г. Челябинск |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А47-1375/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саргаева Вячеслава Владимировича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.07.2020 по делу N А47-1375/2020.
Управление финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее - истец, Управление) обратилось в Абдулинский районный суд Оренбургской области с иском к индивидуальному предпринимателю Саргаеву Вячеславу Владимировичу (далее - ответчик, ИП Саргаев В.В.) о признании договора N 14 от 12.07.2017 на право размещения нестационарного торгового объекта на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности, расторгнутым с 24.06.2019; об обязании ответчика демонтировать (убрать) объект с земельного участка по адресу: г.Абдулино, ул.Школьная, 1/11, и восстановить нарушенное благоустройство в течение месяца после вступления в законную силу решения суда (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечно Управление капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.07.2020 (резолютивная часть от 02.07.2020) исковые требования удовлетворены. Суд признал договор N 14 на право размещения сезонного торгового объекта на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности от 12.07.2017, расторгнутым с 24.06.2019; обязал ИП Саргаева В.В. демонтировать (убрать) нестационарный торговый объект с земельного участка, расположенного по адресу: г.Абдулино, ул.Школьная, 1/11, и восстановить нарушенное благоустройство территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
С указанным решением не согласился ИП Саргаев В.В. (далее также - податель жалобы, апеллянт), обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе её податель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что у предпринимателя отсутствует задолженность по оплате за размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО). По мнению апеллянта, суд пришел к неверному выводу о правомерности требования о расторжении договора на основании несвоевременной оплаты, так как нарушение сроков оплаты в данном случае не повлекло негативных последствий для истца, ввиду того, что оплата поступала в полном объеме. Что касается необходимости использования территории для размещения объектов капитального значения муниципального характера и признание судом данного факта как обстоятельство, влекущее расторжение договора, то ответчик отмечает, что суд, фактически установив в ходе рассмотрения дела изъятие земельного участка для государственных нужд, не применил закрепленный законодательством порядок данного изъятия, а именно: предоставление компенсационного места взамен изымаемого участка и/или компенсация в денежной форме расходов владельца НТО на перемещение объекта.
Податель жалобы полагает, что истец неправомерно досрочно исключил из схемы торговый объект ответчика и потребовал расторгнуть договор, а суд сделал неверные выводы о наличии оснований для расторжения, не принимая во внимание незаконное исключение из схемы размещения НТО до окончания срока.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно пункту 18 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 28.04.2017 N 599-п, по адресу: г. Абдулино, ул. Школьная, 1/11 размещен нестационарный торговый объект: павильон, специализация (ассортимент реализуемых товаров): продукты быстрого питания, торговая площадь: 30,0 кв.м, срок функционирования объекта: в течение года (т.1, л.д. 94-97).
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от 15.06.2016 N 720-п "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области" (в редакции постановления от 19.07.2016 N 956-п "О внесении изменений в постановление от 15.06.2017 N 720") администрация муниципального образования Абдулинский городской округ в лице Управления финансов и экономического развития администрации на основании проводимых торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов заключает договоры в соответствии со схемой размещения НТО (т.1, л.д. 21-36).
Между Управлением финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (управление) и индивидуальным предпринимателем Саргаевым В.В. (владелец НТО) заключен договор на право размещения нестационарного торгового объекта на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности от 12.07.2017 (далее - договор, т.1, л.д. 5-9), в соответствии с которым Управление предоставило владельцу НТО за плату право на размещение НТО на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности и расположенном по адресу: Оренбургская область, г.Абдулино, ул. Школьная, 1/11, для размещения НТО (павильона) в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от 28.04.2017 года N 599-п "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Абдулинский городской округ", постановлением администрации N 854-п от 22.06.2017 года "О внесении изменений в постановление от 28.04.2017 года N 599-п".
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что договор действует с 12.07.2017 по 11.07.2022.
Согласно пункту 2.2 договора он вступает в силу с момента (даты) его подписания сторонами.
В соответствии с пунктом 5.2.2. договора владелец НТО обязан своевременно и полностью вносить плату в порядке и сроки, установленные в разделе 3 договора.
