30 сентября 2020 г. |
А83-9280/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Хлебинской Е.Г.,
при участии:
от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Андросенко А.В., представителя по доверенности от 02.12.2019 N 05-30/9582,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 июня 2020 года по делу N А83-9280/2019
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство"
заинтересованное лицо - Инспекция по жилищному надзору Республики Крым
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Лениновское МЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит суд отменить постановление N 051/2019 от 28.05.2019 заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция, административный орган) Акуловой Э.В. о привлечении МУП "Лениновское МЖКХ" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 июня 2020 года по делу N А83-9280/2019 изменено постановление Инспекции по жилищному надзору Республики Крым N 051/2019 от 28.05.2019 года о назначении административного наказания в виде административного штрафа по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей, снижен его размер до 125 000 рублей.
Полагая, что указанное решение принято с нарушением норм процессуального и материального права, МУП "Лениновское МЖКХ" обжаловало его в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что административным органом не представлены доказательства в подтверждение вины предприятия во вмененном административном правонарушении. Заявитель также указывает на наличие нарушений со стороны административного органа, допущенных при проведении проверки и фиксации её результатов при производстве по делу об административном правонарушении.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу, Инспекция, возражая против отмены решения суда первой инстанции, указывает на то, что административным органом при осуществлении проверки и принятии постановления о привлечении к административной ответственности были соблюдены требования действующего законодательства в части процедуры привлечения к административной ответственности и установления состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Инспекции, поддерживая позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как вынесенное при полном соответствии установленных обстоятельствах по делу и закону, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель МУП "Лениновское МЖКХ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru, в судебное заседание не явился.
Учитывая то, что судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы в связи с заявленным директором МУП "Лениновское МЖКХ" С.С. Черкашиным от 17.08.2020 ( вх. 21АП-1820/20) ходатайством уже откладывалось на достаточный срок, с учетом установленных сроков рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, суд считает, что апелляционная жалоба, в порядке статей 156, 266 АПК РФ, может быть рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Инспекции, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32).
В период с 01.04.2019 по 19.04.2019 на основании приказа заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 28.03.2019 N 889 в отношении МУП "Лениновское МЖКХ" проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению предприятием обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирными домами:
-МКД N 13, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная (договор размещен в реестре с 01.02.2016 г.);
-МКД N 16, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная (договор размещен в реестре с 16.12.2016 г.);
-МКД N 17а, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная (договор размещен в реестре с 16.12.2016 г.).
В ходе проверки проведено обследование общего имущества в многоквартирных домах N 13, N 16, N 17а по адресу: Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная с применением фотофиксации.
По результатам проверки установлено, что 18.07.2018 между МУП "Лениновское МЖКХ" и собственниками помещений многоквартирного дома N 13 по ул. Шоссейная в пгт. Ленино заключен договор N 14-4/18 управления многоквартирным домом, целью которого является обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и другим физическим и юридическим лицам, владеющим и пользующим помещения в многоквартирном доме.
При обследовании многоквартирного дома N 13 по ул. Шоссейная в пгт. Ленино установлены следующие нарушения:
- чердачное помещение захламлено бытовым и строительным мусором, также имеется птицы, тушки птиц, птичий помет - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N491); п.3.3.1, п.3.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 27.09.2003 г. N170 (далее - ПиН); п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Правил N290);
- чердачные продухи не закрыты надлежащим образом - нарушение ч.2.3 ст. 167 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.3.3, п. 4.6.1.25. ПиН;
- на входном козырьке шестого подъезда имеется поросль, незначительней мусор - нарушение 4.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.9 Правил N 290, п.4.2.4.2 ПиН;
- входная группа требует покраски шестого подъезда требует окраски - нарушение ч.2. ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.9 Правил N 290, п.4.2.4.2 ПиН;
-остекление подъездов преимущественно выполнено в один слой ("нитку") нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.13 Правил N 290, п. 4.8.14 ПиН;
- имеется отслоение штукатурно-покрасочного слоя пятого, четвертого, третьего, второго и первого подъезда, в том числе на верхних этажах - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.11 Правил N 290, п.3.2.9 ПиН;
- в пятом подъезде на 3, 4, 5 этажа отсутствуют элементы перил лестничного марша - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.4.8.6 ПиН;
