г. Тула |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А23-9105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Калуганефтепродукт" (г. Калуга, ОГРН 1024001425645, ИНН 4029001011) - Старостина К.А. (доверенность от 01.09.2020 N 121), от заинтересованного лица - государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324) - Белой С.Н. (доверенность 09.01.2020 N 1), Масленниковой И.Н. (доверенность от 17.02.2020 N 72), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Калуганефтепродукт" на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.07.2020 по делу N А23-9105/2019 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Калуганефтепродукт" (далее - АО "Калуганефтепродукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (с учетом уточнения) к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (далее - УПФР в г. Калуге, фонд) о признании незаконным решения от 20.08.2019 N 050V12190000184 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления:
- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) в размере 46 611 руб. 73 коп.;
- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в размере 10 805 руб. 45 коп.., всего по недоимке 57 417 руб. 18 коп.;
- штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере 9 322 руб. 34 коп.;
- штрафа по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 2 161 руб. 09 коп., всего по штрафу 11 483 руб. 43 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере 2 739 руб. 17 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 634 руб. 99 коп., всего по пени 3 374 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.07.2020 заявленные требования удовлетворены частично; решение фонда от 20.08.2019 N 050V12190000184 признано недействительным в части выявленного нарушения по занижению базы для начисления страховых взносов на суммы выплат: доплат до оклада (5 чел.) в размере 18 096 руб. 47 коп. за январь и июнь 2016 года, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения фонда от 20.08.2019 N 050V12190000184 в части доначисления страховых взносов на сумму выплат премии "Лучший по профессии" (6 человек) в размере 95 000 руб., на сумму стоимости приобретенной сувенирной продукции участникам конкурса "Лучший по профессии-2016" (42 человека) в размере 97 315 руб.
Фонд возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Поскольку в порядке апелляционного производства обществом обжалована только часть решения суда, а фондом не заявлено соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность судебного акта в обжалуемой части, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, УПФР в г. Калуге с 27.05.2019 по 16.07.2018 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также правильности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц АО "Калуганефтепродукт" за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки фондом выявлены нарушения положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а именно занижение базы для начисления страховых взносов:
- на суммы возмещения расходов по авансовому отчету сотруднику Бежину В.В. в размере 1 460 руб. за январь 2016 года;
- на суммы дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места жительства (суточных), сотруднику организации Чижикову Н.М. в размере 1 600 руб. за октябрь 2016 года;
- на суммы выплат премии "Лучший по профессии" (6 человек) в размере 95 000 руб. за июнь 2016 года;
- на суммы доплат до оклада (5 человек) в размере 18 096 руб. 47 руб. за январь, июнь 2016 года;
- на суммы стоимости приобретенной сувенирной продукции участникам конкурса "Лучший по профессии - 2016" (42 человека) в размере 97 315 руб. за июнь 2016 года;
- на суммы полученной униформы сотрудникам организации (157 человек) в размере 249 299 руб. 36 коп. за 2016 год.
По результатам проверки фондом составлен акт от 17.07.2019 N 050V10190000345 и вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 20.08.2019 N 050V12190000184.
Не согласившись с решением фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным доначисления страховых взносов на сумму выплат премии "Лучший по профессии" (6 человек) в размере 95 000 руб. и на сумму стоимости приобретенной сувенирной продукции участникам конкурса "Лучший по профессии-2016" (42 человека) в размере 97 315 руб., суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, который является исчерпывающим.
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Компенсационные выплаты подразделяются на два вида:
- компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда;
- компенсации, установленные согласно статье 164 ТК РФ в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Компенсации в смысле статьи 164 ТК РФ представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам материальных затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
Согласно Положению ПАО "Калуганефтепродукт" N П2-03 Р-0015 ЮЛ-462 (Правила внутреннего трудового распорядка), утвержденному приказом ОАО "Калуганефтепродукт" от 31.10.2012 N 772-П, работодатель осуществляет краткосрочное премирование работников в соответствии с внутренними нормативными документами работодателя. За достижение особых результатов работнику может быть выплачена разовая премия за особые достижения.
Выплата обществом премии "Лучший по профессии" произведена работникам на основании приказа от 10.06.2016 N 359-КР и Положения компании "Порядок организации и проведения смотра-конкурса на звание "Лучший по профессии" N П2-03 Р-0422, утвержденного приказом ОАО "НК "Роснефть" от 22.05.2014 N 257.
