г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А26-10963/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Житков Д.Н., на основании протокола от 01.07.2019,
от 3-их лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18760/2020) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2020 по делу N А26-10963/2019, принятое по иску:
истец: Администрация Петрозаводского городского округа (адрес: Россия, 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина (Центр р-н), 2, ОГРН: 1021000538481, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: 1001040505)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Тель-Ретро" (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина (Центр р-н), 26, 108, ОГРН: 1071001013797, Дата присвоения ОГРН: 20.08.2007, ИНН: 1001196277)
3-и лица: 1. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Герцена (Центр р-н), 13, ОГРН: 1031000016850, Дата присвоения ОГРН: 05.02.2003, ИНН: 1001040110, 2. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия (адрес: Россия, 185035, г.Петрозаводск, ул.Ф.Энгельса, дом 4, кааб.32,33)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тель-Ретро" (далее - Общество) о взыскании 26 049 руб. 35 коп. задолженности по арендной плате за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 10:01:0110140:3 за период с 25.10.2017 по 31.07.2019, 1 842 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.10.2017 по 31.07.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.
Решением от 01.06.2020 суд взыскал с Общества в пользу Администрации 14 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами; взыскал с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 01 руб. 00 коп.; в остальной части иска отказал.
Не согласившись с указанным решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация, указывает, что спорное помещение, арендуемое акционерным обществом "Почта России" (далее - АО "Почта России"), используется им для оказания населению почтовых услуг, а также предоставления комплекса финансовых и торговых услуг, однако не используется для размещения объектов социального обеспечения. Податель жалобы указывает, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Почта России" является "53.10 Деятельность почтовой связи общего использования". Основным видом деятельности Общества является реализация предпринимательской деятельности, а не предоставление социальных услуг. По мнению подателя жалобы, применение в расчете за фактическое пользование земельным участком подпунктов "в" и "е" пункта 2 постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 N 120-П "Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 120-П) недопустимо и необоснованно.
В настоящем судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110140:3 находится в государственной собственности. Государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке расположено нежилое здание площадью 1 035,4 кв.м, нежилое помещение в котором площадью 49,1 кв.м, имеющее кадастровый номер 10:01:0110140:612 и адрес: г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 43А, с 25.10.2017 принадлежит Обществу на праве собственности (запись в ЕГРН от 25.10.2017 N 10:01:0110140:612-10/001/2017-1).
С момента приобретения в собственность вышеуказанного помещения и до настоящего времени Общество фактически использует земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110140:3, занятый объектом недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N 158-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия" составила 1 926 028 руб. 91 коп.
Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", вступившим в силу с 01.01.2016, установлено, что органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии с соглашением от 10.05.2018 о взаимодействии в сфере администрирования неналоговых доходов, заключенным между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Администрацией, Администрация, как главный администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа, МКУ Петрозаводского городского округа "Петрозаводский центр учета имущества", как администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа, осуществляют администрирование неналоговых доходов, для чего выполняют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеней и штрафов по ним, а также проводят работу по взысканию в судебном порядке задолженности по платежам (неналоговым доходам), пеням и штрафам по ним.
Администрация, рассчитав плату за пользование земельным участком с кадастровым номером 10:01:0110140:3 на основании Закона Республики Карелия N 1712-ЗРК, постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 N 120-П, пропорционально доли Общества в праве собственности на здание по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, 43А (4,7421%), обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, необходимо установить сам факт неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также, что именно то лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Разногласия сторон возникли по порядку определения размера неосновательного обогащения вследствие фактического пользования Обществом спорным земельным участком за период с 25.10.2017 по 31.07.2019.
В силу пункта 3 статьи 65 (в редакции до 01.03.2015) и пунктов 1, 3 статьи 39.7 (действующих с 01.03.2015) ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
На территории Республики Карелия порядок определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК, который вступил в силу 24.06.2013, а также Постановлением N 120-П.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, за исключением случаев, когда они определены по результатам торгов, Администрация в зависимости от категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования обязана при расчете размера арендной платы руководствоваться действующим законодательством и методикой определения размера арендной платы. Расчет фактического пользования земельным участком и Администрация, и Общество производят в соответствии с Постановлением N 120-П.
Администрация относит помещение с кадастровым номером 10:01:0110140:612 к категории, указанной в подпункте "м" пункта 1 Постановления N 120-П - пользование земельными участками, представленными для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания на территории Петрозаводского городского округа. Годовая плата в таком случае устанавливается в размере 18 процентов от кадастровой стоимости и применительно к спорному земельному участку составляет 16 438 руб. 80 коп.
Из содержания Постановления N 120-П следует, что определение величины процента к кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в зависимости от его использования.
Из системного толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 7 ЗК РФ следует, что по общим правилам фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенным в кадастр.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:011014:3 разрешенным видом использования земельного участка является его использование для эксплуатации здания предприятий по обслуживанию населения, без конкретизации вида услуг.
В случае, когда установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует фактическому, плата за пользование земельным участком подлежит определению исходя из фактического вида его использования.
С 01.04.2011 помещение с кадастровым номером 10:01:0110140:612 в спорном здании передано по договору аренды N 16, заключенному между фондом "Карельский инновационный бизнес-инкубатор" (арендодатель) и АО "Почта России" (правопредшественник - федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (арендатор), для оказания услуг почтовой связи.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств фактического использования спорного помещения как объекта общественного питания либо бытового обслуживания.
Деятельность Почты России регулируется Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" (далее - Закон N 171-ФЗ) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ).
Исходя из обусловленной Законом N 171-ФЗ специфики деятельности Почты России и социальной направленности оказываемых ею услуг, суд посчитал обоснованным применение для исчисления арендной платы за земельный участок подпунктов "в" и "е" пункта 2 Постановления N 120-П (по аналогии закона).
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о необходимости определения размера платы за фактическое пользование земельным участком с использованием двукратной ставки земельного налога, что составляет 2 739 руб. 80 коп. в год.
Общая задолженность за фактическое пользование земельным участком за период с 25.10.2017 по 31.07.2019 составляет 4 841 руб. 56 коп., а поскольку указанная сумма оплачена Обществом в полном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части требования о взыскании неосновательного обогащения.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2020 по делу N А26-10963/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10963/2019
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: ООО "Тель-ретро"
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений по РК, Уполномоченный по защите прав предпринимателей по РК