- в шестом, пятом, четвертом, третьем, втором, первом подъезде имеется паутина на стенах, потолках, окнах и подоконниках - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.23 Правил N 290, п. 4.8.14 ПиН;
- поэтажные электрические щиты в первом, втором, третьем, четвертом, пятом и шестом подъездах закрыты не надлежащим образом - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.20 Правил N 290, п. 5.6.2 ПиН;
- в поэтажных электрических щитах первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого подъездах имеется захламление бытовым мусором (пачки от сигарет, пластиковые стаканчики и другое), имеются ненадлежащее скручивание проводов в скрутке, имеется пыль - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.20 Правил N 290, п. 5.6.2 ПиН;
- входной козырек и входные ступени пятого подъезда, а также козырек четвертого, третьего имеют отслоения штукатурного слоя - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.9, п.11 Правил N 290, п.4.2.4.2 ПиН;
- при установке новых плафонов в подъездах старое осветительное оборудование не убрано, а именно: висят патроны на проводах, местами торчат провода к проведенным новым плафонам, не произведена заделка старых следов от старых плафонов - нарушение ч.2. ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.20, п. Правил N 290; п.5.6, п.5.6.6 ПиН;
- по всем подъездам имеется хаотичное расположение сетей интернет - провайдеров - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491;
- отсутствует освещение перед входами во все подъезды - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, п.10 Правил N 491, п.20 Правил N 290; п.5.6, п.5.6.6 ПиН.
Также проверкой установлено, что 30.07.2018 между МУП "Лениновское МЖКХ" и собственниками помещений многоквартирного дома N 16 по ул. Шоссейная в пгт. Ленино заключен договор N 15-Д/18 управления многоквартирным домом, целью которого является обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и другим физическим и юридическим лицам, владеющим и пользующим помещения в многоквартирном доме.
При обследовании многоквартирного дома N 16 по ул. Шоссейная в пгт. Ленино установлены следующие нарушения:
- имеется незначительное захламление подвального помещения третьего подъезда - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.2 Правил N 290;
- штукатурно-покрасочный слой шестого подъезда имеет незначительное отслоение, в том числе, на потолке шестого подъезда имеются сухие следы затекания влаги - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.11 Правил N 290, п.3.2.9, ПиН;
- поэтажные электрические щиты в первом, втором, третьем, четвертом, пятом и шестом подъездах закрыты не надлежащим образом - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.20 Правил N 290, п.5.6.2 ПиН;
- в поэтажных электрических щитах первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого подъездах имеется захламление бытовым мусором (пачки от сигарет, пластиковые стаканчики и другое), имеются ненадлежащее скручивание проводов в структуре, имеется пыль - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.20 Правил N 290, п. 5.6.2 ПиН;
- на четвертом этаже шестого подъезда лестничной клетки ограждение окна прикреплено только одной стороной к стене, вместо двух - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491;
- в шестом, пятом, четвертом, третьем, втором, первом подъезде имеется паутина на стенах, потолках, окнах и подоконниках - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.23 Правил N 290, п. 4.8.14 ПиН;
- штукатурно-покрасочный слой пятого подъезда имеет незначительное отслоение, в том числе на потолке пятого подъезда имеются сухие следы затекания влаги - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.11 Правил N 290, п.3.2.9, ПиН;
- технический этаж выхода на кровлю имеет следы затекания влаги - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491;
- имеется незначительное отслоение кровельного покрытия над первым подъездом, в том числе имеется вздутие кровли - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.7 Правил N 290, п.4.6.1.1 ПиН;
- между четвертым и пятым этажом пятого подъезда имеется намокание подоконного блока - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491;
- входная дверь пятого подъезда требует окраски - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.13 Правил N 290, п.4.7.1 ПиН;
- штукатурно-покрасочный слой четвертого подъезда имеет незначительное отслоение, в том числе на потолке четвертого подъезда имеются сухие следы затекания влаги - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.11 Правил N 290, п.3.2.9, ПиН;
- входная дверь четвертого подъезда требует окраски - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.13 Правил N 290, п.4.7.1 ПиН;
- в третьем подъезде между третьим и четвертым, четвертым и пятым этажах отсутствуют элементы перил лестничного марша - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.4.8.6 ПиН;
- отсутствуют освещение перед входами во все подъезды - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491. п.20 Правил N 290; п.5.6, п.5.6.6 ПиН;
-входные козырьки четвертого, третьего, второго подъездам требуют проведения ремонта, имеется незначительное отслоение штукатурного слоя - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.9 Правил N 290, п.4.2.4.2 ПиН;
Инспекцией также установлено, что 29.12.2015 между МУП "Лениновское МЖКХ" и собственниками помещений многоквартирного дома N 17а по ул. Шоссейная в пгт. Ленино заключен Договор управления многоквартирным домом, целью которого является обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и другим физическим и юридическим лицам, владеющим и пользующим помещения в многоквартирном доме.
При обследовании многоквартирного дома N 17а по ул. Шоссейная в пгт. Ленино установлены следующие нарушения:
- кровля над частью второго подъезда имеет отслоения и разрушения - нарушение 4.2. ст. 161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.7 Правил N 290, п.4.6.1.1, ПиН;
- штукатурно-покрасочный слой первого подъезда имеет отслоения штукатурно-покрасочного слоя - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.11 Правил N 290, п.3.2.9, ПиН;
- на первом этаже второго подъезда отсутствует освещение, на втором этаже отсутствует плафон освещения - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491. п.20 Правил N 290; п.5.6, п.5.6.6 ПиН;
- подвальное помещение имеет захламление бытовым и строительным мусором - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.2 Правил N 290;
- слева от первого подъезда разбито стекло подвального помещения - нарушение 4.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491;
- имеется захламление мусором приямков многоквартирного дома - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491;
- штукатурно-покрасочный слой второго подъезда имеет отслоения штукатурно-покрасочного слоя - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.9 Правил N 290, п.4.2.4.2 ПиН;
- на втором этаже второго подъезда отсутствуют плафон освещения - нарушение 4.2.3 ст.161 ЖК РФ, п.10 Правил N 491, п.20 Правил N 290; п.5.6 ПиН;
- состояние входных козырьков двух подъездов не удовлетворительное, имеется отслоение штукатурного слоя - нарушение 4.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.9 Правил N 290, п.4.2.4.2 ПиН;
-перед входом в подъезды дома отсутствует освещение - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491. и.20 Правил N 290; п.5.6, п.5.6.6 ПиН;
- в подъездах имеется паутина, пыль на стенах и при входе в подъезд - нарушение ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, пп. "а" п.10 Правил N 491, п.23 Правил N 290, п. 4.8.14 ПиН.
Результаты проверки нашли свое отражение в акте от 19.04.2019N 890.
Также 19.04.2019 в отношении МУП "Лениновское МЖКХ" выдано Предписание N 501 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки 15.05.2019 заместителем заведующего отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции Косташ А.А. в отношении МУП "Лениновское МЖКХ", в присутствии представителя предприятия - Островской Т.М., составлен протокол об административном правонарушении N 189 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Копия протокола получена нарочно представителем предприятия - Островской Т.М. 15.05.2019, о чем имеется соответствующая отметка на протоколе.
Также 15.05.2019 представителю предприятия Островской Т.М. было вручено уведомление о времени и месте рассмотрения административного дела от 15.05.2019 N 03-07/3777 - 28 мая 2019 года.
28.05.2019 заместителем начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, главным государственным жилищным инспектором Республики Крым Акуловой Э.В. в отношении МУП "Лениновское МЖКХ" вынесено Постановление о назначении административного наказания N 051/2019, согласно которому предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Копия указанного постановления получена нарочно представителем предприятия Островской Т.М. - 28.05.2019.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не нашел правовых оснований не согласиться с выводами административного органа о нарушении муниципальным унитарным предприятием жилищного законодательства, прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов N 13, N 16, N 17а расположенных по адресу: Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная, в связи с чем пришел к выводу о наличии в действиях МУП "Лениновское МЖКХ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд усмотрел основания для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и счел возможным снизить размер административного штрафа на половину от установленного санкцией минимального размера - до 125 000 рублей.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующих мотивов.
Согласно пунктам 1и 3 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом (пункт 3 статьи 2 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу части 1 статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в судебном порядке.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 АПК РФ).
Обстоятельства дела, которые согласно закону, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию неприменима к определению виновности юридических лиц.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.
