г. Вологда |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А05-13064/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Моисеевой И.Н. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2020 года по делу N А05-13064/2019,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" (ОГРН 1072901013635, ИНН 2901169743; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 49, помещения 16, 18; далее - Общество) о взыскании 7 257 руб. 38 коп. долга за поставленную в период с ноября 2018 года по январь 2019 года тепловую энергию и 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 30.10.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 30.12.2019 суд перешел к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением суда от 18 июня 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой (с учетом дополнений к ней), в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправомерное исключение из мест общего пользования для начисления платы по горячему водоснабжению на общедомовые нужды (далее - ОДН) подвальных помещений.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, Компанией (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) заключен договор поставки ресурсов от 15.12.2017 N 2177, по условиям которого Компания обязуется поставлять Обществу через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель (сетевая вода), а Общество берет на себя обязательство своевременно принять и оплатить ресурсы в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктом 5.8 договора исполнитель производит оплату до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, за объем ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; в течение семи календарных дней с момента получения счета - за непроизводительные потери ресурсов. Согласно пункту 5.6 договора периодом платежа (расчетным периодом) по договору является календарный месяц.
Истец с ноября 2018 года по январь 2019 года оказал ответчику услуги теплоснабжения и направил ему для оплаты счета-фактуры: от 30.11.2018 N 2000/27661 на сумму 1 216 руб. 67 коп., от 31.12.2018 N 2000/32292 на сумму 2 986 руб. 65 коп., от 31.01.2020 N 2000/004090 на сумму 3 054 руб. 06 коп.
Общество оплату данных счетов-фактур не произвело, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку поставка ресурса в данном случае осуществлялась в отношении жилых домов, то к правоотношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Общество согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил N 354 и статьям 155 и 161 ЖК РФ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг. В силу своего статуса Общество обязано приобретать ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги горячего водоснабжения на ОДН.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из дела следует, что между сторонами имеется спор относительно того, входит ли площадь подвальных помещений, а также площадь мусоросборника, не используемая ответчиком, в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при расчете платы за горячее водоснабжение на ОДН.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяют Правила N 306.
Согласно пункту 27 приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 26, как отношение численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м), умноженной на 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека).
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (абзац шестой пункта 27 Правил N 306).
Порядок определения объема коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода и другие), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, необорудованном общедомовым прибором учета, определяется по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 как произведение норматива потребления коммунальной услуги, общей площади помещений и соотношения общей площади помещения и площади всех жилых помещений (пункт 17 приложения N 2 к Правилам N 354).
Аналогичные разъяснения касательно критериев включения в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, даны в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Несмотря на то, что площадь подвалов и чердаков при расчете нормативов на ОДН в многоквартирном доме по горячему водоснабжению не учитывается, истец производит расчет объема ресурса, поставленного на ОДН, с учетом площади подвалов.
Однако использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (подвала) при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, которые не учтены при установлении нормативов, противоречит нормам определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.
При таких обстоятельствах по делу, суд обоснованно признал правомерным расчет объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, без учета площади подвалов.
Вывод суда относительно включения в данную площадь мусоросборных камер ответчиком не оспорен.
Поскольку у Общества имелась переплата за поставленные ресурсы, которая перекрывает подлежащую оплате сумму за горячее водоснабжение на ОДН в исковой период, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в иске.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, в связи с этим обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся ее подателя.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на оспариваемый судебный акт государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 3 000 руб.
При подаче апелляционной жалобы Компанией заявлено ходатайство о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 22.04.2019 N 16976, от 04.06.2019 N 24179, от 27.05.2020 N 19987, от 19.09.2019 N 40190 и возвращенной по справкам на возврат государственной пошлины от 08.07.2019 N А05-7874/2019, от 27.05.2019 N А05-6421/2019, от 17.08.2020 N А05-7642/2020, от 28.10.2019 N А05-12218/2019, в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Названным пунктом статьи 333.40 НК РФ также установлено, что заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В рассматриваемом случае апеллянт при подаче жалобы не представил оригинал справок на возврат государственной пошлины от 08.07.2019 N А05-7874/2019, от 27.05.2019 N А05-6421/2019, от 17.08.2020 N А05-7642/2020, от 28.10.2019 N А05-12218/2019, платежных поручений от 04.06.2019 N 24179, от 19.09.2019 N 40190 и соответствующее требование апелляционного суда, изложенное в от 28.08.2020, на момент объявления резолютивной части постановления не исполнил.
При таких обстоятельствах ходатайство о зачете государственной пошлины не подлежит удовлетворению. С Компании в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3 000 руб. пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2020 года по делу N А05-13064/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13064/2019
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: ООО "Ломоносовский"