г. Киров |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А28-16382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
при участии представителей
Фонда: Пшеницыной Е.Л. по доверенности от 09.01.2020,
Общества: Гнусова А.А. по доверенности от 17.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободском районе Кировской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2020 по делу
N А28-16382/2019
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободском районе Кировской области (межрайонное)
(ОГРН: 1164350080718; ИНН: 4329018810)
к открытому акционерному обществу "Весна"
(ОГРН: 1024301342823; ИНН: 4346008642)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободском районе Кировской области (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Весна" (далее - Общество) 31 008 рублей 90 копеек убытков в виде переплаты страховой пенсии Шуткиной С.Н., Городиловой Н.А., Ашихминой В.А., Разницыной В.Л. в связи с некачественным и несвоевременным представлением Обществом сведений СЗВ-М за ноябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд указывает, что на основании представленных страхователем 13.12.2018 сведений СЗВ-М за ноябрь 2018 года по "отменяющей" форме им была произведена 28.01.2019 индексация пенсии неработающим пенсионерам. По мнению Фонда, представление страхователем сведений за декабрь 2018 года указывает лишь на возобновление пенсионерами работы в декабре 2018 года и не влияет на обязанность индексации пенсии пенсионерам, прекратившим работу в ноябре 2018 года.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами Фонда.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество, являющееся работодателем пенсионеров Шуткиной С.Н., Городиловой Н.А., Ашихминой В.А., Разницыной В.Л., 03.12.2018 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "исходные" за ноябрь 2018 года в отношении 0 застрахованных лиц.
Кроме того, 12.12.2018 и 13.12.2018 в Фонд от Общества поступили сведения по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2018 года на 451 застрахованное лицо (в том числе о работе указанных пенсионеров).
Ввиду повторности указания типа формы "исходная" полученные от страхователя 12.12.2018 и 13.12.2018 "исходные" сведения о работе указанных лиц в ноябре 2018 года не приняты Фондом (уведомления об устранении ошибок от 12.12.2018 и от 13.12.2018 - приложения N 3 и 5 к исковому заявлению).
13.12.2018 Общество представило в Фонд сведения СЗВ-М за ноябрь 2018 года по типу формы "отменяющая" со сведениями на 451 застрахованное лицо (в том числе о работе указанных пенсионеров).
После получения Фондом указанных сведений он принял решение от 28.01.2019 об индексации пенсии данным лицам как неработающим пенсионерам.
14.02.2019 Обществом представлена форма СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2018 года со сведениями на 451 застрахованное лицо.
По мнению Фонда, несвоевременное представление страхователем сведений СЗВ-М об указанных пенсионерах за ноябрь 2018 года повлекло индексацию им пении и ее излишнюю выплату за период с 01.11.2018 по 31.03.2019 в сумме 31 008 рублей 90 копеек.
Фонд направил Обществу требование от 23.05.2019 о возврате сумм пенсии.
Поскольку Общество убытки не возместило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 2.2 статьи Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 18, 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", Правилами выплаты пенсии, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н, и исходил из того, что факт занятости пенсионеров мог быть обнаружен Фондом на основании сведений СЗВ-М за декабрь 2018 года, представленных Обществом в Фонд 16.01.2019, то есть до вынесения Фондом решения об индексации от 28.01.2019. Кроме того, при получении Фондом от Общества исходных сведений СЗВ-М за ноябрь 2018 года, в которых полностью отсутствовали застрахованные лица, отсутствовали основания для вывода об одномоментном увольнении всех работников без дополнительной проверки и без учета сведений за декабрь 2018 года и последующие периоды.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признает указанные выводы суда первой инстанции неправильными, поскольку ответственность за достоверность сведений возложена на страхователя, а также представление страхователем сведений на пенсионеров как работающих в последующих месяцах правового значения не имеет. Вместе с тем, иск Фонда удовлетворению не подлежит. К данным выводам суд апелляционной инстанции пришел исходя из следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Из указанной нормы права следует, что в случае возобновления работы пенсионером после осуществления индексации (корректировки) страховая пенсия продолжает выплачиваться в повышенном размере.
В связи с этим представление на пенсионера сведений как на работающего в последующих месяцах правового значения не имеет.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ работодатель ежемесячно представляет названные в этой норме права сведения и только на работающих у него граждан. Сведения об уволившихся лицах им не представляются.
Таким образом, отсутствие ежемесячных предусмотренных законом сведений на застрахованное лицо является подтверждением того, что данный пенсионер в отчетном периоде является неработающим, в связи с чем выплата пенсии ему должна осуществляться с учетом индексации по правилам статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Правовых оснований для того, чтобы именно на Фонд, как контролирующий орган, возложить требование после представления страхователем по установленной форме сведений провести дополнительную проверку и дополнительно спросить страхователя, уверен ли он в представленных сведениях, в том числе за две недели до окончания срока представления сведений, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в который страхователь может самостоятельно дополнить (исправить) сведения, также не установлено.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
С учетом изложенного подлежат рассмотрению только сведения за ноябрь 2018 года о застрахованных лицах в отношении названных пенсионеров.
Данные сведения на указанных пенсионеров как работающих Общество представило в Фонд 13.12.2018, то есть в установленный законом срок, а именно: по форме СЗВ-М с кодом "отмн" за ноябрь 2018 года, представленной 13.12.2018.
Согласно форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, тип формы с кодом "отмн" подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Материалами дела подтверждается, что 03.12.2018 Обществом подана форма СЗВ-М за ноябрь 2018 года с кодом "исхд", где количество застрахованных лиц было указано "0". Данные сведения приняты Фондом.
Повторно 12.12.2018 и 13.12.2018 направленные Обществом формы СЗВ-М за ноябрь 2018 года с кодом "исхд", где количество застрахованных лиц было 451, в том числе указанные пенсионеры, не приняты Фондом (об этом непосредственно указано в уведомлениях об устранении ошибок от 12.12.2018 и от 13.12.2018 - "документ не принят!").
Следовательно, 13.12.2018 подав форму СЗВ-М за ноябрь 2018 года с кодом "отмн", Общество отменило ранее неверно поданные сведения и представило сведения о застрахованных лицах, в частности в отношении указанных пенсионеров. Данная форма принята Фондом 13.12.2018.
Решение о выплате пенсионерам с 01.11.2018 пенсии, исчисленной с учетом индексации, принято Фондом 28.01.2019, то есть после того, как Общество представило за ноябрь 2018 года в установленный законом срок сведения о застрахованных лицах в отношении указанных пенсионеров. Фонд имел сведения о застрахованных лицах именно за спорный период (ноябрь 2018 года), что пенсионеры не прекратили работу.
В письменных пояснениях, в апелляционной жалобе Фонд также указывает, что решение от 28.01.2019 об индексации пенсий принималось им на основании сведений, представленных страхователем 13.12.2018 по форме СЗВ-М с кодом "отмн".
Таким образом, поскольку в данной форме сведения о застрахованных лицах, в частности работающих пенсионерах, были представлены Обществом в Фонд, индексация пенсий решением Фонда не должна была производиться.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не признает необоснованную выплату пенсий в результате действий Общества, представившего сведения о застрахованных лицах за ноябрь 2018 года в установленный законом срок. С учетом изложенного в удовлетворении иска Фонду правильно отказано. Решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2020 по делу N А28-16382/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободском районе Кировской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16382/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области межрайонное
Ответчик: ОАО "Весна"