В силу пункту 3.1 договора размер платы за право размещения сезонного торгового объекта за год размещения установлен в сумме 7 878 руб. 90 коп. без НДС, из которых 3 939 руб. 45 коп. без НДС внесено до заключения договора.
Остаток средств в размере 3 939 руб. 45 коп. без НДС вносится владельцем нестационарного торгового объекта, не позднее 31.12.2017. Далее оплата производится ежегодно не позднее 12 июня.
На основании пункта 3.3 договора размер платы по настоящему договору ежегодно, начиная с очередного года, индексируется для учета инфляции путем применения среднегодового индекса потребительских цен к годовой плате прошлого года. Индексация годовой платы по договору является обязательной без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к договору.
Основой для индексации служит показатель инфляции в регионе (среднегодовой индекс потребительских цен) в соответствии с исходными условиями для формирования вариантов развития и основными показателями прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на очередной год и плановый период, утвержденными губернатором Оренбургской области. При индексации годового размера платы для учета инфляции, внесения изменений в настоящий договор не требуется.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора администрация имеет право досрочно расторгнуть настоящий договор по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, и в случаях невыполнения владельцем НТО условий договора, указанных в пункте 7.2 договора.
Согласно пункту 7.2 договора настоящий договор может быть расторгнут Управлением в одностороннем порядке по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим пунктом договора:
- владелец НТО систематически (два раза и более) нарушает сроки внесения платы, установленные договором (пункт 7.2.1 договора).
Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что Управление имеет право досрочно расторгнуть настоящий договор в связи с принятием решений, о чем извещает письменно владельца НТО не менее чем за месяц, но не более чем за шесть месяцев до начала соответствующих работ:
- о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог в случае, если нахождение нестационарного специализированного торгового объекта препятствует осуществлению указанных работ;
- об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов;
- о размещении объектов капитального строительства регионального и муниципального значения;
- о заключении договора о развитии застроенных территорий в случае, если нахождение нестационарного специализированного торгового объекта препятствует реализации указанного договора.
По условиям пункта 7.4 договора после расторжения договора объект подлежит демонтажу владельцем НТО по основаниям и в порядке, указанным в договоре, в соответствии с требованиями и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 7.5 договора демонтаж Объекта в добровольном порядке производится Владельцем НТО за счет собственных средств в срок, указанный в предписании, выданном Управлением.
В случае невыполнения демонтажа Владельцем НТО в добровольном порядке в указанный в предписании срок Управление имеет право обратиться с соответствующими требованиями в суд.
Пунктом 7.7 договора предусмотрено, что расторжение настоящего договора не освобождает владельца НТО от необходимости погашения задолженности по плате по договору и уплате пени.
Согласно представленной истцом информации об оплате за право размещения НТО (т.1, л.д. 92), ответчиком нарушены сроки исполнения обязательства по внесению платы за право размещения НТО, а именно: - остаток средств платы за право размещения НТО в размере 3 939 руб. 45 коп. не внесен владельцем НТО в срок до 31.12.2017, оплата произведена 17.12.2018, в подтверждение чего в материалы дела представлено платежное поручение N 454 от 17.12.2018 на сумму 3 940 руб.;
- оплата за право размещения НТО за период с 12.07.2018 по 11.07.2019 не произведена владельцем НТО в срок до 12.06.2018, оплата произведена 10.07.2019, что подтверждается платежным поручением N 242 от 10.07.2019 на сумму 7 878 руб. 90 коп., а также выпиской из реестра о поступивших платежах (т.1, л.д. 12-13, 93);
- оплата за право размещения НТО за период с 12.07.2019 по 11.07.2020 не произведена.
Управление финансов и экономического развития администрации МО Абдулинский городской округ 08.05.2019 направило ИП Саргаеву В.В. уведомление о досрочном расторжении в одностороннем порядке договора на право размещения нестационарного торгового объекта на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности N 06/25/350 в связи с систематическим нарушением сроков внесения платы, установленных договором.
Кроме того, как указано в данном уведомлении, занимаемая нестационарным торговым объектом территория необходима для использования в целях, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов и для размещения объекта капитального значения муниципального характера.
Управление финансов и экономического развития администрации МО Абдулинский городской округ просило ИП Саргаева В.В. демонтировать НТО в течение 30 дней со дня получения уведомления.
