город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2020 г. |
дело N А53-11316/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону: представитель Каракчеев Е.А., по доверенности от 08.09.2020, удостоверение;
от Администрации города Ростова-на-Дону: представитель Чекмарева Е.В., по доверенности от 11.11.2019, удостоверение;
от Администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону: представитель Ивахина Т.С., по доверенности от 09.01.2020, удостоверение;
от ТСН "ТСЖ Ивушка": представитель Махнева Н.С., по доверенности от 12.03.2020, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Ивушка"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.07.2020 по делу N А53-11316/2020
по заявлению товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Ивушка"
(ИНН 6161034770, ОГРН 1026102904860)
к Администрации города Ростова-на-Дону, Администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону
о признании незаконными бездействий,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Ивушка" (далее - заявитель, ТСН "ТСЖ Ивушка", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации города Ростова-на-Дону, Администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2020 отказано в удовлетворении заявленных требований. Решение мотивировано тем, что действия (бездействие) поименованных заявителем лиц не противоречат требованиям действующего законодательства. Суд не усмотрел нарушения прав (законных интересов) заявителя. Исполнение органами местного самоуправления обязательных требований законов и иных правовых актов не может характеризовать их действия (бездействие) как незаконные.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "ТСЖ Ивушка" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что бездействие административных органов г. Ростова-на-Дону о признании спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать приводит к отсутствию должного контроля за состоянием этих сетей, может повлечь аварии на нем и нарушение режима предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, чем напрямую нарушаются права заявителя как организации, управляющей многоквартирным домом.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заинтересованные лица - Администрация Ворошиловского района г. Ростова - на - Дону, Администрация г. Ростова - на - Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону обязаны предпринять меры по постановке на учет выявленных участков тепловой сети, определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Ворошиловского района города Ростова-на-Дону просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент ЖКХ и энергетики просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТСН "ТСЖ Ивушка" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении дополнительных пояснений к материалам дела.
Суд приобщил дополнительные пояснения к материалам дела.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону заявил ходатайство о приобщении возражений на апелляционную жалобу к материалам дела.
Суд приобщил возражения на апелляционную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представитель ТСН "ТСЖ Ивушка" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТСН "ТСЖ Ивушка" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2.
Предоставление коммунальных ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения осуществляет ООО "Ростовские тепловые сети" по договору с товариществом.
В акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.06.2019 определено, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон установлена для сетей товарищества по внешней стороне наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2. При этом, в акте разграничения определено, что участок тепловых сетей длинной 26 метров от тепловой камеры N 2709/13а до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2, не имеет собственника (собственник не определен).
Собственники помещений в многоквартирном жилом доме, находящемся под управлением товарищества, не принимали решений о принятии тепловых сетей за пределами многоквартирного дома в состав общего имущества многоквартирного дома, а также не возлагали на себя или товарищество обязательств по их обслуживанию.
В связи с выявлением бесхозяйных тепловых сетей 27.12.2019 товарищество обратилось к заинтересованным лицам, а также к иным административным органам г. Ростова-на-Дону, с письменным заявлением, в котором просило:
- определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей;
- принять меры по постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, указанных в настоящем заявлении, в том числе включению в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подаче в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также совершить иные необходимые действия.
Товарищество, указывая, что до настоящего времени испрашиваемые мероприятия не проведены, считая, что бездействие административных органов г. Ростова-на-Дону о признаний спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать, приводит к отсутствию должного контроля за состоянием этих сетей, может повлечь аварии на нем и нарушение режима предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, чем напрямую нарушаются права товарищества как организации, управляющей многоквартирным домом, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которым просит признать незаконными бездействия Администрация Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятий мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участка тепловых сетей от тепловой камеры N 2709/13а до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2, и в не определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжение, в которую входят бесхозяйные тепловые сети от тепловой камеры N 2709/1 3а до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей; обязать заинтересованных лиц выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участка тепловых сетей от тепловой камеры N 2709/13 а до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2, по определению теплосетевой организаций, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети от тепловой камеры N 2709/1 3а до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, д. 14/2, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Доводы товарищества о бездействии административных органов г. Ростова-на-Дону о признании спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации судом апелляционной инстанции не принимаются по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Однако, вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336 "Об утверждении Положения порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества" (далее - Постановление N 336).
Указанным постановлением обязанность по проведению процедуры принятия бесхозяйного имущества возложена на Администрацию района г. Ростова-на-Дону, на территории которой обнаружен бесхозяйный объект.
Так, Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества. Администрация района города Ростова-на-Дону в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту, визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов) (п. 2.1.1.)
Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10 рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества:
- направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;
- в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета "Ростов официальный") объявление о выявлении на территории района города Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.
В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный.