При этом вопреки доводам общества о том, что спорные выплаты, предусмотренные Положением компании "Порядок организации и проведения смотра-конкурса на звание "Лучший по профессии" N П2-03 Р-0422, имеют непосредственное отношение к конкретному работнику, а не к трудовым взаимоотношениям между работником и работодателем, из указанного локального акта, напротив, усматривается взаимосвязь между системой премирования и осуществлением трудовой деятельности.
Так, в части 3 раздела 3.4.2 указано, что для участников локального этапа смотра-конкурса на уровне ОГ устанавливаются размеры вознаграждений по призовым местам по каждой номинации: за 1-е место - единовременная выплата 20 000 руб.; диплом "Лучший по профессии ОГ"; при условии продолжения работы по той же профессии устанавливается надбавка (сроком на 1 год) за профессиональное мастерство в размере 1000 руб., с начислением на указанную сумму районного коэффициента и северной надбавки.
Согласно части 7 названного раздела размер премирования определяется руководителем ОГ самостоятельно в зависимости от вклада каждого из вышеперечисленных категорий работников в пределах установленных лимитов.
Таким образом, выплата организацией премии "Лучший по профессии" произведена работникам на основании приказа от 10.06.2016 N 359-КР и Положения компании "Порядок организации и проведения смотра-конкурса на звание "Лучший по профессии"" N П2-03 Р-0422, утвержденного приказом ОАО "НК "Роснефть" от 22.05.2014 N 257, из содержания которых усматривается непосредственная взаимосвязь между системой премирования и осуществлением трудовой деятельности.
Кроме того, приказом от 10.06.2016 N 359-КР определены выплаты премий работникам организации (Приложение N 1) по итогам проведенных конкурсов на звание "Лучший по профессии".
При этом в ходе выездной проверки было установлено, что из вышеуказанного перечня по ряду работников премиальные выплаты организацией включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов и данные суммы перечислены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции по праву заключил об обоснованности произведенных фондом доначислений на сумму выплат премии "Лучший по профессии" (6 человек) в размере 95 000 руб.
Исходя из вышеприведенного нормативного обоснования апелляционный суд также считает правомерным доначисление обществу страховых взносов на стоимость приобретенной сувенирной продукции участникам конкурса "Лучший по профессии-2016" (42 человека) в размере 97 315 руб.
При этом суд отмечает, что согласно разделу 8 "Заработная плата" Положения ПАО "Калуганефтепродукт" N П2-03 Р-0015 ЮЛ-462 (Правила внутреннего трудового распорядка), утвержденного приказом ОАО "Калуганефтепродукт" от 31.10.2012 N 772-П, за высокопрофессиональное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, продолжительную и безупречную работу в соответствии с локальными нормативными документами работодателя применяются также следующие формы поощрения работников: объявление благодарности; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; другие виды поощрений.
Данные положения локального нормативного акта дополнительно подтверждают, что награждение работников общества подарками в рамках конкурса "Лучший по профессии" является элементом оплаты труда.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что подарки для участников конкурса "Лучший по профессии" по своей природе не являлись элементом оплаты труда, поскольку не носили регулярного характера и выдавались без учета результатов труда конкретных работников, а общество, вручая работникам соответствующие подарки, не обуславливало передачу данных подарков встречным выполнением работниками каких-либо трудовых функций, не предусматривало вручение подарков в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ссылка заявителя на письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.02.2010 N 406-19, от 05.03.2010 N 473-19, содержащие правовой подход относительно включения в облагаемую базу стоимости подарков, согласно которому в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами на основании части 3 статьи 7 Закона N 212-ФЗ не возникает, также отклонятся апелляционной коллегией судей, поскольку из материалов дела не следует, что между обществом и его работниками заключались договоры дарения (в письменной форме) сувенирной продукции.
Таким образом, суд области обоснованно поддержал вывод фонда о необходимости включения в облагаемую базу для начисления страховых взносов стоимости приобретенной сувенирной продукции участникам конкурса "Лучший по профессии".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в обжалуемой части по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 11.08.2020 N 2685.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 02.07.2020 по делу N А23-9105/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Калуганефтепродукт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11.08.2020 N 2685.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-9105/2019
Истец: АО Калуганефтепродукт
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области