В случае невыполнения демонтажа в добровольном порядке управление сообщило, что вынуждено будет обращаться с соответствующими требованиями в суд (т.1, л.д. 10-11).
Указанное уведомление направлено ответчику, однако, не было им получено. Впоследствии Саргаев В.В. получил уведомление лично 24.05.2019, о чем в правом нижнем углу уведомления имеется отметка с датой и подписью.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленного Управлением иска и принял решение об его удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
Как верно отмечено судом первой инстанции, договор на право размещения нестационарного торгового объекта относится к специальным договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключение, предоставление и использование места, эксплуатация которых регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частями 1, 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 11 закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области" уполномоченный орган устанавливает порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.
Согласно пункту 18 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 28.04.2017 N 599-п, по адресу: г. Абдулино, ул. Школьня, 1/11 размещен принадлежащий индивидуальному предпринимателю Саргаеву В.В. нестационарный торговый объект: павильон, специализация (ассортимент реализуемых товаров): продукты быстрого питания, торговая площадь: 30,0 кв.м, срок функционирования объекта: в течение года (т.1, л.д. 94-97).
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от 15.06.2016 N 720-п "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области" (в редакции постановления от 19.07.2016 N 956-п "О внесении изменений в постановление от 15.06.2017 N 720") администрация муниципального образования Абдулинский городской округ в лице Управления финансов и экономического развития администрации на основании проводимых торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов заключает договоры в соответствии со схемой размещения НТО (т.1, л.д. 21-36).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Истцом заявлено требование о признании спорного договора на право размещения нестационарного торгового объекта расторгнутым с 24.06.2019 по следующим основаниям: просрочка исполнения ответчиком обязательств по внесению платы за право размещения НТО по договору; использование территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов; использование территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей размещения объектов капитального значения муниципального характера.
Согласно представленной истцом информации об оплате за право размещения НТО (т.1, л.д. 92), ответчиком нарушены обязательства по внесению платы за право размещения НТО:
- остаток средств платы за право размещения НТО в размере 3 939 руб. 45 коп. не внесен владельцем НТО в срок до 31.12.2017, оплата произведена 17.12.2018, в подтверждение чего в материалы дела представлено платежное поручение N 454 от 17.12.2018 на сумму 3 940 руб.;
- оплата за право размещения НТО за период с 12.07.2018 по 11.07.2019 не произведена владельцем НТО в срок до 12.06.2018, оплата произведена 10.07.2019, что подтверждается платежным поручением N 242 от 10.07.2019 на сумму 7 878 руб. 90 коп., а также выпиской из реестра о поступивших платежах (т.1, л.д. 12-13, 93);
- оплата за право размещения НТО за период с 12.07.2019 по 11.07.2020 не произведена.
Возражая относительно требований о наличии задолженности за период по 11.07.2020, ответчик представил в материалы дела квитанцию N 2314236 от 04.06.2020 на сумму 7 878 руб. 90 коп. в наименовании платежа указано "Плата за размещение НТО".
В силу положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что факт просрочки по оплате по договору за период 2017-2019 годы истцом документально подтвержден.
Кроме того, основанием для признании указанного договора расторгнутым является использование территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов.
В обоснование указанного основания истцом в материалы дела представлен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог N 32 от 19.08.2019 ИКЗ 193560102182256010100100240014211243 (далее - контракт, т.1, л.д. 38-55, 116-130), заключенный между Управлением капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (заказчик) и Государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" (подрядчик).
Кроме того, в обоснование требования о признании договора расторгнутым истцом приведено основание: использование территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей размещения объектов капитального значения муниципального характера.
Согласно распоряжению администрации город Абдулино и Абдулинский район Оренбургской области N 645-р от 04.08.2004 "О земельном участке" установлены на землях поселения г. Абдулино ул. Школьная, 1 границы и размеры земельного участка, предоставленного под объекты образовательного назначения, общей площадью 12599,5 кв.м., согласно топогеодезической съемке, и передан в постоянное (бессрочное) пользование МДОУ "Детский сад N 6" (т.2, л.д. 40).
