г. Москва |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А40-147700/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Яцевой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАНО "УЦ "Перспектива"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-147700/23
по заявлению АНО Общеобразовательная "Учебный центр "Перспектива" (ИНН 7726310358)
к Департаменту образования и науки города Москвы (ИНН 7719028495)
о признании незаконным решения от 31.05.2023 N 02-14-4193/23,
при участии:
от заявителя: |
Леонова О.И. - по дов. от 10.11.2023; |
от заинтересованного лица: |
Ряскин В.В. - по дов. от 21.04.2024; |
УСТАНОВИЛ:
АНО общеобразовательная "Учебный центр "Перспектива" (далее - заявитель, ОАНО "УЦ "Перспектива") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Департаменту образования и науки города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент, ДОНМ) о признании незаконным решения от 31.05.2023 N 02-14-4193/23.
Решением суда от 19.10.2023 заявление ОАНО "УЦ "Перспектива" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ОАНО "УЦ "Перспектива" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что в нарушение пункта 3 части 12 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также пункта 19 "Положения о лицензировании образовательной деятельности" Департамент образования и науки города Москвы внес изменения в действующую лицензию ОАНО "УЦ "Перспектива" о прекращении осуществления ею образовательной деятельности по реализации образовательных программ следующих уровней общего образования: "Начальное общее образование", "Основное общее образование". "Среднее общее образование", тем самым лишив ОАНО "УЦ "Перспектива" заниматься данными уровнями образовательной деятельности, практически у ОАНО "УЦ "Перспектива" была аннулирована лицензия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы жалобы, представитель ОАНО "УЦ "Перспектива"поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.04.2023 Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы была проведена плановая выездная проверка Общеобразовательной автономной некоммерческой организации "Учебный центр "Перспектива".
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства, которые отражены в Акте проверки N 2023-12Р/ПВ от 28.04.2023 и, в порядке части 6 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ, ОАНО "УЦ "Перспектива" вынесено предписание от 28.04.2023 N 2023-12Р/ПВ об устранении выявленных нарушений и представлении до 27.09.2023 отчета о результатах его исполнения.
В пункте 8 вышеназванного Предписания установлено, что ОАНО "УЦ "Перспектива" не приняты меры по внесению в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности соответствующей записи о прекращении осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 23.08.2018, регистрационный N Л035-01298-77/00182441, выданной Департаментом образования города Москвы, с бессрочным сроком действия.
Суд установил, что во исполнение вышеназванного пункта предписания ОАНО "УЦ "Перспектива" обратилась на портал государственных и муниципальных услуг города Москвы с заявлением N 0001-9000120-016103-00005027/23 о внесении соответствующей записи о прекращении образовательной деятельности по образовательным программам следующих уровней общего образования: "Начальное общее образование", "Основное общее образование", "Среднее общее образование".
31.05.2023 ДОНМ вынесено решение N 02-14-4193/23 о рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
По результатам рассмотренного в установленные сроки вышеназванного заявления Департаментом образования и науки города Москвы было принято решение и информация о прекращении образовательной деятельности по программам следующих уровней общего образования: "Начальное общее образование", "Основное общее образование", "Среднее общее образование" внесена в Федеральную информационную систему, размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и передана в единый реестр учета лицензий, оператором ведения которого является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, ОАНО "УЦ "Перспектива" обратилась в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При лицензировании образовательной деятельности Департамент руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности") (далее - Положение о лицензировании), Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.12.2020 N 1276 (далее - Административный регламент) и Положения о Департаменте образования и науки города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок, и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Статьей 3 Закона о лицензировании установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Законом об образовании определено, что образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ, которая подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с Законом об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации (некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана), а также организации, осуществляющие обучение (юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности). К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о лицензировании лицензиат - юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
В соответствии с частью 1.5 статьи 18 Закона о лицензировании сведения, предусмотренные пунктом 9 части 1 настоящей статьи (изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), вносятся в реестр лицензий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поданного лицензиатом (его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом). При намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный реестром лицензий перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.
Изменения в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности вносятся уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поданного лицензиатом, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в случае намерения внести изменения в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг.
Из материалов дела следует и судом установлено, что заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности ОАНО "УЦ "Перспектива" было подано 30.05.2023 посредством заполнения электронной формы с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" с последующим подписанием ЭЦП руководителя.
В заявлении N 001857 (ЕНО: 0001-9000120-016103-00005027/23) указано на необходимость внесения изменений в связи с намерением изменить перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, а именно: прекратить осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ, были указаны образовательные программы по следующим уровням общего образования: "Начальное общее образование", "Основное общее образование". "Среднее общее образование".
В установленные законодательством сроки - 01.06.2023 - органом (Департаментом) было принято решение о внесении изменений в отношении лицензиата, соответствующие изменения внесены в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности и размещены на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования. Государственная услуга оказана в полном объеме.
Лицензиат вправе отозвать заявление о внесении изменений в реестр лицензий до принятия лицензирующим органом решения о внесении изменений в реестр лицензий или об отказе во внесении изменений в реестр лицензий (часть 21 статьи 18 Закона о лицензировании).
При намерении лицензиата внести изменения в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности в отношении изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности при намерении осуществлять деятельность по реализации новых образовательных программ, не указанных в реестре лицензий, лицензиату следует подать в лицензирующий орган соответствующее заявление и перечень документов и сведений, предусмотренных пунктом 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490.
Внесение изменений в реестр лицензий при намерении осуществлять деятельность по реализации новых образовательных программ, не указанных в реестре лицензий, возможно только по факту исполненного предписания, имеющегося у лицензиата.
Суд установил, что по данному вопросу ОАНО "УЦ "Перспектива" неоднократно обращался в ДОНМ. Обращения рассмотрены в установленном порядке, на них органом предоставлены подробные ответы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оспариваемое решение Департамента не противоречит действующему законодательству, поскольку было принято по результатам обращения ОАНО "УЦ "Перспектива" с соответствующим заявлением.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента принято обосновано и соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ОАНО "УЦ "Перспектива" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-147700/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Яцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147700/2023
Истец: АНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "ПЕРСПЕКТИВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