город Томск |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А45-4493/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (N 07АП-7774/2020) на решение от 23.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4493/2020 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), г Новосибирск к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Новосибирска "Детско-юношеская спортивная школа технического, экстремального, интеллектуального спорта", (ОГРН 1025403907385) о взыскании ущерба в размере 18 000,64 рублей,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Новосибирска "Детско-юношеская спортивная школа технического, экстремального, интеллектуального спорта", (далее - МБУ "СШ ТЭИС", Учреждение) о взыскании ущерба в размере 18 000,64 рублей.
Решением от 23.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы пенсионного законодательства, регулирующие выплату страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, а также неправильно истолкованы положения статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В результате несвоевременного представления страхователем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - февраль 2018 год Пенсионному фонду причинен реальный ущерб в виде излишне выплаченной пенсии.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от МБУ "СШ ТЭИС" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение арбитражного суда Новосибирской области без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБУ "СШ ТЭИС" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты физическим лицам в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абз. 4 статьи 1 Федерального закона N 27- ФЗ.
Исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2018 года Учреждение представило 13.03.2018 года в форме электронного документа.
При этом, 06.06.2018 Учреждением представлена "отменяющая" форма СЗВ-М за февраль 2018 года на ранее поданных 121 застрахованное лицо.
Форма СЗВ-М с отметкой "отмн" - отменяющая форма подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, сведения, представленные страхователем в исходной форме, были отменены страхователем без представления дополняющей формы
Дополняющую форму СЗВ-М за февраль 2018 года Учреждение предоставило 18.04.2019 года в форме электронного документа за пределами установленного срока. Дополняющей формой страхователь создал новые сведения на застрахованных лиц.
В дополняющей форме СЗВ-М указаны сведения на работающего застрахованного лица Ермакову Нину Петровну, которая одновременно являются получателями пенсии в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонном) со статусом "работающий".
Учитывая, что Ермакова Нина Петровна не прекращала работу в феврале 2018 года, основания для проведения индексации пенсии отсутствовали, о чем, УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) узнало, только при получении от Учреждения дополняющей формы за февраль 2018 года 18.04.2019 года. В связи с чем, понесены убытки в виде неправомерного перечисления Ермаковой Н.П. пенсии в повышенном размере с учетом индексации, за периоды с февраля 2018 года по май 2019 года в размере 18000 руб. 64 коп.
Кроме этого, исходя из положений п. 35 Инструкции N 766н отчет по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, сданный 18.04.2019, подлежал проверке пенсионным фондом в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФР сведений, представленных страхователем, то есть до 18.05.2019 года.
13.05.2019 года сведения о факте работы Ермаковой Н.П. были загружены в программный комплекс.
19.09.2019 Учреждению направлена претензия о возмещении убытков. МБУ "СШ ТЭИС", в отношении застрахованного лица Ермаковой Н.П. переплата не погашена.
Поскольку претензия Управления оставлена Учреждением без удовлетворения, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсий.
Указывая на то, что в результате несвоевременного предоставления сведений в отношении застрахованного лица, являющимся фактически работающими пенсионером, Управлением необоснованно осуществлена выплата пенсий за период с февраля 2018 года по май 2019 года в повышенном размере, что в общей сумме составило 18000 руб. 64 коп., истец обратился с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом у истца в виде излишне выплаченных сумм пенсий.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 2 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В судебном заседании установлено, что в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру суммы пенсии Управлением указано на непредставление ответчиком сведений о работающем у него в феврале 2018 года застрахованных лицах - получателях пенсии, в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок.
Исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2018 года Учреждение представило 13.03.2018 года в форме электронного документа.
При этом, 06.06.2018 Учреждением представлена "отменяющая" форма СЗВ-М за февраль 2018 года на ранее поданных 121 застрахованное лицо.
Не предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по мнению истца, повлекло неправомерную выплату указанному лицу пенсии в завышенном размере в период с февраля 2018 года по май 2019 года и возникновение материального ущерба у истца в общей сумме 18000 руб. 64 коп
Вместе с тем, как правомерно установил суд первой инстанции, Управление, не выяснив обстоятельства представления страхователем указанных сведений по типам "исходная", "отменяющая", произвело перерасчет пенсии с 01 февраля 2018 года по 31 мая 2019 в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента, в соответствии с ч.3 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, как пенсионеру прекратившему работу.
Из материалов дела видно, что сведения СЗВ- М с типом "исходная" за февраль 2018 года получены истцом своевременно - 03.05.2018, затем страхователем была представлена отменяющая форма (06.06.2018), а далее 18.04.2019 представлены сведения с типом "дополняющая" на Ермакову Н.П.
Таким образом на момент принятия решения о выплате - 20.06.2018, сведения о работающем пенсионере в пенсионном фонде имелись.
Располагая данными сведениями к моменту принятия решений о выплате с учетом индексации, истец мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица - получателя пенсии, или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений. При представлении ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета, фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о прекращении выплаты индексированной пенсии.
Между тем Управление предусмотренные частью 6 статьи 26.1 Закона N 400- ФЗ действия не выполнило; сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, не воспользовалось; никакую дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах, являющихся получателями пенсии.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
В силу части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Управление обязано было на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения указанными сотрудниками трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Сведения персонифицированного учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что на момент принятия пенсионным фондом решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) истец располагал сведениями о том, что Ермакова Н.П.. является работником страхователя, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ действия не выполнил, сведениями, имевшимися в его распоряжении не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
То обстоятельство, что страхователь представил сведения с типом "дополняющая" за ф 2018 года, при этом ранее представив своевременно сведения с типом "исходные", не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что фондом не доказано наличие причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и действиями страхователя по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ссылки фонда на сложившуюся процедуру проверки отчетности по форме СЗВ-М правомерно не принято во внимание судом первой инстанции, поскольку, по существу, не опровергают необходимость выполнения обязанности по уточнению сведений и расцениваются как внутренние организационные проблемы управления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельство ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по своевременному представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за спорный период, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату спорных сумм пенсии.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности Пенсионный фонд мог устранить свои сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсий, которые возникли у него в связи с непредставлением страхователем соответствующей отчетности, в том числе учитывая возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса либо уведомления.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4493/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4493/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЗЕРЖИНСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКОГО, ЭКСТРЕМАЛЬНОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СПОРТА"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд