г. Тула |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А09-7402/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чистая планета", на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2020 по делу N А09-7402/2019 (судья Степченко Г.В.), принятое по иску акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ОГРН 1093254008980, ИНН 3254505836) к индивидуальному предпринимателю Гинтер Ларисе Анатольевне (г. Дятьково, ОГРНИП 317325600053498, ИНН 320202156499), третье лицо: Соцкий М.В. (г. Подольск, ОГРНИП 306507424300026, ИНН 503601194053),о взыскании 20 833 руб. 36 коп.;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гинтер Ларисе Анатольевне (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 20 833 руб. 36 коп. за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2020 Исковые требования АО "Чистая планета", г. Брянск, к ИП Гинтер Ларисе Анатольевне, г. Дятьково Брянской области, о взыскании 20 833 руб. 36 коп. долга оставить без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку доводу истца о том, что обязанность по заключению договора с региональным оператором лежит на собственнике отходов, а не на собственнике нежилого помещения в МКД; полагает, что суд, вопреки требованиям законодательства, перераспределил бремя доказывания факта оказания услуг на истца, освободив ответчика от обязанности доказать, что он вывозит ТКО законным способом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора, между истцом и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены соглашения по обращению с ТКО на территории Брянской области: N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области), согласно которых истцу, в соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год утвержден приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год", на периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.20019 по 31.12.2019 и составляет 526 руб. 76 коп. (с НДС) за 1 куб.м.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 85 от 09.02.2018 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Брянской области. Для продовольственных и промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет 0,84 куб.м./ год на 1 кв.м. общей площади.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчик в результате своей деятельности является образователем и собственником ТКО.
Согласно выписке из ЕГРН общая площадь магазина, принадлежащего Соцкому М.В., используемого ответчиком в своей предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: Брянская область, г. Дятьково, ул. Ленина, 180, составляет 140 кв.м., в связи с чем истец начислил ко взысканию с ответчика 25 811 руб. 24 коп. за оказанные услуги по приему и утилизации ТКО в период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
Истец направил в адрес ответчика претензию N 2445 от 20.06.2019 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, а также проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В ответ на претензию истца ответчик направил письмо, в котором предложил заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО по факту их накопления из личного контейнера ответчика.
Несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст. 210 ГК РФ, ч. 3 - 5 ст. 30, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ обязанность по несению расходов на содержание своего имущества и общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) лежит на собственниках помещений в МКД, жилого дома или части жилого дома (сектор индивидуальной жилищной застройки).
В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников и нанимателей в МКД уже включена плата за обращение с ТКО, собственники индивидуальных жилых строений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в том числе в сфере обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором (ч. 3 - 5 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Обязательства в силу ст. 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу п. 2 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Пунктом 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
В частности, согласно пп. "в" п. 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в МКД (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
По смыслу ст. 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг, исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость.
При этом обязанность доказывания факта предоставления стороне по контракту платной услуги возложено на лицо, предоставившее такую услугу (ст. 65 АПК РФ).
С учетом изложенного, довод апеллянта о том, что суд, вопреки требованиям законодательства, перераспределил бремя доказывания факта оказания услуг на истца, освободив ответчика от обязанности доказать, что он вывозит ТКО законным способом, отклоняются судебной коллегией.
Как следует из выписки из ЕГРН собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Брянская область, г. Дятьково, ул. Ленина, д. 180, является Соцкий М.В.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абз. 3 п. 148 (1) Правил N 354 собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В письме Минприроды России от 11.12.2018 N 12-50/10263-ОГ "О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках частных домовладений (далее - ЧД), а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отмечает, что в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, истцом не представлено доказательств:
- оказания услуг ответчику или Соцкому М.В.;
- использования ответчиком для складирования ТКО контейнерной площадки по адресу: Брянская область, г. Дятьково, ул. Ленина, д. 180;
- заключения договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Брянская область, г. Дятьково, ул. Ленина, д. 180, между ответчиком и Соцким М.В.;
- отсутствия договорных отношений (отсутствие начислений) у истца с Соцким М.В.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец не доказал возникновения у ответчика обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО в заявленном размере, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2020 по делу N А09-7402/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7402/2019
Истец: ОАО "Чистая планета"
Ответчик: ИП Гинтер Л.А.
Третье лицо: МИ ФНС N 23 по Московской области, НО "Адвокатская палата Брянской области ", Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Московской области, Соцкий Максим Валериевич