В обоснование указанного основания истцом в материалы дела представлен договор аренды земельного участка N 79 от 18.12.2018 (далее - договор аренды, т.2, л.д. 33-35) между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Прохоровым Артемом Павловичем (арендатор) заключен, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях, предусмотренных договором, земельный участок с кадастровым номером 56:36:0102032:14, местоположение: Оренбургская обл., г. Абдулино, ул. Школьная, 1, площадью 12600 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17)). Границы и описание земельного участка указаны в кадастровом паспорте, который является неотъемлемой частью договора (приложение N 1). Земельный участок предоставлен с целью: размещения объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17). Обременения земельного участка отсутствуют. Ограничения использования земельного участка отсутствуют (пункт 1.1 договора аренды).
Также в материалы дела истцом представлена выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:36:0102032:1402, согласно которой номер кадастрового квартала: 56:36:0102032, дата присвоения кадастрового номера: 11.07.2019, площадь: 6100+/- 27 кв.м., кадастровая стоимость: 7117663 руб., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17), особые отметки: образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:36:0102032:14, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Абдулино, ул. Школьная, д. 1, с сохранением исходного в измененных границах (т.2, л.д. 31-32).
Дополнительным соглашением от 12.07.2019 N 13 к договору аренды (т.2, л.д. 36-38) пункт 1.1 договора изложен в новой редакции: "1.1. Арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки:
- с кадастровым номером 56:36:0102032:1402, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская обл., г. Абдулино, ул. Школьная, 1, площадью 6100 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17));
- с кадастровым номером 56:36:0102032:14, местоположение: Оренбургская обл., г. Абдулино, ул. Школьная, 1, площадью 6500 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17)).
Земельные участки предоставляются с целью: размещения объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17). Обременения земельных участков отсутствуют.
Ограничения использования земельных участков отсутствуют Согласно ответу ООО "Земля" от 25.09.2019 N 20 на запрос Управления финансов и экономического развития администрации МО Абдулинский городской округ НТО располагаются на земельном участке, находящемся по адресу: РФ, Оренбургская обл., Абдулинский городской округ, г. Абдулино, ул. Школьная, 1 "а", с кадастровым омером 56:36:0102032:1402 и разрешенным использованием - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения дошкольного, начального и среднего общего образования (код 3.5.1, группа - 17). В приложение к ответу представлена схема расположения НТО на кадастровом плане территории (т.1, л.д. 135-136).
В материалы дела истцом представлен раздел 2 "Схема планирования организации земельного участка" проектной документации по объекту "Строительство здания дошкольной образовательной организации на 60 мест для детей в возрасте до 3-х лет, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Школьная, 1".
Письмом от 18.06.2020 ИП Прохоров А.П. сообщил главе МО Абдулинский городской округ о том, что 05.06.2020 проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту "Строительство здания дошкольной образовательной организации на 60 мест для детей в возрасте до 3-х лет, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Школьная, 1" получили положительное заключение ГАУ "Государственная экспертиза Оренбургской области", номер заключения 56-1-1-3-022934-2020.
Согласно письму МУП "АбдулиноКоммунСервис" от 18.06.2020 N 114 строящийся объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 56:36:0102032:1403 по адресу: г. Абдулино, ул. Школьная, на котором ведется строительство детского сада, подключается к ближайшей точке сетей центрального водоснабжения и водоотведения по наиболее короткому пути. При этом на линии монтажа данных инженерных сетей расположены НТО, принадлежащие ИП Саргаеву В.В., ИП Павловой Л.А., ИП Аббасову М.Б.о., которые препятствуют проведению работ по прокладке инженерных сетей. Проведение работ возможно путем разработки грунта (проведения земляных работ), а под линией газоснабжения - путем прокола. Охранная зона сетей центрального водоснабжения и водоотведения по водоснабжению составляет по 2,5 метра с каждой стороны, по самотечной канализации - 1,5 метра с каждой стороны (СНиП 2.07.01-89).
Согласно письму МКП "Теплоэнергия" от 18.06.2020 N 64 строящийся объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 56:36:0102032:1403 по адресу: г. Абдулино, ул. Школьная, на котором ведется строительство детского сада, подключен к сетям теплоснабжения.
