г. Пермь |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А60-23828/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.,
судей Муравьевой Е. Ю., Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н. П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Периметр Урал" (ОГРН 1126670034567, ИНН 6670389150): Баталова П. В., предъявлен паспорт, копия диплома, доверенность от 01.09.2020
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017): Глазырин А. А., предъявлено удостоверение, диплом, доверенность от 20.01.2019
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 июля 2020 года по делу N А60-23828/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Периметр Урал"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
о признании решений, действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Периметр Урал" (далее - заявитель, общество, ООО "Периметр Урал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области) со следующими требованиями: 1) признать недействительными недостоверные показатели налоговой отчетности ООО "Периметр Урал" по налогу на добавленную стоимость III квартал 2019 г., возникшие в результате технического сбоя в карточке расчетов с бюджетом, произошедшего на информационном ресурсе Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области; 2) признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области, выразившееся в невосстановлении после технического сбоя достоверных сведений в налоговую отчетность ООО "Периметр Урал", на основании ранее представленной обществом в установленном порядке и сроки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2019 г.; 3) обязать инспекцию восстановить достоверные сведения на основании ранее представленной ООО "Периметр Урал" в установленном порядке и сроки в Межрайонную ИФНС России N 31 по Свердловской области налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2019 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 29.06.2020) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо приводит доводы о том, что отправка налоговых деклараций по НДС налогоплательщиками через операторов, прием и обработка налоговыми органами осуществляется в зашифрованном электронном виде с помощью программного обеспечения и не предусматривает внесение каких-либо сведений бухгалтерской или налоговой отчетности сотрудниками территориальных налоговых органов в отчетность налогоплательщиков, обратное привело бы к нарушению прав налогоплательщиков. В целях устранения нарушений инспекцией в адрес ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, осуществляющего администрирование, эксплуатацию и техническую поддержку ИТ-инфраструктуры программного обеспечения территориальных налоговых органов, в отношении ООО "Периметр Урал" по декларациям направлена заявка на СТП N 2020-0000000000003007609 от 11.06.2020 по вопросу "аннулирования" из БД АИС "Налог-3" уточненных деклараций за период 3 квартал 2019 г., представленных за подписью уполномоченного представителя. Также для ускорения рассмотрения обращения, размещенного на портале ФКУ "Налог-Сервис", в отношении ООО "Периметр Урал" по вопросу восстановления данных, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, было подано обращение на сайт технической поддержки АО "ГНИВЦ" N 4797575, которое до сегодняшнего дня не рассмотрено.
ООО "Периметр Урал" против удовлетворения жалобы инспекции возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель налогового органа в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Представитель заявителя поддерживал доводы письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Периметр Урал" состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области.
В соответствии с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде 25.10.2019 ООО "Периметр Урал" в Межрайонную ИФНС России N 31 по Свердловской области была представлена налоговая декларация по НДС, первичная, за 3 квартал 2019 г., согласно которой обществом исчислен к уплате налог в размере 9 773 руб. (квитанция и налоговая декларация представлены в электронном виде с заявлением общества).
Из жалобы общества на действия инспекции, а также заявления в суд первой инстанции усматривается, что ООО "Периметр Урал", обратившись в инспекцию с запросом о получении списка налоговых деклараций, поданных от имени общества, получив указанный перечень, установило, что 15.01.2020 заинтересованное лицо приняло документы за регистрационным номером 911786833, которые ООО "Периметр Урал" или уполномоченные им лица не подавали.
На основании этих документов в налоговую отчетность общества по НДС за 3 квартал 2019 г. были внесены изменения, указывающие на отсутствие ведения деятельности организации ("нулевые" показатели).
Ссылаясь на то, что обществом в установленный срок была сдана налоговая отчетность по НДС за 3 квартал 2019 г., соответствующая фактически осуществляемой деятельности; не соответствующие действительности изменения в отчетность внесены неустановленными лицами и вопреки интересам ООО "Периметр Урал"; соответствующие действия инспекции по изменению показателей налоговой отчетности на основании документов, поданных неуполномоченными лицами, являются незаконными, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Свердловской области с жалобой на действия Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области, в которой просило: признать недействительными недостоверные сведения, содержащиеся в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г., поданной неустановленными лицами от имени общества и принятой инспекцией за регистрационным номером 911786833; признать незаконными действия инспекции в принятии налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г., содержащей недостоверные сведения, поданной неустановленным лицом; обязать инспекцию предоставить сведения о лице, сдавшем такую отчетность (жалоба представлена в электронном виде с заявлением общества).