В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
После выполнения указанных мероприятий администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 3 рабочих дней обращается в Муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону") с письменным заявлением о включении бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- объявление в СМИ о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества (копия публикации);
- правовой акт Администрации района города Ростова-на-Дону о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного объекта;
- акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества;
- документ, содержащий описание бесхозяйного объекта недвижимого имущества, выписка из ЕГРН или технический план;
- в случае отказа собственника от права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - заявление об отказе и документы, подтверждающие наличие права собственности на объект недвижимого имущества;
- топографическую съемку участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект недвижимого имущества, с указанием бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
По согласованию с администрацией района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, заказ на изготовление технической документации на бесхозяйный объект недвижимого имущества производится отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества.
В случае выявления бесхозяйных объектов теплоснабжения, не имеющих эксплуатирующей организации, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону до признания права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (п. 2.1.6).
Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом недвижимого имущества между МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, или определенной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект недвижимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.
Акты приема-передачи объектов теплоснабжения во временное управление подписываются с теплосетевой организацией, определенной правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Таким образом, Департамент ЖКХ и энергетики уполномочен определять теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и передавать их во временное управление организации до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону, и не уполномочен самостоятельно проводить мероприятия по установлению собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества или процедуру принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.
Учитывая положения пунктов 2.1.1., 2.1.2., Департамент ЖКХ и энергетики может осуществить данные полномочия только на основании акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Из этого следует, что заявитель мог обратиться в Департамент ЖКХ и энергетики с заявлением об определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей после проведения Администрацией района города Ростова-на-Дону соответствующих мероприятий, результаты которых позволяли бы однозначно говорить о бесхозяйности спорных тепловых сетей.
В части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон N 190-ФЗ) установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственниками помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), в частности подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Отнесение определенного объекта к общему домовому имуществу многоквартирного дома не может быть поставлено в зависимость от согласования сторонами в договоре теплоснабжения разграничения границ ответственности, а устанавливается исключительно в силу закона, в частности в силу статьей 36 и 39 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ. Критерием для отнесения сетей к общему имуществу является их функциональное назначение, предполагающее их использование для обслуживания более одного помещения.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом, не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата энергоснабжения в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду).
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация теплоснабжения в соответствии с положениями закона N- 190-ФЗ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 закона N 190-ФЗ влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Вместе с тем, действующее законодательство не имеет норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного управления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Вышеприведенные нормы права предписывают лишь определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, при этом их регистрация в качестве бесхозяйных не имеет правового значения.
Судом первой инстанции установлено, что 30.12.2019 в адрес Департамента ЖКХ и энергетики от заявителя поступило заявление (вх. N 59.62.4-1508 от 30.12.2019) об определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая осуществляет содержание бесхозяйных тепловых сетей; о принятии мер по постановке на учёт бесхозяйных тепловых сетей, указанных в заявлении, включению их в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подаче в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества. В приложении к заявлению, Заявитель представил акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, на основании которого Заявитель считает выявленные тепловые сети бесхозяйными.
В ответ на поступившее заявление Департамент ЖКХ и энергетики направил в адрес заявителя итоги рассмотрения заявления (исх. N 59.62.66(11)/70 от 28.01.2020). По итогам рассмотрения было сообщено, что орган местного самоуправления может возложить на теплосетевую организацию содержание и обслуживание только бесхозяйных объектов теплоснабжения. Заявителю было предложено представить документы, подтверждающие статус объекта как бесхозяйного.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Департамент ЖКХ и энергетики в рамках своих полномочий не нарушил положений Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336 "Об утверждении положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в частности, своевременно предоставил ответ на поступившее заявление, в котором предложил заявителю представить доказательства бесхозяйности спорных теплосетей.
Одного акта балансовой принадлежности и разграничения балансовой принадлежности недостаточно для признания спорной тепловой сети бесхозяйной, следовательно, недостаточно и для проведения процедуры по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
30.12.2019 в администрацию района (вх. N 59.21.01/4244) поступило заявление ТСН "ТСЖ Ивушка" (с приложением копии акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон) с просьбой оказать содействие по проведению мероприятий по передаче бесхозяйных участков тепловых сетей в муниципальную собственность.
20.01.2019 администрацией района в адрес ТСН "ТСЖ Ивушка" направлен ответ (исх. N 59.21.03-8/142), согласно которому МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района города Ростова-на-Дону поручено начать процедуру передачи теплового ввода в муниципальную собственность как бесхозяйного. Этим же письмом предлагалось представить в МКУ "УЖКХ Ворошиловского района" г. Ростова-на-Дону: технические характеристики передаваемого объекта, согласованные с теплоснабжающей организацией; описание участка сети (от какой тепловой камеры до какой), диаметр, материал, протяженность, способ прокладки, вид изоляции, а также топосъемки с нанесенными на них объектами, назначении представителя ТСН "ТСЖ Ивушка" для участия в рабочей группе и подписании акта о невозможности установления собственника данного объекта.
27.12.2019 в МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района города Ростова-на-Дону поступило заявление (вх. N 860) ТСН "ТСЖ Ивушка" (с приложением копии акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон) с просьбой оказать содействие по проведению мероприятий по передаче бесхозяйных участков тепловых сетей в муниципальную собственность.