В соответствии с проектной документацией монтаж инженерных сетей теплоснабжения должен производиться на земельном участке, на котором расположены НТО, принадлежащие ИП Саргаеву В.В., ИП Павловой Л.А., ИП Аббасову М.Б.о. Охранная зона сетей теплоснабжения составляет 3 метра с каждой стороны (СНиП 2.04.07-86).
Истцом в материалы дела представлены фотографии расположения спорного НТО, а также схемы расположения НТО (т.1, л.д. 131-134, т. 2, л.д. 57-58).
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу, что размещение НТО, принадлежащего ИП Саргаеву В.В., на территории для целей размещения объектов капитального значения муниципального характера (детского сада) создает препятствия в ходе строительства указанного объекта, поскольку отсутствует возможность беспрепятственного подключения инженерных систем водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения к строящемуся объекта - детскому саду, что подтверждается материалами настоящего дела.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела усматривается, что ответчик своевременно не исполнил обязательства по внесению платы по договору за право размещения НТО, что является одним из оснований для расторжения договора истцом.
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Односторонний отказ от исполнения договора является действием стороны договора, направленным на прекращение гражданских прав и обязанностей, возникших из договора, то есть сделкой (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению договора.
Из материалов дела следует, что 08.05.2019 Управление направило ИП Саргаеву В.В. уведомление о досрочном расторжении в одностороннем порядке договора на право размещения нестационарного торгового объекта на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности N 06/25/350 в связи с систематическим нарушением сроков внесения платы, установленных договором. Кроме того, занимаемая нестационарным торговым объектом территория необходима для использования в целях, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов и для размещения объекта капитального значения муниципального характера. Управление просило Саргаева В.В. демонтировать НТО в течение 30 дней со дня получения уведомления. В случае невыполнения демонтажа в добровольном порядке управление отметило, что вынуждено будет обращаться с соответствующими требованиями в суд (т.1, л.д. 10-11).
Указанное уведомление получено ответчиком 24.05.2019, о чем имеется его подпись (т. 1 л.д. 10), что не оспаривалось сторонами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о признании договора N 14 на право размещения сезонного торгового объекта на земле или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственной не разграниченной собственности от 12.07.2017, расторгнутым с 24.06.2019 является обоснованным, документально подтвержденным и подлежит удовлетворению. Указанный договор обоснованно признан расторгнутым с 24.06.2019, то есть по истечении 30 дней с 24.05.2019 - с момента получения уведомления N 06/25/350 от 08.05.2019 ответчиком.
В пункте 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 вышеназванного постановления).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец как лицо, уполномоченное на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена вправе требовать устранения любых нарушений его прав, в частности, освобождения имущества (земельного участка), занимаемого ответчиком без установленных законом оснований.
В силу пункта 7.5 договора демонтаж объекта в добровольном порядке производится владельцем НТО за счет собственных средств в срок, указанный в предписании, выданном Управлением.
В случае невыполнения демонтажа владельцем НТО в добровольном порядке в указанный в предписании срок Управление имеет право обратиться с соответствующими требованиями в суд.
Факт самовольного занятия ответчиком спорного земельного участка, при наличии расторгнутого на момент рассмотрения спора в суде договора на право размещения НТО, подтвержден представленными в материалы дела документами.
Доказательств освобождения земельного участка от расположенного на нем объекта в материалах дела не имеется (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенных обстоятельств, требования Управления удовлетворены обоснованно, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления.
При установленных судом обстоятельствах, довод апеллянта о необходимости предоставления компенсационного места взамен изымаемого участка несостоятелен, поскольку требования истца направлены на расторжение договора в связи с систематическим нарушением сроков внесения платы, установленных договором. Необходимость участка для использования в целях, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов и для размещения объекта капитального значения муниципального характера является дополнительным основанием.
Доводы и аргументы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не опровергают их и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств дела. Вместе с тем несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.07.2020 по делу N А47-1375/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саргаева Вячеслава Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1375/2020
Истец: Управление финансов и экономического развития администрации муниципального образования Абдулинский городской округ
Ответчик: ИП Саргаев Вячеслав Владимирович
Третье лицо: Управление капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционынй суд, ЗАО "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" в лице отделения в г.Абдулино, ООО "Абдулинское коммунальное предприятие"