В ответ на жалобу УФНС России по Свердловской области направило в адрес заявителя письмо исх. N 20-16/09348 от 20.03.2020 (представлено в электронном виде с заявлением общества), в котором сообщало, что представление налоговых деклараций по телекоммуникационным каналам связи возможно только от уполномоченных на то лиц. Также вышестоящим налоговым органом указано заявителю, что проведенной в связи с поступившей жалобой сверкой данных, содержащихся в реестре налоговых деклараций ООО "Периметр Урал", установлено несоответствие показателей налоговой отчетности, представленной ООО "Периметр Урал" с данными налогового органа; в связи с выявленными обстоятельствами, в адрес заявителя инспекцией направлено письмо N 10-26/07692@ от 19.03.2020.
В свою очередь, Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области в адрес руководителя общества Петрова И. Б. по спорному вопросу также было направлено письмо от 13.03.2020 исх. N 10-26/07063, в котором инспекция указала заявителю, что отражение факта представления уточненных налоговых деклараций по НДС за 3 квартал 2019 г. связано с техническим сбоем в работе программного обеспечения налогового органа, в связи с чем, испрашиваемые заявителем сведения о лице, представившем такую отчетность от имени общества, предоставлены быть не могут, за их отсутствием (письмо представлено в электронном виде с заявлением общества).
В этом же письме инспекцией обществу принесены извинения и в целях устранения оспоренных неточностей, вызванных техническим сбоем, рекомендовано направить налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 г. с отражением реальных налоговых обязательств по уплате налога в бюджетную систему РФ.
Общество, считая, что действия (бездействие) налогового органа нарушают его права и законные интересы, не соответствуют налоговому законодательству, которым не предусмотрена обязанность налогоплательщика повторно сдавать налоговую отчетность, сданную им в установленном порядке и срок, принятую налоговым органом, а последствия технического сбоя должны быть устранены лицом, ответственным за такой сбой, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал доказанной совокупность оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ).
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
Форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также формат представления декларации по этому налогу в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Как следует из данного приказа, в составе электронной налоговой декларации налогоплательщиком представляются сведения из книги покупок и книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период, и иные сведения.
При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (пункт 8.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, верное отражение налоговым органом в своем учете сведений деклараций по НДС, представленных налогоплательщиком, имеет важное значение как для самого налогоплательщика, так и для его контрагентов. Неверное отражение таких сведений может повлечь нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в установленный срок 25.10.2019 ООО "Периметр Урал" представило в инспекцию декларацию по НДС за 3 квартал 2019 г., согласно которой обществом исчислен к уплате налог в размере 9 773 руб.
Вместе с тем, впоследствии в налоговую отчетность общества по НДС за 3 квартал 2019 г. были внесены изменения, указывающие на отсутствие ведения деятельности организации ("нулевые" показатели).
По утверждению общества, ООО "Периметр Урал" или уполномоченные им лица каких-либо документов, вносящих изменения в ранее представленную налоговую отчетность, не подавали.
Отражение недостоверных показателей налоговой отчетности общества в виде уточненной налоговой декларации по НДС в карточке расчетов с бюджетом, автоматическое аннулирование показателей по первичным налоговым декларациям, как следует из писем налоговых органов, стало возможным в результате произошедшего технического сбоя в работе программного обеспечения налогового органа.
Принимая решение, суд признал незаконным оспариваемое обществом бездействие налогового органа по невосстановлению достоверных сведений на основании ранее представленной ООО "Периметр Урал" в установленном порядке и сроки в инспекцию налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г., поскольку на основании обращения общества налоговая инспекция должна была исследовать ситуацию и устранить нарушения.
При этом, предложение инспекции предоставить заявителю актуальную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 г. с отражением реальных налоговых обязательств по уплате налога в бюджетную систему РФ, признано судом несоответствующим действующему налоговому законодательству, которым не предусмотрена обязанность налогоплательщика повторно предоставлять ранее представленные в установленном порядке и в сроки налоговые декларации для восстановления достоверных сведений.
Исходя из приведенных норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по существу рассматриваемого спора не усматривает, поддерживая выводы суда о наличии факта неправомерного бездействия инспекции, выразившегося в невосстановлении достоверных сведений на основании ранее представленной ООО "Периметр Урал" в установленном порядке и сроки в инспекцию налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г.