16.01.2020 МКУ "УЖКХ Ворошиловского района" г. Ростова-на-Дону в адрес ТСН "ТСЖ Ивушка" направлен ответ (исх. N 79), согласно которому МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района города Ростова-на-Дону поручено начать процедуру передачи теплового ввода. Этим же письмом предлагалось представить в МКУ "УЖКХ Ворошиловского района" г. Ростова-на-Дону: технические характеристики передаваемого объекта, согласованные с теплоснабжающей организацией;
описание участка сети (от какой тепловой камеры до какой), диаметр, материал, протяженность, способ прокладки, вид изоляции, а также топосъемки с нанесенными на них объектами, назначении представителя ТСН "ТСЖ Ивушка" для участия в рабочей группе и подписании акта о невозможности установления собственника данного объекта.
Администрацией района в адрес ТСН "ТСЖ Ивушка" повторно направлено письмо 14.02.2020 (исх. N 59.21.03-8/381) с просьбой предоставить технические характеристики передаваемых объектов, согласованные с теплоснабжающей организацией, а именно описание участка сети (от какой тепловой камеры до какой), диаметр, материал, протяженность, способ прокладки, вид изоляции, а также назначении представителей ТСН "ТСЖ Ивушка" для участия в рабочей группе и подписания акта о невозможности установления собственника данных объектов потому, что переподписанные в 2019 году акты балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ТСН "ТСЖ Ивушка" и ООО "Ростовский тепловые сети" были предоставлены в черно-белом цвете, в связи с чем, определить участок тепловой сети, который ТСЖ хотели бы передать в муниципальную собственность не предоставляется возможным.
Объявление о необходимости явки владельца или лица, имеющего право собственности на движимое имущество - бесхозяйный участок тепловой сети многоквартирного дома N 14/2 по пр. Космонавтов ТСЖ "Ивушка": - от ТК 2709/13а до многоквартирного дома N 14/2 по пр. Космонавтов, диаметром - 100 мм, протяженностью - 8 тр.м, материал - сталь, вид изоляции - минвата Администрацией Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в городскую газету "Ростов официальный" N 24 (1336) 10.06.2020 подано 10.06.2020. В объявлении указано и на то, что в случае неявки владельца в течение 1 месяца с момента опубликования данного объявления, администрацией района будет начата процедура принятия данного бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 16.07.2020 составлен Акт о невозможности установления собственников бесхозяйного имущества.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 N 138 "Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону", утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (приложение 3), согласно пп. 3.4 п. 3 Приложения N 1 к Постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 16.03.2018 N 285 "Об утверждении Перечня получателей бюджетных средств, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств города Ростова-на-Дону, и Перечня муниципальных учреждений, включенных в территориальные сметы районов города Ростова-на-Дону" главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) по отношению к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района города Ростова-на-Дону является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
МКУ "УЖКХ Ворошиловского района" г. Ростова-на-Дону направлено письмо в адрес ГРБС - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, которым запрошены денежные средства для изготовления технического паспорта на участок тепловой сети (собственник которого не определен) от ТК 2709/13а до многоквартирного дома N 14/2 по пр. Космонавтов - ТСН "ТСЖ Ивушка".
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в материалы дела представлен ответ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону от 28.01.2020 N 59.62.66(11)/70 председателю ТСН "ТСЖ "Ивушка" из которого следует, что орган местного самоуправления может возложить на теплосетевую организацию содержание и обслуживание только бесхозяйных объектов теплоснабжения. В соответствии с нормами действующего законодательства определение объекта как бесхозяйного относится к полномочиям судебных органов. Также в письме департамент указал, что вернуться к вопросу по возложению содержания и эксплуатации теплового ввода по пр. Космонавтов, 14/2 возможно после предоставления документов, подтверждающих статус объекта как бесхозяйный (т. 1 л.д. 119).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии бездействия департамента, поскольку обращение товарищества по вопросу возложения содержания и эксплуатации теплового ввода по пр. Космонавтов, 14/2 рассмотрено департаментом и дан ответ с указанием действий необходимых для рассмотрения вопроса.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации города Ростова-на-Дону пояснила, что в соответствии с действующим законодательством по согласованию с администрацией района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, заказ на изготовление технической документации на бесхозяйный объект недвижимого имущества производится отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества (п. 2.1.2 Постановления N 336).
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заявителя. Способ судебной защиты должен быть избран таким образом, чтобы с его реализацией было достигнуто реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Товарищество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействиями) заинтересованных лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что бездействие административных органов г. Ростова-на-Дону о признании спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать приводит к отсутствию должного контроля за состоянием этих сетей, может повлечь аварии на нем и нарушение режима предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, чем напрямую нарушаются права заявителя как организации, управляющей многоквартирным домом, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку носят предположительный характер и не подтверждены соответствующими документальными доказательствами.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2020 по делу N А53-11316/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11316/2020
Истец: ТСЖ " Ивушка", ТСЖ " Ивушка" в лице представителя Махневой Н.С., ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " ИВУШКА", ТСЖ Товарищество собственников недвижимости " Ивушка" в лице представителя Махневой Н.С.
Ответчик: Адвинистрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