г. Пермь |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А60-23925/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтажСтрой" - Кузнецов Э.В., паспорт, доверенность от 10.02.2020, диплом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области - Глазырин А.А., удостоверение, доверенность от 20.01.2019, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 июля 2020 года по делу N А60-23925/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтажСтрой" (ИНН 6685105796, ОГРН 1169658001480)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014)
о признании решений, действий (бездействий) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецМонтажСтрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) с требованием:
1. Признать недействительными показатели налоговой отчетности ООО "СпецМонтажСтрой" по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2019 г., возникшие в результате технического сбоя в карточке расчетов с бюджетом, произошедшего на информационном ресурсе налогового органа.
2. Признать незаконным бездействие инспекции, выразившиеся в невосстановлении после технического сбоя достоверных сведений в налоговую отчетность ООО "СпецМонтажСтрой", на основании ранее представленной обществом в установленном порядке и сроки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г.
3. Обязать инспекцию восстановить достоверные сведения на основании ранее представленной ООО "СпецМонтажСтрой" в установленном порядке и сроки в инспекцию налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов инспекция указывает, что инспекцией налогоплательщику предложено самостоятельно представить налоговые декларации, отражающие достоверные сведения о финансово-хозяйственных операциях, ввиду отсутствия технической возможности восстановить показатели налоговой отчетности по НДС после технического сбоя. Обстоятельства, препятствующие для приема налоговой отчетности, представляемой обществом в инспекцию, отсутствуют.
В судебном заседании представитель налогового органа на доводах жалобы настаивал.
Заявитель представил письменный отзыв, в соответствии с которым он просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя позицию, изложенную в отзыве, поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом, ООО "СпецМонтажСтрой" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 31; направило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 г. в установленный законом срок с исчисленной суммой налога к уплате в размере 33 610 руб. Инспекцией же за указанный период внесены сведения, указывающие на отсутствие ведения деятельности организацией ("нулевые" показатели).
ООО "СпецМонтажСтрой" обратилось с жалобой в УФНС России по Свердловской области на действия инспекции в связи с внесением недостоверных сведений по НДС за 3 квартал 2019 г.
В ответ на указанную жалобу УФНС России по Свердловской области направило письмо от 24.03.2020 N 20-16/09759, в котором указало на устранение нарушений путем направления налогоплательщику инспекцией письма от 20.03.2020 N 10-26/07871@.
Как следует из данного письма, налоговый орган приносит налогоплательщику свои извинения и рекомендует ему направить новую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 г. в налоговый орган.
Считая бездействие инспекции незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика (или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ плательщики НДС обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
На основании указанной нормы Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждена формы налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также формат представления декларации по этому налогу в электронной форме.
Как следует из данного приказа, в составе электронной налоговой декларации налогоплательщиком представляются сведения из книги покупок и книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период, и иные сведения.
При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (пункт 8.1 статьи 88 НК РФ).
Таким образом, верное отражение налоговым органом в своем учете сведений деклараций по НДС, представленных налогоплательщиком, имеет важное значение как для самого налогоплательщика, так и для его контрагентов. Неверное отражение таких сведений может повлечь нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Представленными обществом документами подтверждается и инспекцией не оспаривается, что общество 24.10.2019, то есть в установленный Кодексом срок, направило в налоговый орган в электронном виде декларацию по НДС за 3 квартал 2019 года с исчисленной к уплате суммой налога 33610 руб.
Поскольку декларация по НДС за 3 квартал 2019 г. представлена обществом в установленном порядке и в установленные сроки, оснований для повторного представления в налоговый орган первичных деклараций у налогоплательщика не имеется.
Представление уточненной налоговой декларации является обязательным для налогоплательщика только в том случае, если он обнаружил в ранее поданной декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (пункт 1 статьи 81 НК РФ).
В рассматриваемом случае налоговый орган на такие обстоятельства не ссылается, признает, что неверное отражение в его информационном ресурсе данных декларации общества по НДС за 3 квартал 2019 г. ("нулевых" сведений вместо тех "ненулевых" значений, что заявлены налогоплательщиком) обусловлено техническим сбоем в программном комплексе самой инспекции.
При таких обстоятельствах налоговый орган обязан принять самостоятельные меры для восстановления данных налоговой отчетности налогоплательщика.
Предлагать налогоплательщику представить повторные или уточненные декларации налоговый орган в данном случае не вправе, поскольку это с необходимостью влечет для налогоплательщика соответствующие негативные последствия (привлечение к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ, возникновение у налогового органа права на проведение камеральной проверки представленной декларации).
Все случаи, когда налоговый орган вправе предложить или потребовать от налогоплательщика представления первичной или уточненной налоговой декларации, предусмотрены Кодексом. Технический сбой в программном комплексе налогового органа к таким случаям не относится.
ООО "СпецМонтажСтрой", обращаясь с жалобой в УФНС России по Свердловской области, рассчитывало на восстановление достоверных сведений на основании ранее представленной декларации по НДС. Однако и по итогам рассмотрения жалобы сведения, указанные в декларации общества за 3 квартал 2019 г., не восстановлены.
С учетом изложенного оспариваемое бездействие инспекции правомерно признано незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2020 года по делу N А60-23925/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23925/2020
Истец: ООО "СПЕЦМОНТАЖСТРОЙ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