город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2020 г. |
дело N А32-559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ГУП Республики Крым "Крымские морские порты": Костюкова И.А., представитель по доверенности от 15.04.2020 N 29; Еремеева В.В., представитель по доверенности от 14.09.2020 N 57,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Керченский рыбный завод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2020 по делу N А32-559/2020
по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Керченский рыбный завод" (ИНН 9111000450, ОГРН 1149102012620)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Керченский рыбный завод" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) от 28.11.2019 N 01-04/889 об отказе в предоставлении лицензии.
Решением от 05.08.2020 судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требований Предприятия. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что предоставленные Предприятием для получения лицензии документы и сведения не соответствуют Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности". Предприятие не готово к выполнению лицензионных требований и условий.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает, что решение суда первой инстанции является необоснованным, принято с неправильным применением норм материального права, с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Предприятие представило для получения лицензии все необходимы документы, в том числе копии 3-х удостоверений о повышении квалификации и сертификатов о прохождении обучения по программе "Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами 1-4 классов опасности"; копии трудовых договоров N 02553, 00113, 61171; копию приказа о назначении лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами 1-4 классов опасности, информацию о наличии в штате филиала должностных лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами 1-4 классов опасности; копию заключения государственной экологической экспертизы от 23.02.2011. Выводы суда первой инстанции о несоответствии действующему законодательству обучения Пархоменко С.В., не является основанием для отказа в предоставлении лицензии, поскольку Пархоменко С.В. является не единственным ответственным лицом, согласно приказу филиала Предприятия от 24.07.2019 N367 "О назначении лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами 1-4 классов опасности". Ответственным лицом, прошедшим обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами" также является Почтовой М.С., сертификат об обучении по указанной программе в объёме 112 часов от 2014 и удостоверение о повышение квалификации от 2014 N499 представлены в материалы дела, но судом первой инстанции оценка данным обстоятельствам не дана. Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии действующего положительного заключения экологической экспертизы, указав, что заключение от 23.02.2011 N15/1-24.01.11-0132 не является актуальным, что противоречит Постановлению государственного совета Республики Крым от 26.03.2014 N1865-6/14 "О государственном предприятии "Крымские морские порты", Согласно указанному постановлению, документы, требуемые для осуществления портовой деятельности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самого документа или существа отношения. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы не установлен. Констатация судом первой инстанции, что Предприятие считает, что "Научная эколого-экспертная оценка материалов "Оценка воздействия на окружающую при эксплуатации сооружений по очистке вод, загрязненных нефтепродуктами, в Керченском морском рыбном порту" является государственной экологической экспертизой", не соответствует действительности, поскольку Предприятие указывало на него в устных пояснениях, а представило вместе с заявлением о предоставлении лицензии, как составляющей и неотъемлемой части заключения экологической экспертизы от 23.02.2011 N 15/1-24.01.11. Судом первой инстанции в решении не приводится мотивированного обоснования причины не принятия судом, доводов Предприятия.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Управление, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к следующими выводам.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путём внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Исходя из положений статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 99-ФЗ, специальное разрешение (лицензия) для осуществления соответствующего вида деятельности требуется только в случаях, если такой вид деятельности указан в перечнях части 2 статьи 1, статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
Статьёй 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Пунктом 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Классы опасности отходов установлены в статье 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ, а именно, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Пунктом 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379, предоставляется территориальными органами Росприроднадзора.
Как следует из материалов дела, письмом от 16.09.2019 N 07-19/2504 Предприятие обратилось в Управление с заявлением от 16.09.2019 N 07-19/2504 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, обеззараживанию вод подсланевых и/или льяльных на очистных сооружениях порта по адресу: Республика Крым, г.Керчь, ул.Свердлова, 49.
Уведомлением от 23.0.2019 N 1/06-5173 Управление сообщило Предприятию о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов (т.3 л.д. 1-3).
На основании распоряжения от 14.11.2019 N 14-20/652 о проведении внеплановой документарной и внеплановой выездной проверки в отношении Предприятия с целью лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, проверки сведений, содержащихся в представленном заявлении, Управлением проведена проверка (т.2 л.д. 133-135).
В ходе проверки Управление установило: отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтверждённой свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности; для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности - копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I-IV классов опасности; отсутствие у соискателя лицензии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ; для работ по обезвреживанию отходов 1-1У классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные акты Российской Федерации").
Результаты проверки были зафиксированы в акте от 22.11.2019 N 06-05-190/2019, который был получен Предприятием (т.2 л.д. 125-131). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Письмом от 07.10.2019 N 20/4567 Предприятие в рамках полученного от Управления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений, обратилось в Управление с заявлением от 07.10.2019 N 20/4567 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, обеззараживанию вод подсланевых и/или льяльных на очистных сооружениях порта по адресу: Республика Крым, г.Керчь, ул.Свердлова, 49.
