г. Москва |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А40-338217/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ТСЖ "Лодочная 9"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-338217/19 (154-2723)
по заявлению ТСЖ "Лодочная 9"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Московский фонд реновации жилой застройки
о признании незаконным действия,
при участии:
от заявителя: |
Давиденко И.В.(председатель правления), протокол от 23.12.2018 |
от ответчика: от третьего лица: |
Белова А.А. по дов. от 28.11.2019 1) Белова А.А. по дов. от 09.03.2019 2) Завьялов А.Д. по дов. от 09.01.2020 |
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Лодочная 9" (далее - Заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным действия Департамента городского имущества г.Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент), выразившееся в отказе (письмо от 04.12.2019 г. N ДГИ-1-97343/19) сформировать земельный участок (придомовая территория), на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г.Москва, ул. Лодочная, д.9; о возложении на Департамент городского имущества Москвы обязанности выполнить действия по формирования земельного участка - придомовой территории дома 9 по ул. Лодочная в г. Москве, размером и в границах, соответствующих действующим законодательным требованиям, но не менее 0,752 га и не более 1,194 га
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Московского Фонда реновации жилой застройки, Правительства Москвы считают решение суда законным и обоснованным, возражают против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, ТСЖ "Лодочная 9" образовано в многоквартирном доме 9 по ул. Лодочная в г.Москве, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: 77:08:0004015:6289. Придомовая территория под домом 9 по ул. Лодочная не сформирована. Общий размер участка с кадастровым номером: 77:08:0004015:6289 составляет: 28 138 кв.м.
В период с 04.10.2019 по 18.10.2019 проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г.Москва, ул.Лодочная, д.9 в очно-заочной форме голосования.
На повестку дня были поставлены ряд вопросов, одни из которых со следующими формулировками: "Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Лодочная д. 9." (далее - Вопрос 1), "О выборе уполномоченного лица на подачу заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Лодочная д. 9." (далее - Вопрос 2.)
По итогам голосования по Вопросу 1 большинством голосов принято решение: "Утвердить формирование и проведение кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, д. 9, для последующей передачи его в общую долевую собственность собственникам помещений дома. Земельный участок сформировать размером, необходимым для нормального использования объектов, расположенных на нем, согласно законодательству размером не менее 0,900 га и не более 1,500 га". По Вопросу 2 большинством голосов принято решение: "Наделить полномочиями для обращения в соответствующие Государственные органы и учреждения с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: г. Москва, ул. Лодочная д. 9, постановку его на кадастровый учет и совершение всех необходимых действий, связанных с этим, Председателя ТСЖ "Лодочная 9", Давиденко Ирину Валерьевну - собственника квартиры 98".
Проведение собрания оформлено протоколом общего собрания от 25.10.2019.
12.11.2019 заявитель обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с соответствующим заявлением о формировании земельного участка с приложением ряда необходимых документов.
В ответ на указанное заявление в адрес Товарищества поступило письмо Департамента городского имущества г.Москвы от 04.12.2019 N ДГИ-1-97343/19, согласно которому Департамент отказал заявителю в формировании земельного участка в связи с тем, что проект межевания территории, на которой расположен жилой дом, утвержден Распоряжением Департамента от 29.08.2018 N 28369. Данным проектом межевания определены максимальные (0,497 га) и минимальные (0,226 га) размеры участка многоквартирного дома. Таким образом, основания для проведения кадастровых работ участка многоквартирного дома площадью 0,900 га отсутствуют.
Кроме того, Департамент указал, что адресной инвестиционной программой г.Москвы на 2018-2020 годы на смежном с земельном участке с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 11 предусмотрено строительство за счет средств городского бюджета многоквартирного жилого дома.
Заявитель, посчитав, что действие Департамента, выразившееся в отказе сформировать участок придомовой территории, не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд г.Москвы обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе, в случае если земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются, в том числе в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации: учитываются сведения Единого государственного реестра недвижимости, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация, расчетное обоснование размеров земельных участков, а также архитектурно-планировочные особенности и фактическое использование территории.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Департамента от 29.08.2018 N 28369 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" был утвержден проект межевания N 08.06.833.2014 территории кварталов Южное Тушино, ограниченных Лодочной улицей, улицей Свободы, также данным распоряжением были внесены изменения путем исключения пункта 16 приложения распоряжения Департамента от 06.03.2007 N 59 "Об утверждении проектов межевания жилых кварталов".
Согласно утвержденному проекту межевания для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г.Москва, ул.Лодочная, д.9, определен земельный участок (по плану межевания N 53) площадью 0,497 га, что меньше нормативно-необходимой площади.
Согласно части 7 статьи 46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В соответствии со статьей 5.1 ГрК РФ участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Проект межевания территории квартала прошел процедуру публичных слушаний, при этом замечания и предложения от жителей дома 9 по ул. Лодочной за период проведения слушаний по обсуждаемому проекту не поступали.
Проект межевания территории разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний.
При наличии подобных обстоятельств представленное законом право на участие в решении вопроса о границах земельного участка в настоящий момент полностью исчерпано.
Учитывая проведение публичных слушаний, суд пришел к обоснованному выводу, что права ТСЖ "Лодочная 9", а также отдельных собственников дома не нарушены.
Более того, процедура проведения публичных слушаний прошла судебную проверку по административному исковому заявлению собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Лодочная, д.9.
Так, решением Тушинского районного суда от 18.10.2019 по делу N 2а-0409/2019 собственникам жилых помещений (квартир) и долей в общем имуществе дома 9 по улице Лодочная отказано в удовлетворении искового заявления о признании недействительными результатов публичных слушаний по "Проекту межевания территории кварталов, ограниченных Лодочной улицей, улицей Свободы (район Южное Тушино, СЗАО)".
В соответствии со статьей 12 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю.
Формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Проект межевания оспаривался ТСЖ "Лодочная 9" в рамках дела N А40-95240/19-139-831 по иску Товарищества собственников жилья "Лодочная 9" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества г.Москвы "Об утверждении проекта межевания территории квартала" N 28369 от 29.08.2018 в части утверждения проекта межевания N 08.06.833.2014 территории кварталов района Южное Тушино, ограниченных Лодочной улицей, улицей Свободы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2019 по указанному делу Товариществу собственников жилья "Лодочная 9" в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020.
С учетом изложенного коллегия судей находит обоснованным вывод суда о том, что у Департамента не имелось правовых оснований для формирования земельного участка в границах и площади, предложенных ТСЖ "Лодочная 9", ввиду чего оспариваемый отказ Департамента, выраженный в письме от 04.12.2019 N ДГИ-1-97343/19, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суд правомерно отклонил доводы заявителя о незаконности распоряжения Департамента от 29.08.2018 N 28369, поскольку указанное распоряжение не является предметом спора по настоящему делу.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-338217/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-338217/2019
Истец: ТСЖ "ЛОДОЧНАЯ 9"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20830/20
29.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37936/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-338217/19
19.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4216/20