г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А56-1259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Акопова Ю.Л. - доверенность от 11.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21907/2020) государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2020 г. по делу N А56-1259/2020 (судья Захаров В.В.), принятое
по иску государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская клиническая межрайонная больница"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
На Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в суд с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская клиническая межрайонная больница" (далее - ответчик, Больница) с требованием о взыскании убытков в размере 42 823 руб. 73 коп., являющихся расходами на страховое обеспечение по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Решением суда первой инстанции от 23.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика с жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Истец, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
На основании приказа N 20 от 10.01.2019 Фондом социального страхования в период с 28.01.2019 по 08.02.2019 в отношении ответчика проведена плановая проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности в медицинских организациях.
В результате проведенной проверки фондом выявлено и зафиксировано в акте N 1 от 22.02.2019 нарушение пунктов 5, 11, 12, 13, 14, 28, 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), а именно:
- в нарушение пункта 5 Порядка N 624н листок нетрудоспособности N 260706726001, 310891931263, 252263836343, 260706790731, 288212541422, 329304309384, 252271792926, 329308585076, 329301177365 продлены фельдшером, не указан номер л/н, отсутствуют сведения об осмотре, о приеме;
- в нарушение пунктов 11, 12, 13 Порядка N 624н листок нетрудоспособности N 329302082898, 260706790731, 27896199033, 329304309384, 252271792926, 243707567756, 329301177365 продлены единолично врачом, без разрешения врачебной комиссии, выдан и продлен фельдшером на срок больше 10 календарных дней;
- в нарушение пункта 14 Порядка N 624н листок нетрудоспособности 260 706 726001, 252264502483, 321081071640, 298202878111, 269701131695, 298202872337, 329308585076 выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время осуществлена без решения врачебной комиссии;
- в нарушение пункта 28 Порядка N 624н листок нетрудоспособности N 278956548925, 321179562071, при установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершен датой проема;
- в нарушение пункта 58 Порядка N 624н листок нетрудоспособности 260 706 790 731, 288212541422 в карте пациента от отражен факт нарушения режима (несвоевременная явка на прием).
Фонд пришел к выводу о том, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, которые выданы с нарушением законодательства, являются необоснованными.
Посчитав, что действия Больницы, выразившиеся в оформлении листков нетрудоспособности с нарушением Порядка N 624н, привели к незаконной выплате за счет средств Фонда социального страхования пособий по временной нетрудоспособности в сумме 42 823,33 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Ответчик заявленные требования не признал, указав, что спорные листки нетрудоспособности выданы обоснованно, в связи с утратой застрахованными лицами трудоспособности. Формальные нарушения порядка оформления листков нетрудоспособности не могут являться основанием для взыскания с учреждения убытков.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и пункт 1 Порядка N 624н).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 (далее - положение N 101) предусмотрено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также по временной нетрудоспособности, беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Положения выплата пособий по социальному страхованию, а также финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности согласно пункту 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 81, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у них документов, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ наделяет страховщиков правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Предоставление указанного права на обращение в суд, направлено на исключение фактов выплат пособий в отсутствие к тому оснований.
Вместе с тем, наличие данного права не освобождает Фонд от доказывания обстоятельств, явившихся основанием для взыскания понесенных им убытков, поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в возмещении убытков.
Однако в рассматриваемом случае выплаты пособий по спорным листкам нетрудоспособности фактически произведены, при этом Фонд, производя выплату в пользу пациентов, не установил нарушений в выдаче листков временной нетрудоспособности.
Убытки могли возникнуть у Фонда только в том случае, если выплаты осуществлены, а страховой случай не наступил, то есть в действительности пациент был трудоспособным. В данном случае нецелевое расходование средств социального страхования отсутствует, поскольку основания для выдачи листков нетрудоспособности истцом не оспариваются, наступление страховых случаев подтверждено документально.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 26.11.2013 N 9383/13, гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности при отсутствии страхового случая и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности.
Между тем, в рассматриваемом случае факт наличия оснований для выдачи листков нетрудоспособности и начисления пособий подтвержден документально и истцом не оспаривается, согласно акту проверки от 22.02.2019 N 1 обоснованность выдачи листков нетрудоспособности указанным в акте лицам подтверждена записями в картах стационарных и амбулаторных больных, в журнале ф036у, продление сроков нетрудоспособности подтверждено записями ВК в карте амбулаторного больного и журнале ф035у.
При этом из текста искового заявления следует, что основанием для обращения истца явилось неправомерное продление и выдача листков нетрудоспособности (л/н), предоставление в ходе проверки противоречащих друг другу документов, что, по мнению истца, свидетельствует о заведомо недобросовестном осуществлении ответчиком гражданских прав, злоупотреблению ими, с целью незаконного обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.
Между тем, вопреки изложенному в исковом заявлении, из данного акта фонда не усматривается, что ответчиком выдавались листки нетрудоспособности гражданам, в отсутствие наступившего страхового случая.
Напротив, все указанные в акте нарушения сводятся к ошибкам при оформлении листков нетрудоспособности, однако, реально установленным заболеванием, что истцом не опровергнуто.
Между тем, по всем перечисленным в акте нарушениям, установленные врачом диагнозы, повлекшие обоснованность выдачи больничного листа (страхового случая), фондом не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отдельные нарушения оформления медицинской документации не свидетельствуют о необоснованности выдачи листков нетрудоспособности, а относятся к недостаткам оказания медицинской помощи.
Учитывая, что в рассматриваемом деле, отсутствие страховых случаев установлено не было, доказательств обратного Фондом не представлено, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 04.06.2015 N 309-ЭС15-4988, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 05.08.2013 N ВАС-10078/13, приходит к выводу о недоказанности Фондом оснований, влекущих возмещение суммы расходов на страховое обеспечение в виде взыскания убытков с лечебного учреждения.
При таких обстоятельствах отсутствует причинно-следственная связь между формальным нарушением учреждением порядка оформления листков нетрудоспособности и возникновением у Фонда дополнительных расходов по выплате страхового обеспечения.
Действия лечебного учреждения по выдаче спорных листков нетрудоспособности не находятся в прямой причинной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на его оплату; отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листка нетрудоспособности (заболевание застрахованных лиц) не оспаривается.
Таким образом, оснований для наступления ответственности по правилам статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации и возложения мер юридической ответственности на лечебное учреждение не имеется, поскольку отсутствует предусмотренная положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации совокупность условий, при которых допускается взыскание суммы вреда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2020 по делу N А56-1259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1259/2020
Истец: ГУ ЛЕНИНГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ГАТЧИНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"