г. Москва |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А40-169551/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.,
судей Семикиной О.Н., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лотес ТМ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 по делу N А40-169551/23
по иску АО "НПК "ВТ И СС" (ОГРН 1037739175935, ИНН 7713211631)
к ООО "Лотес ТМ" (ОГРН 1037739163582, ИНН 7710311765)
3-е лица: 1) АО "К-Технологии", 2) Министерство обороны РФ
о расторжении договора N 1416187345431010418001146/УС-5/2014 от 17.09.2014 года, о взыскании неосновательного обогащения в размере 2.619.712,99 рублей,
при участии в судебном заседании от истца: Митрошина О.В. по доверенности от 10.01.2024, от ответчика: Вепринцева В.И. по доверенности от 18.08.2023, от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
АО "НПК "ВТ И СС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Лотес ТМ" (далее - ответчик) о расторжении договора N 1416187345431010418001146/УС-5/2014 от 17.09.2014, взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 2 619 712,99 рублей.
Решением от 24.10.2023 договор N 1416187345431010418001146/УС-5/2014 от 17.09.2014, заключенный между АО "НПК "ВТ И СС" и ООО "Лотес ТМ" расторгнут; с общества с ограниченной ответственностью "Лотес ТМ" в пользу Акционерного общества "Научно-промышленная компания "Высокие технологии и стратегические системы" взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 2 619 712 руб. 99 коп. и государственная пошлина в размере 42 099 руб.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 отменить и принять новое решение - отказать в удовлетворении исковых требований "АО "НПК "ВТ и СС" в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик поддержал апелляционную жалобу. Истец по доводам апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, между АО "НПК "ВТ и СС" и ООО "Лотес ТМ" был заключён договор от 17.09.2014 N 1416187345431010418001146/УС-5/2014 (далее -контракт, договор). Финансирование по договору осуществляется за счет бюджетных денежных средств. Контракт заключен для нужд Министерства обороны Российской Федерации в рамках исполнения обязательств по контракту от 25.08.2014 N РТИ 2014/255 (далее - контракт N РТИ 2014/255), заключённому между АО "НПК "ВТ и СС" и АО "К-Технологии" (до переименования - АО "РТИ") в целях выполнения государственного оборонного заказа по государственному контракту N1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 (далее - государственный контракт), заключённому, в свою очередь, между АО "К-Технологии" и Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик).
В соответствии с п. 4.1. контракта цена составляет 4 640 767,03 руб. (цена ориентировочная). Во исполнение принятых на себя обязательств по контракту АО "НПК "ВТ и СС" произвело авансирование ООО "Лотес ТМ" в размере 2 619 712,99 руб. По условиям всех заключенных с кооперацией контрактов/договоров, произведение окончательного расчета с участниками кооперации по ОКР "Центр-2014" было поставлено в зависимость от поступления денежных средств от государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации. Согласно доводам иска предполагалось, что денежные средства поступят от государственного заказчика в пользу головного исполнителя АО "К-Технологии", от АО "К-Технологии" исполнителям 1-го звена цепочки кооперации, в том числе АО "НПК "ВТ и СС", в свою очередь, от АО "НПК "ВТ и СС" исполнителям 2-го звена цепочки кооперации и так далее.
30.12.2016 решением Министра обороны Российской Федерации работы по государственному контракту приостановлены с 26.12.2016, создана межведомственная комиссия государственного заказчика по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014". Управлению заказов по совершенствованию технической основы системы управления (УЗС ТОСУ) ВС РФ предписано разработать, согласовать и представить на утверждение проект указаний о назначении межведомственной комиссии по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014".
В соответствии с вышеуказанным решением Министра обороны Российской Федерации, структура комиссии определена тремя подкомиссиями: по анализу научно-технического задела и реализации требований тактико-технического задания на ОКР "Центр-2014"; по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных при выполнении ОКР "Центр-2014" (председатель - начальник УЗС ТОСУ ВС РФ); по порядку дальнейшего использования материальных средств, созданных при выполнении ОКР.
Соответствующее уведомление о приостановке работ по всем договорам и контрактам, заключенным по исполнение контракта N РТИ 2014/255 и государственного контракта, а также о необходимости представления установленным порядком калькуляции фактических затрат, было направлено в адрес всей кооперации соисполнителей АО "НПК "ВТ и СС", в том числе в ООО "Лотес ТМ", письмом от 09.01.2017 N 17-1/1-1, а также позднее письмами от 07.04.2017 N 17-318-1, от 03.05.2017 N 17-387/1-1. Рассмотрев обращения АО "НПК "ВТ и СС", ООО "Лотес ТМ" письмом от 14.04.2017 N 76414/8 сообщило, что не является соисполнителем АО "НПК "ВТ и СС" в рамках ОКР. В установленном порядке калькуляции фактических затрат от ООО "Лотес ТМ" не предоставлены.