При этом апелляционный суд исходит из того, что обществом предусмотренная налоговым законодательством обязанность была исполнена надлежащим образом и в установленные сроки; включение в карточку расчетов с бюджетом недостоверных сведений явилось следствием технического сбоя в работе программного обеспечения налогового органа, что признается налоговым органом и спорным не является.
Поскольку декларация по НДС за 3 квартал 2019 г. представлена обществом в установленном порядке и в установленные сроки, оснований для повторного представления в налоговый орган первичной декларации у налогоплательщика не имеется, на что верно указал суд.
Представление уточненной налоговой декларации является обязательным для налогоплательщика только в том случае, если он обнаружил в ранее поданной декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ).
В рассматриваемом случае налоговый орган на такие обстоятельства не ссылается, признает, что неверное отражение в его информационном ресурсе данных декларации общества по НДС за 3 квартал 2019 г. обусловлено техническим сбоем в программном комплексе самой инспекции.
При таких обстоятельствах налоговый орган обязан принять самостоятельные меры для восстановления данных налоговой отчетности налогоплательщика.
Предлагать налогоплательщику представить повторные или уточненные декларации налоговый орган в данном случае не вправе, поскольку это с необходимостью влечет для налогоплательщика соответствующие негативные последствия (привлечение к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ, возникновение у налогового органа права на проведение камеральной проверки представленной декларации).
Все случаи, когда налоговый орган вправе предложить или потребовать от налогоплательщика представления первичной или уточненной налоговой декларации, предусмотрены Налоговым кодексом РФ и технический сбой в программном комплексе налогового органа к таким не относится.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, учитывая, что включение недостоверных данных стало следствием некорректной работы программного комплекса налогового органа, возможность восстановления и включения в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика достоверных сведений находится в непосредственной зависимости от последующих действий налогового органа. В условиях недоказанности инспекцией отсутствия в ее распоряжении корректных данных налоговой отчетности по НДС ООО "Периметр Урал" за 3 квартал 2019 г., напротив, представитель инспекции в судебном заседании апелляционного суда подтвердил наличие в распоряжении налогового органа изначально поданной декларации общества, длительное бездействие инспекции по невнесению данных, отражающих фактическое положение деятельности налогоплательщика, не может быть признано законным, не отвечает правам и интересам общества в сфере предпринимательской деятельности.
Как следует из доводов жалобы, корректные сведения налоговой отчетности по НДС за 3 квартал 2019 г. вплоть по состоянию на дату подачи настоящей апелляционной жалобы, не были внесены инспекцией.
В обоснование отсутствия незаконного бездействия налоговым органом приведены доводы о направлении 16.06.2020 соответствующей заявки в службу технической поддержки.
Вместе с тем, приводимые в жалобе аргументы, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не свидетельствуют о принятии налоговым органом достаточных мер, направленных на своевременное урегулирование спорной ситуации.
Кроме того, направив соответствующую заявку еще 16.06.2020, по состоянию на дату подачи апелляционной жалобы - 31.07.2020, как указывает инспекция, сведениями о ее рассмотрении она не располагает, что свидетельствует о продолжении оспариваемого бездействия.
ООО "Периметр Урал", обращаясь с жалобой в УФНС России по Свердловской области, рассчитывало на восстановление достоверных сведений на основании ранее представленной декларации по НДС. Однако по итогам рассмотрения жалобы сведения, указанные в декларации общества за 3 квартал 2019 г., восстановлены не были.
С учетом изложенного оспариваемое бездействие инспекции правомерно признано незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, а недостоверные показатели налоговой отчетности ООО "Периметр Урал" по НДС за 3 квартал 2019 г., возникшие в результате технического сбоя в карточке расчетов с бюджетом, произошедшего на информационном ресурсе Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области, недействительными.
Возложение судом на инспекцию обязанности восстановить достоверные сведения на основании ранее представленной ООО "Периметр Урал" в установленном порядке и сроки в Межрайонную ИФНС России N 31 по Свердловской области налоговой декларации по НДС за 3I квартал 2019 г. направлено на устранение допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя и соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы инспекции следует отказать.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2020 года по делу N А60-23828/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23828/2020
Истец: ООО "ПЕРИМЕТР УРАЛ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