г. Владимир |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А43-32590/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Мальковой Д.Г., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу N А43-32590/2019,
по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, ИНН 5246039230, ОГРН 1105246001948, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна", кадастрового инженера Соиной Татьяны Александровны,
о признании недействительными результатов межевания,
при участии: от сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" - Даньшиной Т.В. по доверенности от 03.08.2020 сроком до 31.12.2020, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 11-11 от 15.02.2009; от истца (заявителя) - не явился, извещен; от ответчика - не явился извещен; от иных третьих лиц - не явились, извещены;
установил.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области (далее - Администрация) о признании недействительными результатов межевания земельного участка (кадастровый номер 52:20:0000000:748) и исключении из ЕГРН сведения о местоположении границ (координатах поворотных точек) земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748, имеющего область пересечения с землями лесного фонда, площадью 36 515 279 квадратных метров в каталоге координат поворотных точек, указанных в заключении Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 09.07.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) "Весна" (далее - СПК (Артель) "Весна"), кадастровый инженер Соина Татьяна Александровна.
Решением от 22.06.2020 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных требований.
Заявитель, оспаривая принятый судебный акт, ссылается на нормы материального права, регулирующие порядок лесоустройства, предполагающий формирование материалов таксации лесов и планшетов.
Отмечает, что в материалах дела имеется копия Распоряжения Правительства РФ N 1021-р от 10.06.2014, в соответствии с которым полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
Также указывает, что в материалы дела представлено заключение филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский лесопроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 09.07.2019.
Отмечает что СПК (артель)"Весна" в нарушение части 1, части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не переоформило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка и не приобрело земельный участок в собственность.
Полагает что СПК (артель)"Весна" в данном случае не принимает мер по обеспечению противопожарных мероприятий и тушению лесных пожаров, расходы по предотвращению и ликвидации которых несет федеральный бюджет.
Представитель СПК (артель) "Весна" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Истец заявлением от 01.09.2020 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Истец, ответчик, департамент лесного хозяйства Нижегородской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", кадастровый инженер Соина Татьяна Александровна извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок (кадастровый номер 52:20:0000000:748) обладает следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь: 46 155 199 квадратных метров; адрес: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино"; сведения о правообладателе отсутствуют.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и частично расположен на землях лесного фонда: кадастровый номер 52:20:0000000:2, кадастровый номер 52:20:0000000:3, кадастровый номер 52:20:0000000:223, кадастровый номер 52:20:0000000:230, кадастровый номер 52:20:0000000:1274, кадастровый номер 52:20:0000000:1276.
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 09.07.2019, данного филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка (кадастровый номер 52:20:0000000:748), установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 36 515 279 квадратных метров.
Как указывает истец, на основании заключения и выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 следует, что часть земель лесного фонда площадью 36 515 279 квадратных метров, находящаяся в собственности Российской Федерации, была незаконно, без разрешения собственника Российской Федерации, изъята из земель лесного фонда, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка должна быть признана недействительной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, из Единого государственного реестра недвижимости должны быть исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:20:0000000:748.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Агентства с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 -30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании заявления о кадастровом учете.
К числу документов, необходимых для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, относятся межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В соответствии с частью 7, 8 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемых действий) согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статьям 35 - 37 Закона N 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 Закона N 221 -ФЗ, или юридического лица, указанного в статье 33 Закона N 221 -ФЗ, является межевой план, технический план или акт обследования.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимости проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218 -ФЗ под государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Основными сведениями об объекте недвижимости являются характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ). Частью 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относится в том числе описание местоположения такого объекта.
Таким образом сведения о местоположении земельного участка и координатах характерных точек его границ вносятся в государственный кадастр недвижимости в целях индивидуализации земельного участка как объекта права.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федераций" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 ФЗ N 221 от 24.07.2007 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном земельном кадастре", Федерального закона "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
В силу части 6 статьи 72 Закона РФ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015, вступившего в силу с 01.01.2017, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Материалы дела содержат правоудостоверяющие документы на земельный участок кадастровый номер 52:20:0000000:748: решение от 9.03.1987 года N 97 "О замене государственных актов на право пользования землей", Проект землеустройства (перераспределения земель) Сельскохозяйственного товарищества с ограниченной ответственностью "Останкино", Государственный акт ННО-07-08 N 000110 "на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Полномочия местной администрации по принятию решения по перераспределению земель установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Данное решение принимается местной администрацией по представлению комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Рекомендациями по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Письмом Роскомзема от 27.02.1992 N3-14/468 "О выполнении землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов" установлено, что принятие решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации минхозов и совхозов осуществляет орган местной администрации на основании проекта землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов.
Проект землеустройства (перераспределения) земель Сельскохозяйственного товарищества с ограниченной ответственностью "Останкино" разработан Волго-Вятским государственным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом по землеустройству "ВОЛГОВЯТНИИГИПРОЗЕМ" на основании договора от 20.01.1993 года, заказчиком по которому выступал комитет по земельной реформе и земельным отношениям Нижегородской области. В соответствии с проектом землеустройства (перераспределения) земель СТОО "Останкино" спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
На основании проекта землеустройства (перераспределения) земель главой администрации Борского района СТОО "Останкино" был выдан Государственный акт ННО-07-08 N 000110 на право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" согласно п. 9. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Также материалы дела содержат протокол N 2 от 22.02.1992 года о реорганизации совхоза "Останкинский" в Сельскохозяйственное товарищество с ограниченной ответственностью "Останкино", распоряжение о регистрации сельскохозяйственного ТОО "Останкино" от 24.04.1992 года N 148, свидетельство от 24.04.1992 года о регистрации сельскохозяйственного ТОО "Останкино", распоряжение N 97 от 22.09.1999 года о прекращении деятельности сельскохозяйственного ТОО "Останкино" в связи с реорганизацией его в Сельскохозяйственное открытое акционерное общество "Останкино-С", свидетельство о регистрации СО АО "Останкино-С" от 22.09.1999 года, протокол N 2/2014 года о реорганизации СОАО "Останкино-С" в Сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) "Весна", выписку из ЕГРЮЛ на СОАО "Останкино-С", выписку из ЕГРЮЛ на Сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) "Весна", подтверждающие правопреемство между Сельскохозяйственным товариществом с ограниченной ответственностью "Останкино" и Сельскохозяйственным производственным кооперативом (артель) "Весна" (ИНН: 5246047657). Право постоянного (бессрочного) пользования ч. 1 ст. 216 ГК РФ подлежит защите наряду с правом собственности..
Материалы дела содержат межевой план на земельный участок кадастровый номер 52:20:0000000:748, акт согласования границ земельного участка, извещение о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованное в газете "Бор сегодня" N 7 (15341) от 18.02.2016 года.
Согласно выпискам из ЕГРН, представленным истцом, государственный кадастр недвижимости по настоящее время не содержит информации о почтовом адресе правообладателя земельных участков лесного фонда.
Данные доказательства подтверждают установление границ спорного земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности".
Доказательств межевания границ участков лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данных участков на местности истцом в материалы дела не представлено.
Истец, указывая на наложение границ земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276 на земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748, в отсутствии доказательств межевания границ участков лесного фонда, фактически просил установить новую границу земельного участка в границах населенного пункта.
В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных, точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка
Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 и показаниям лиц, участвующих в деле, данный земельный участок с 1994 года ранее использовался Сельскохозяйственным производственным кооперативом (артель) "Весна" (ИНН: 5246047657) и его правопредшественниками по целевому назначению для сельскохозяйственного производства в качестве земельного участка сельскохозяйственного назначения
Документами территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа Бор Нижегородской области спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Доказательств использования земельного участка не по целевому назначению или с нарушением законодательства Российской Федерации истцом не представлено.
Согласно пункту 6 статьи 47 "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276 не имеют установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Заключение ФГБУ "Рослесинфорг" не может являться достаточным доказательством, подтверждающим факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, поскольку доказательства подтверждения полномочий на подготовку заключений такого рода не представлено. Кроме того, данное заключение не содержит сведений о примененных методах определения координат характерных точек, сведений о выполненных измерениях и расчетах, в нем отсутствуют исходные данные о лесном участке, каким образом и когда он образован, также отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ лесного участка.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Иных доказательств наложения границ не представлено
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иск Агентства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований истца, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу N А43-32590/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32590/2019
Истец: Федеральное Агенство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация городского округа грода Бор Нижегородской области
Третье лицо: ГКУ Нижегородской области " Главное управление автомобильных дорог", Департамент лесного хозяйства по Нижегородской области, Соина Татьяна Александровна, СПК (артель) "Весна", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области