07.10.2020 в адрес АО "НПК "ВТ и СС" от АО "К-Технологии" поступило письмо исх. N РТ/И-1633/01/20-дсп с приложением выписки от 07.10.2020 из итогового акта подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", подписанного сторонами государственного контракта, в части фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС".
Совместно с направлением выписки из итогового акта от 07.10.2020 АО "К-Технологии" (головной исполнитель) проинформировало АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости проведения мероприятий, направленных на приведение цен договоров/контрактов, заключенных с участниками кооперации (в том числе ООО "Лотес ТМ") головного исполнителя по ОКР шифр "Центр-2014" в соответствие с позицией государственного заказчика, отраженной в итоговом акте. АО "К-Технологии" также уведомило АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости возврата участниками кооперации ранее полученных денежных средств в размере, превышающем размер согласованных Государственным заказчиком фактических затрат, а также о том, что указанные бюджетные денежные средства подлежат возврату в пользу головного исполнителя АО "К-Технологии" и, впоследствии, головным исполнителем АО "К-Технологии" в пользу государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно итоговому акту подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", фактические затраты ООО "Лотес ТМ", понесенные в ходе исполнения контракта, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесённых в ходе исполнения контракта РТИ2014/255, и согласованы в размере 0,00 руб. (отклонены в полном объеме).
Во исполнение указанных положений законодательства в сфере ГОЗ, на основании промежуточных результатов работы комиссии государственного заказчика - протоколов рабочей группы, АО "НПК "ВТ и СС" проинформировало ООО "Лотес ТМ" о привидении стоимости работ в соответствие результатам проверки затрат комиссией государственного заказчика с приложением протоколов рабочих групп комиссии государственного заказчика - документального подтверждения принятия государственным заказчиком решения о возмещении стоимости работ в меньшем объёме (исх. N ВТ/И-0206/01/19 от 18.04.2019).
Со стороны ООО "Лотес ТМ" данное письмо было проигнорировано. Таким образом, в нарушение положений законодательства в сфере ГОЗ, ООО "Лотес ТМ" от корректировки стоимости работ по контракту неправомерно отказалось.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2020 по делу N А40-228105/19, вступившему в законную силу 08.07.2020, с АО "К-Технологии" в пользу Минобороны России взыскана сумма денежных средств в размере 2 338 989 044,52 руб., государственный контракт расторгнут. Данная сумма денежных средств является суммой непринятых (исключенных) затрат исполнителей кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в результате проверки затрат комиссией государственного заказчика в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014.
Вышеуказанная задолженность является разницей между выплаченным государственным заказчиком авансом в пользу кооперации исполнителей и суммой принятых затрат по результатам их проверки. Задолженность в указанном размере подлежит возврату участниками кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в пользу АО "НПК "ВТ и СС", в свою очередь, АО "НПК "ВТ и СС" в пользу головного исполнителя АО "К-Технологии" для последующего перечисления государственному заказчику.
15.06.2021 в адрес АО "НПК "ВТ и СС" от головного исполнителя АО "К-Технологии поступила" претензия с требованием о возврате суммы непринятых затрат исполнителей кооперации АО "НПК "ВТ и СС" исх. N РТИ/И-948/01/21-ОИ. Общая сумма выплаченных в пользу ООО "Лотес ТМ" бюджетных денежных средств по контракту составляет 2 619 712,99 руб. Размер принятых государственным заказчиком фактических затрат ООО "Лотес ТМ" по контракту по результатам их проверки составил 0,00 руб. Разница между выплаченными бюджетными денежными средствами и согласованными государственным заказчиком фактическими затратами по контракту составляет 2 619 712,99 руб.
В связи с приостановкой работ с 26.12.2016 по государственному контракту от 06.06.2014 N 1416187345431010418001146/14000011 (Решение Министра обороны РФ от 30.12.2016), произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а именно: исполнение государственного контракта и договоров/контрактов во исполнение данного государственного контракта приостановлено; расчеты по договорам/контрактам, включая договоры с ООО "Лотес ТМ" осуществляется в соответствии с согласованными государственным заказчиком фактическими затратами; размер выплаченных ООО "Лотес ТМ" денежных средств по договору превысил размер согласованных государственным заказчиком фактических затрат по договору.
В порядке досудебного урегулирования спора, установленного положениями договора, АО "НПК "ВТ и СС" обратилось к ООО "Лотес ТМ" с претензией от 24.05.2022 N ВТ/И-805/04/22-ОИ, в которой предложило ООО "Лотес ТМ" произвести возврат безосновательно сбереженных денежных средств (неосновательного обогащения) в размере 2 619 712,99 руб. и расторгнуть спорный договор. ООО "Лотес ТМ" оставило претензию АО "НПК "ВТ и СС" без удовлетворения, что подтверждается письмом от 29.06.2022 N Т-220629/7.
В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статьей 431 ГК РФ предусмотрено, что при толковании договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут. В силу ч. 2. ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 15-дневный срок.