Составляя протокол об административном правонарушении, административный орган исходил из наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2. КоАП РФ.
При этом по смыслу статьи 1.5 КоАП РФ, части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Отсутствие, а равным образом недоказанность состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следует также отметить, что при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Суд не вправе подменять собой административный орган в вопросе доказывания наличия события правонарушения и вины в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
К лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 ЖК РФ, в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с пунктом 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Обзора судебной практики N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, в силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Подпункт "б" пункта 3 Постановления N 1110 к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а", "в", "з" пункта 11 Правил N 491).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно раздела II "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда" Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
Пунктом 23 Минимального перечня предусмотрены следующие работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Пунктом 25 Минимального перечня установлены такие работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, как: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; прочистка ливневой канализации; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, Правила N170 являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, в данном случае, заявитель, являясь лицом, ответственным за надлежащее содержание многоквартирных домов N 13, N 16, N 17а по адресу: Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная, обязан выполнять поименованные в Минимальном перечне и Правилах N 170 работы.
Установленные в акте проверки N 890 от 19.04.2019 факты нарушений лицензиатом лицензионных требований входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.
Соблюдение указанных лицензионных требований является обязанностью управляющей компании при осуществлении фактической деятельности по управлению многоквартирным домом.
Устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для МУП "Лениновское МЖКХ" характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на поддержание технического состояния дома соответствующим обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта ненадлежащего содержания МУП "Лениновское МЖКХ" общего имущества в многоквартирных домах: N 13, N 16, N 17а по адресу: Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Шоссейная и нарушения требований действующего законодательства в части соблюдения лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что МУП "Лениновское МЖКХ" были предприняты все возможные меры для соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению вышеуказанными многоквартирными домами и проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенных нарушений.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у муниципального предприятия реальной возможности соблюсти лицензионные требования, в материалах дела не имеется.
Доказательств своевременного принятия МУП "Лениновское МЖКХ" всех зависящих от него и предусмотренных законодательством мер, направленных на содержание надлежащим образом указанных многоквартирных домов и придомовой территории в материалы дела не представлено, установленные нарушения заявителем не опровергнуты.
Факт совершения административного правонарушения установлен в ходе осуществления плановой выездной проверки и подтверждается актом проверки, фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении.
Судом проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания. Порядок привлечения МУП "Лениновское МЖКХ" к административной ответственности не нарушен.
Административным органом совершены необходимые и достаточные действия с целью извещения МУП "Лениновское МЖКХ" о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Существенных нарушений процедуры привлечения МУП "Лениновское МЖКХ" к административной ответственности судом не выявлены.
Обстоятельства, исключающие вину в совершенном правонарушении, судом не установлены.
Таким образом, административным органом доказано наличие вины лица в совершенном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции также признает ошибочным довод апелляционной инстанции о нарушении административным органом порядка проведения внеплановой проверки, поскольку как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.04.2019 по 19.04.2019 в отношении предприятия была проведена плановая проверка, что подтверждается приказом заместителя начальника Инспекции от 28.03.2019 N 889.
Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации совершенного МУП "Лениновское МЖКХ" административного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Оценив представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей в жилищной сфере. Материалы дела доказательств о наличии исключительных обстоятельств не содержат.
Судом первой инстанции оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также обоснованно не установлено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает допустимым вывод суда первой инстанции о наличии в своей совокупности обстоятельств, предусмотренных положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, для возможности снижения размера административного штрафа ниже низшего предела минимального размера санкции статьи до 125000,00 рублей. Судебная коллегия полагает, что в данном случае изменение административного наказания в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, недопустимо, поэтому переоценка выводов судебного акта первой инстанции в этой части не может быть осуществлена.
Доводов о несогласии с выводом суда о снижении размера административного штрафа, Инспекцией не заявлено.
При всех вышеуказанных обстоятельствах в действиях МУП "Лениновское МЖКХ" обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку фактических обстоятельств с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, правильно применил нормы материального права, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, (в том числе безусловные), основания для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не свидетельствуют о наличии судебной ошибки. При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания к удовлетворению апелляционной жалобы МУП "Лениновское МЖКХ" отсутствуют.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 июня 2020 года по делу N А83-9280/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9280/2019
Истец: МУП "ЛЕНИНОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