектировщиком отдела КСО и главным энергетиком предприятия, КНС находится в нерабочем состоянии, требуется ремонт и замена всего оборудования.
Следствием отсутствия транспортировки канализации через КНС явился выброс сточных вод на рельеф местности на территории поселка, о чем также поступали обращения жителей п. Путевка.
Согласно акту осмотра КНС от 11.07.2019, проведенному прокурором Брянского района совместно со старшим инженером отдела ЖКХ администрации Брянского района, главой Снежской сельской администрации, заместителем начальника ТО Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах, заместителем директора предприятия, инженером ПАО "Снежка", КНС не работает с марта 2019 года, смотровые колодцы переполнены, сброс сточных вод осуществляется на рельеф местности.
Протоколами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" от 22.07.2019 N 5Т-пч-2-Г/к-07.19, 6Т-пч-2-Г/к-07.19, 8Т-пч-2-Г/к-07.19 произведены лабораторные исследования почвы, отобранной вблизи канализационного выгребного люка по ул. Зеленой вблизи д. 27 п. Путевка, возле домов N 27 по ул. Зеленой и N 23 по ул. Луговой п. Путевка, по результатам которых в почве установлено наличие большого количества кишечной палочки, фекальных стрептококков.
Выявленные нарушения явились основанием для обращения прокуратуры Брянского района 19.07.2019 в Брянский районный суд с исковым заявлением о признании действий ПАО "Снежка", выразившихся в остановке работы КНС, незаконными, а также об обязании ПАО "Снежка" прекратить экологически вредную деятельность по сбросу сточных вод, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов, организовать и произвести капитальный ремонт КНС в соответствии с перечнем работ, указанных в разработанных предприятием локальных сметах и сводном сметном расчете, обеспечив эксплуатацию КНС в состоянии, исключающем осуществление сброса сточных вод.
Решением Брянского районного суда от 09.10.2019 по гражданскому делу N 2-1551/2019 исковые требования прокурора Брянского района Брянской области удовлетворены в полном объеме.
Прокурором Брянского района 05.12.2019 предприятию выдано предписание об устранении нарушений законодательства при начислении платы за услугу водоотведения с 28.03.2019 по 09.09.2019 абонентам п. Путевка, с требованием рассмотреть его и принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Полагая, что выданное представление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предприятия, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного предприятием требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Закона N 2202-1 вносит представление об устранении нарушений закона.
Основанием для внесения предприятию представления явился вывод прокуратуры Брянского района о неправомерном начислении платы за оказанные услуги по водоотведению за период с 28.03.2019 по 09.09.2019 жителям п. Путевка.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одними из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пп. "а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пп. "д" п. 33 Правил N 354 потребителю предоставлено право требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами N 354, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил N 354).
Вопреки доводу апеллянта, факт нахождения канализационной насосной станции в период с 28.03.2019 по 09.09.2019 в нерабочем состоянии подтвержден комиссионным актом осмотра от 27.03.2019 (т. 1 л. 92), актом осмотра КНС ПАО "Снежка" от 11.07.2019 и фотоматериалами (т. 1 л. 64 - 70), протоколами лабораторных исследований почвы филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" от 22.07.2019 N 5Т-пч-2-Г/к-07.19, 6Т-пч-2-Г/к-07.19, 7Т-пч-2-Г/к-07.19, 8Т-пч-2-Г/к-07.19 (т. 1 л. 60 - 62, оборот, 72, оборот), экспертным заключением N 1-К-3334о от 30.07.2019. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" о несоответствии отобранной почвы требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 (т. 1 л. 71, оборот), обращениями жителей п. Путевка (т. 1 л. 86, 98-101), решением Брянского районного суда от 09.10.2019 по делу N 2-1551/2019, письмом внешнего управляющего ПАО "Снежка" (т. 1 л. 85).
Период для проведения перерасчета исчислен со следующего (28.03.2019) дня после проведения первого комиссионного осмотра КНС и актировании ее полного нерабочего состояния, отсутствия электроснабжения и залития стоками приемного отделения в акте от 27.03.2019, до 09.09.2019, исходя из того, что 10.09.2019 предприятием прекращены соответствующие начисления жителям п. Путевка самостоятельно.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод предприятия о том, что обоснованной датой начала перерасчета за услугу является 10.09.2019, поскольку согласно письму арбитражного управляющего ПАО "Снежка Пантелеева А.М. (т. 1 л. 85) 10.09.2019 отключена электроэнергия ПАО "Снежка", в то время как в акте от 27.03.2019 зафиксировано отсутствие электроснабжения самой КНС, равно как и ее нерабочее состояние, прохождение канализационных стоков (залитие приемного отделения).
Таким образом, начисление платы за рассматриваемую некачественно оказанную услугу по водоотведению за период с 28.03.2019 по 09.09.2019 произведено предприятием неправомерно.
Представление прокурора в силу ст. 22 Закона N 2202-1 является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 2202-1представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, и само по себе прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на апеллянта. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату предприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2020 по делу N А09-915/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Брянский городской водоканал" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-915/2020
Истец: МУП "Брянский городской водоканал"
Ответчик: Прокуратура Брянского района Брянской области, прокурор Брянского района Брянской области Шепиде Я.М
Третье лицо: Администрация Брянского р-на, Администрация Брянского р-на Брянской обл., МУП Возрождение, МУП Возрождение Брянского района, ПАО "Снежка", ПАО "Снежка" в лице к/у Солодухина Д.Н., ПАО "Снежка" в лице конкурсного управляющего Солодухина Дениса Николаевича, Прокуратура Брянской области, Снежская сельская администрация Брянского района, Снежская сельская администрация Брянского района Брянской области