Согласно п.1 ст.451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Как верно установлено судом первой инстанции, при заключении договоров стороны не могли предвидеть принятие Министерством обороны Российской Федерации решения о приостановке работ, повлиявшее на реализацию условий договоров.
В соответствии с п.2 ст.451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут по требованию заинтересованной стороны при наличии условий, указанный в статье Кодекса.
Полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено являются неосновательным обогащением (п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
Таким образом, у ответчика возникло обязательство по возврату неосновательного обогащения в общей сумме 2 619 712,99 руб.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Согласно ч. 3 ст. 1103 ГК РФ, правила, предусмотренные главой о неосновательном обогащении, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Отказывая в применении срока исковой давности, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. На основании статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии с пунктами 1,2 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истец указал, что окончательным документом, устанавливающим фактические затраты, произведённые в рамках ОКР шифр "Центр-2014", является "Итоговый акт Подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных при выполнении ОКР шифр "Центр-2014", подписанный сторонами Госконтракта (далее - итоговый акт).
Результаты работ межведомственной комиссии легли в основу итогового акта подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных при выполнении ОКР "Центр-2014". О факте подписания сторонами государственного контракта итогового акта АО "НПК "ВТ и СС" узнало лишь 07.10.2020 - после получения от головного исполнителя выписки из итогового акта.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа (п. 7 ч. 1 ст. 10 ФЗ N 275-ФЗ). Оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 N С5-7/03-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе"). В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ N 275-ФЗ выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
Во исполнение указанных положений законодательства в сфере ГОЗ, на основании промежуточных результатов работы комиссии государственного заказчика - протоколов рабочей группы, т.е. до получения выписки из итогового акта, АО "НПК "ВТ и СС" письмом от N ВТ/И-0206/01/19 от 18.04.2019 проинформировало ООО "Лотес ТМ" о привидении стоимости работ в соответствие результатам проверки затрат комиссией государственного заказчика с приложением протоколов рабочих групп комиссии государственного заказчика - документального подтверждения принятия государственным заказчиком решения о возмещении стоимости работ в меньшем объёме Поскольку выписка из итогового акта отражает информацию только по контрактам, заключенным между головным исполнителем и исполнителем первого звена цепочки кооперации - АО "НПК "ВТ и СС", и не отражена информация о размере принятых и отклоненных затрат соисполнителей нижних уровней кооперации, АО "НПК "ВТ и СС" обратилось к государственному заказчику с просьбой предоставить информацию о размере согласованных/принятых фактических затрат ООО "Лотес ТМ" по договору.
Управлению заказов по совершенствованию технической основы системы управления (УЗСТОСУ ВС РФ) предписано разработать, согласовать и представить на утверждение проект указаний о назначении межведомственной комиссии по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014". Никакие иные структурные подразделения Минобороны РФ, кроме УЗСТОСУ ВС РФ, не уполномочены давать заключения по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных при выполнении ОКР "Центр-2014", в том числе о принятии, использовании результатов работ/услуг, выполненных при исполнении государственного контракта от 06.06.2014 на выполнение ОКР шифр "Центр-2014" N 1416187345431010418001146/14000011.
Согласно письму от 12.10.2021 N 248/1/10958дсп, действительным наименованием войсковой части 87406 является Управление заказов по совершенствованию технической основы системы управления ВС РФ. Только 27.06.2023 АО "НПК "ВТ и СС" был получен ответ от Государственного заказчика (исх. N 248/2/7407ИС), согласно которого размер согласованных/принятых Государственным заказчиком фактических затрат ООО "Лотес ТМ" по договору составил 0,00 руб. (отклонены в полном объеме).
Учитывая, что общая сумма выплаченных в пользу ООО "Лотес ТМ" бюджетных денежных средств по договору составляет 2 619 712,99 руб., разница между выплаченными бюджетными денежными средствами и согласованными государственным заказчиком фактическими затратами по договору составляет сумму выплаченных 2 619 712,99 руб.
Фактически, до получения разъяснений государственного заказчика о размере принятых фактических затратах ООО "Лотес ТМ", понесенных ответчиком в ходе исполнения договора, истец не обладал точной информацией о размере денежных средств, подлежащих взысканию с ООО "Лотес ТМ" для последующего их возврата АО "К-Технологии", а АО "К-Технологии" - государственному заказчику - Минобороны Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае исчисление срока исковой давности следует производить не ранее, чем с 07.10.2020 в связи с тем, что до этого момента истцу не было известно о завершении работы комиссии государственного заказчика по проверке затрат кооперации, а также не были известны результаты рассмотрения затрат именно ООО "Лотес ТМ", о которых истец узнал лишь 27.06.2023 из письма государственного заказчика исх. N 248/2/7407ИС.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 по делу N А40-169551/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169551/2023
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "ЛОТЕС ТМ"
Третье лицо: АО "К-ТЕХНОЛОГИИ", МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