На основании распоряжения от 14.11.2019 N 14-20/637 о проведении внеплановой документарной и внеплановой выездной проверки в отношении Предприятия с целью лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, проверки сведений, содержащихся в представленном заявлении, Управлением проведена проверка.
В ходе проверки Управление установило: отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтверждённой видетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности; отсутствие у соискателя лицензии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ.
Результаты проверки были зафиксированы в акте от 26.11.2019 N 06-05-190/2019, который был получен Предприятием (т.2 л.д. 120-124). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Предприятием на акты Управления от 22.11.2019 и от 26.11.2019 направлены возражения письмом от 05.12.2019 N 20/5542.
28.11.2019 Управление издало приказ N 01-04/889 об отказе в предоставлении Предприятию лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, обеззараживанию вод подсланевых и/или льяльных на очистных сооружениях порта по адресу: Республика Крым, г.Керчь, ул.Свердлова, 49, в связи с несоответствие Предприятия лицензионным требованиям, а именно: представленные документы и сведения не соответствуют подпункту "г" пункта 3, подпункта "г" пункта 7, подпункта "д" пункта 6, подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2015 N 1062.
Уведомлением от 29.11.2019, с учётом полученных 08.10.2019 от Предприятия дополнительных документов, Управление отказало Предприятию в предоставлении лицензии, сославшись на приказ Управления от 28.11.2019 N 01-04/889 и указав основания отказа: отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтверждённой свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности; для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности - копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I-IV классов опасности; отсутствие у соискателя лицензии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ; для работ по обезвреживанию отходов 1-1У классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные акты Российской Федерации").
В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Профессиональная подготовка подтверждается в соответствии с действующим законодательством об образовании, так и ранее выданные свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части дополнения её пунктом 17, определяющим, что типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 18.12.2002 N 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
Таким образом, лица, допущенные к деятельности в области обращения с отходами, должны пройти обучение по утверждённой программе объёмом не менее 112 часов.
Согласно пункту 6 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к заявлению, указанному в пункте 5 Положения, соискатель лицензии прилагает: для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ (подпункт "б"); для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности (подпункт "д").
В силу пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Подпунктом "г" пункта 7 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлено, что при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности), а также для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В обоснование соблюдения Предприятием лицензионных требований представлены доказательства прохождения начальником района (грузового) филиала Предприятия Пархоменко С.В. дополнительной профессиональной подготовки по курсу "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления" в объёме 72 часа.
Предприятие считает, что дополнительная профессиональная подготовка Пархоменко С.В., соответствует требованиям к подготовке руководящих работников в области охраны окружающей среды, в том числе обращения с отходами.
Предприятием предоставлено удостоверение о повышении квалификации Пархоменко С.В. N 000412.
В силу Приказа Минприроды России от 18.12.2002 N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами", постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, письма Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК1261/06, профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами подтверждается свидетельством (сертификатом).
Таким образом, довод Предприятия о соответствии Пархоменко С.В. требованиям профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами, не основан на нормах права.
При этом, довод Предприятия о том, что Пархоменко С.В. является не единственным ответственным лицом, согласно приказу филиала Предприятия от 24.07.2019 N 367 "О назначении лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами 1-4 классов опасности", поскольку ответственным лицом, прошедшим обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами" также является Почтовой М.С., сертификат об обучении по указанной программе в объёме 112 часов от 2014 и удостоверение о повышение квалификации от 2014 N 499 (т.1 л.д. 64) представлены в материалы дела, апелляционный суд находит подтверждающей соответствие представленных Предприятием в названной части документов, названным лицензионным требованиям в силу поименованных выше норм права.
Таким образом, Предприятием представлены доказательств соответствия требованиям подпункту "г" пункта 3, подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2015 N 1062.
Как следует из материалов дела, в доказательство отсутствия обязанности представления положительного заключения государственной экологической экспертизы, Предприятие представило Управлению заключение государственной экологической экспертизы от 23.02.2011 N 15/1-24.01.11-0132, выданное Министерством охраны окружающей среды Украины.
Статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно тексту заключения государственной экологической экспертизы, представленной Предприятием, срок действия такой экспертизы не указан.
При этом, из текста представленного Предприятием заключения следует, что при его составлении экспертами исследовалась как документация Предприятия, так и учитывались сведения о планируемой им к осуществлению деятельности.
Доказательства действия Закона Украины от 09.02.1995 N 45/95-ВР "Об экологической экспертизе" на который ссылается суд первой инстанции, как на дату обращения Предприятия в Управление с заявлениями, так и на дату принятия судом первой инстанции оспариваемого решения, в материалы дела не представлены.
Апелляционным судом установлено, что Закон Украины от 09.02.1995 N 45/95-ВР "Об экологической экспертизе", на который ссылается суд первой инстанции, прекратил действие 18.12.2017 в силу закона Украины от 23.05.2017 N 2059-VIII "Об оценке воздействия на окружающую среду".
Выводы суда первой инстанции о том, что положительное заключение экологической экспертизы от 23.02.2011 утратило действие, не обосновано на материалах дела.
Доказательства несоответствия представленного Предприятием заключение государственной экологической экспертизы от 23.02.2011 N 15/1-24.01.11-0132, выданное Министерством охраны окружающей среды Украины, в материалы дела не представлены.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Управление не располагало сведениями и основаниями полагать, что Предприятием не доказано соответствие требованиям подпункту "г" пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2015 N 1062.
Предприятием в материалы дела представлены: справка от 09.09.2019 о наличии у филиала Предприятия сооружений и оборудования, используемых для выполнения работ по сбору, обработки и обезвреживанию отходов 4 классов опасности; копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на очистные сооружения (г. Керчь, ул. Свердлова,49) от 15.09.2016, от 25.12.2018, копии кадастровых паспортов на очистные сооружения инв. N БП-00036 N 90-02/2026-158144 от 19.04.2016, на ёмкости очистных сооружений инв. N БП-000037 N 90-02/2016-257761 от 08.06.2016.
Оценка судом первой инстанции на предмет проверки Управлением соответствия представленных Предприятием названных доказательств, не производилась, что следует из текста решения.
Из представленных актов Управления от 22.11.2019 и 26.11.2019, также не следует, что Управление исследовало доказательства наличия у Предприятия, как соискателя лицензии, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ.
Доказательства того, что сооружения и оборудование, используемые Предприятием для выполнения работ по сбору, обработки и обезвреживанию отходов 4 классов опасности согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на очистные сооружения (г. Керчь, ул. Свердлова,49) от 15.09.2016, от 25.12.2018, кадастровых паспортов на очистные сооружения инв. N БП-00036 N 90-02/2026-158144 от 19.04.2016, на ёмкости очистных сооружений инв. N БП-000037 N 90-02/2016-257761 от 08.06.2016, не пригодны для использования в предполагаемое к осуществлению лицензируемой деятельности, в материалы дела не представлены.
Доказательства недостаточности у Предприятия оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ, в материалы дела не представлены.
Таким образом, Управление не располагало сведениями и основаниями полагать, что Предприятием не доказано соответствие требованиям подпункту "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2015 N 1062.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что доказательств несоответствия представленных Предприятием требованиям подпункта "г" пункта 3, подпункта "д" пункта 6, подпункта "г" пункта 7, подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2015 N 1062, в материалы дела не представлены, в связи с чем, Приказ Управления от 28.11.2019 N 01-04/889 не соответствует Федеральному закону N 99-ФЗ.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд считает, что указание Управлением в качестве даты издания постановления Правительства Российской Федерации N 1062 15.10.2019 и дублирование даты судом первой инстанции, вместо 03.10.2015, является опиской, которая не изменяет выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Предприятия.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Так как выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2020 по делу N А32-559/2020 в части удовлетворения заявления Предприятия подлежит отмене по основаниям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании недействительным приказа Управления от 28.11.2019 N 01-04/889 об отказе в предоставлении лицензии.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Пунктом 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины в связи с апелляционным обжалованием решений арбитражного суда, который, в данном случае, составляет 1500 рублей.
Предприятием по платёжному поручению от 24.08.2020 N 1426 произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 рублей.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб., подлежат отнесению на Предприятие,. При этом, излишне уплаченная Предприятием по платёжному поручению от 24.08.2020 N 1426 государственная пошлины в сумме 1500 руб., подлежит возврату Предприятию из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2020 по делу N А32-559/2020 отменить.
Признать недействительным приказ Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2019 N 01-04/889, как не соответствующий Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Обязать Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного унитарного предприятия РК "Крымские морские порты" (ИНН 9111000450, ОГРН 1149102012620) путём рассмотрения заявления Государственного унитарного предприятия РК "Крымские морские порты" о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV класса опасности на объект расположенный по адресу: Республика Крым г. Керчь, ул. Свердлова, 49.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) в пользу Государственного унитарного предприятия РК "Крымские морские порты" (ИНН 9111000450, ОГРН 1149102012620) 4500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымские морские порты" завод" (ИНН 9111000450, ОГРН 1149102012620) из федерального бюджета излишне уплаченную по платёжному поручению от 24.08.2020 N 1426 излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-559/2020
Истец: ГУП Республики Крым Крымские морские порты в лице филиала РК Керченский рыбный порт, ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ" "КЕРЧЕНСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по краснодарскому краю, Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования