Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф05-20026/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А40-334907/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственной жилищной инспекции г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-334907/19 (92-2609)
по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Дружный дом"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Коваленко А.А. по дов. от 01.03.2020 |
от ответчика: |
Максимова Ю.Б. по дов. от 12.12.2019 |
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Дружный Дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Мосжилинспекции (далее - ответчик) о признании недействительным предписания N Р-Н-01316/2 от 15.11.2019.
Решением суда г.Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-334907/19 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция г.Москвы не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель ТСЖ "Дружный дом" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ТСН "Дружный Дом" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД об изменений способа управления домом на управление товариществом собственников недвижимости и создании ТСН "Дружный дом" (протокол N 2 от 14.10.2017).
В Мосжилинспекцию поступили обращения жителей дома от 18.10.2019 по вопросу образования задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги по адресу: г.Москва, г.Московский, 3-й мкр, д 12, кв. 152 (N ГР-11-7540/19), и от 29.10.2019 по вопросу отказа в предоставлении/подключении услуги "антенна" по адресу: г. Москва, г.Московский, микрорайон 3, д. 12, кв. 85 (N ГР-16-10987/19).
В целях рассмотрения обращений в адрес ТСН "Дружный дом" Инспекцией были направлены запросы от 05.11.2019 о предоставлении необходимой информации.
В частности, по запросу ГР-11-7540 от 05.11.2019 (кв.152) предложено представить:
1. Документально подтвержденные разъяснения об образовании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире N 152 (с указанием на периоды образования);
2. Детальную помесячную расшифровку сложившейся задолженности в разрезе услуг с указанием учтенных оплат;
3. В случае если период задолженности выходит за пределы срока принятия МКД в управление - Договор цессии, заключенный с прежней УО (иные основания/соглашения);
4. Сведения о лицевом счете (дата открытия, на кого оформлен);
5. ЕПД по кв. 152 с июня 2019 по настоящее время;
б. Договора с РСО по всем видам услуг (реквизиты - стороны, дата);
7. Основания не предоставления услуги "антенна" (со слов заявителя представителями ТСН перерезаны провода);
8. Разъяснения со слов заявителя с ноября 2018
ХВС/ГВС/водоотведение/отопление оказывается напрямую РСО.
По запросу ГР-16-10987 от 05.11.2019 ( кв.85):
1. Разъяснения оснований отказа в предоставлении/подключении услуги "Антенна" по кв. 85;
2. Сведения о перерасчете платы ввиду неоказания услуги "Антенна" за период июнь- сентябрь 2019 (по данным ООО "ТВиСТ", абонент по адресу: г. Москва, г. Московский, микрорайон 3, д. 12, кв. 85 - отключен от коллективной антенны 20.06.2019);
3. Данные о применяемых тарифах при начислении платы за услугу "Антенна" жителям МКД но адресу: г.Москва, г.Московский, микрорайон 3, д.12, с документальным подтверждением (со слов заявителя ТСН произвольно применяет/изменяет тарифы, в январе 2019 г. - 139 руб., в июне 2019 г. - 149 руб., в июле 2019 г. - 179 руб.);
4. ЕПД по кв. 85 за период январь 2019 г. июнь 2019 г. по настоящее время;
5. Ведомость начислений и учтенных оплат с указанием входящего сальдо.
07.11.2019 ТСН "Дружный дом" предоставлены ответы ИСХ N МЖИТИПЛО-014-06112019 на запрос N ГР-11-7540/19 от 05.11.2019 и ИСХ N МЖИТИПЛО-014-06112019 на запрос N ГР-16-10987/19 от 05.11.2019, в которых выражена правовая позиция ТСН "Дружный Дом", но запрашиваемые Инспекцией сведения в указанных ответах не содержались, что отражено в акте проверки от 15.11.2019.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в адрес ТСН "Дружный дом" вынесено предписание от 15.11.2019 об устранении нарушения путем представления в Мосжилинспекцию указанных документов и информации в срок 10.01.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ТСН "Дружный дом" обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, признавая предписание недействительным, Арбитражный суд г.Москвы исходил из того, что у Мосжилинспекции отсутствовали полномочия на проверку указанной в заявлениях информации; документы и информация, которую истребовала Инспекция, не являлась объектом проверки и не относилась к ее предмету.
Апелляционная коллегия, оценивая законность судебного акта, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом внеплановой проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Таким образом, праву Мосжилинспекции запрашивать необходимую информацию и документы корреспондирует обязанность юридического лица (индивидуального предпринимателя) которому адресован запрос, представить указанную информацию и соответствующие документы.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены статьей 20 Жилищного кодекса РФ. К таким основаниям относятся, в том числе, информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, а также проверка решения о заключении договоров на оказание услуг, условий этих договоров.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что любая поступившая в Мосжилинспекцию информация, в том числе о неверном начислении платы за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, и др., жалоба, касаемая оказания услуг по управлению многоквартирным домом (часть 2 статьи 162 ЖК РФ), является основанием для проведения внеплановой проверки и истребования необходимой для проверки информации и документов.
При ином толковании указанной нормы собственники жилых помещений лишены возможности защитить свои права в случае наличия допущенного злоупотребления со стороны управляющей организации, выставляющей счета на оплату услуг.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы.
Разделом II определены Полномочия Инспекции. Так, согласно пункту 4.2 Инспекция на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения, в том числе, о выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а также о продлении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений (пп. 4.2.9).
Согласно пункту 4.3 Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, юродских округов, поселений (далее -органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) (п.п. 4.3.1.20).
Согласно пункту 4.3.2 Инспекция осуществляет надзор за соблюдением других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пп.4.3.2.7).
В соответствии с пунктами 5, 5.1, 5.6 раздела III в целях осуществления своих полномочий Инспекция имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности, проводить мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.
Из обстоятельств дела следует, что в связи с поступившими обращениями жителей дома на образовавшуюся задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, а также по вопросу отказа в предоставлении/подключении услуги "антенна", Мосжилинспекцией в пределах своих полномочий в адрес ТСН "Дружный дом" были направлены запросы о предоставлении необходимой информации. Вместе с тем, соответствующие документы и информация в установленный срок ТСН "Дружный дом" представлены не были, что является нарушением требований, установленных частью 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Мосжилинспекцией в соответствии с предоставленными полномочиями и не нарушает права и законные интересы ТСН "Дружный дом" (доказательств обратного в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено).
С учетом изложенного, выводы суда о том, что обоснованность размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений не может являться объектом проверки Инспекции; услуга "Антенна" не относится к содержанию и текущему ремонту и не может являться предметом рассмотрения органом жилищного надзора, в связи с отсутствием у надзорного органа полномочий, коллегия судей признает ошибочными.
При этом суд отмечает, что представление по запросу Инспекции документов в адрес надзорного органа в объеме, который проверяемое лицо сочло достаточным для подтверждения своей правовой позиции (то есть не в полном объеме), не свидетельствует об исполнении им обязанности, установленной частью 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ и не свидетельствует о незаконности предписания.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что оспариваемое предписание от 15.11.2019 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, коллегия судей признает ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, что в силу пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-334907/19 отменить.
В удовлетворении заявленного Товариществом собственников недвижимости "Дружный дом" требования отказать
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-334907/2019
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ДРУЖНЫЙ ДОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