29 сентября 2020 г. |
Дело N А83-20812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 сентября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Баукина Е.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.
при участии:
- от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Коротышев Вячеслав Геннадьевич, представитель по доверенности от 27 декабря 2019 г. N 103, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании.
рассмотрев в апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 июля 2020 года по делу N А83-20812/2019 (судья Евдокимова Е.А.),
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым
к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Перекоп"
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Службы финансового надзора Республики Крым
о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта в форме субсидии в сумме 1.350.000,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Перекоп" (далее - КФХ "Перекоп", ответчик) в котором просит расторгнуть заключенное между Министерством и КФХ "Перекоп" соглашение от 23 мая 2016 года N 6 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет. Взыскать с ответчика грант в сумме 1.350.000,00 руб. В качестве нарушения, влекущего возврат гранта, главе КФХ "Перекоп" Литвиненко М.В. вменяют осуществление им предпринимательской деятельности на момент обращения с заявлением о получении гранта.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2020 года апелляционная жалоба принята к производству.
В судебном заседании 13 августа 2020 года представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, однако был не допущен к участию в деле, поскольку диплом об образовании представлен на иностранном языке без надлежащего перевода.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Поскольку лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте КАД (картотека арбитражных дел), что подтверждается материалами дела, коллегия судей апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 г. N 422 утвержден порядок предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Порядок предоставления гранта). Порядок предоставления гранта предполагает подачу заявления заинтересованным лицом и проведение процедуры конкурсного отбора.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления гранта основанием для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе являются несоответствие требований к заявителям по условиям подачи заявок в конкурсную комиссию для признания их участниками программы поддержки начинающих фермеров.
Требования к заявителям устанавливает раздел 2 Порядка предоставления гранта. Одно из них - заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет (пункт 2.1 Порядка предоставления гранта).
Основания возврата денежных средств указаны в абз. 2 пункта 4.3 Порядка предоставления. К ним относится нецелевое использование денежных средств, а также нарушение условий, установленных при их предоставлении, которые перечислены в пункте 1.7 Порядка предоставления гранта.
Таким образом, осуществление заявителем предпринимательской деятельности является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе. Если же заявитель прошёл конкурсный отбор и с ним заключено соглашение о предоставлении гранта, возврат денежных средств осуществляется лишь ввиду нецелевого использования денежных средств, а также условий их предоставления, к которым осуществление предпринимательской деятельности не относится.
Как видно из материалов дела 20 апреля 2016 г. глава КФХ "Перекоп" Литвиненко М.В. обратился с заявлением на участие в конкурсном отборе участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Крым на 2015-2017 годы", указав, среди прочего, что не осуществлял предпринимательскую деятельность (л.д. 101-105).
23 мая 2016 г. с главой КФХ "Перекоп" Литвиненко М.В., как прошедшим конкурсный отбор, заключено соглашение о предоставлении гранта в размере 1.350.000 руб. (л.д. 46-50). В пункте 2.5 соглашения от 23 мая 2016 г. глава КФХ "Перекоп" Литвиненко М.В. принял обязательство в случае нарушения условий предоставления гранта и (или) установления факта предоставления ложных сведений произвести возврат гранта.
Таким образом, соглашение, в отличие от порядка Предоставления гранта, прямо указывает на такое основание для возврата гранта, как предоставление заявителем ложных сведений. К их числу могут относиться и сведения об осуществлении заявителем предпринимательской деятельности. На ничтожность соглашения, как противоречащего Порядку предоставления гранта, никто из сторон не ссылался.
Однако суд апелляционной инстанции не находит в сведениях о том, что глава КФХ "Перекоп" Литвиненко М.В. не осуществляет предпринимательской деятельности, ложных сведений. Действительно, согласно сведениям сайта nalog.ru Литвиненко М.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 315910200119194) с 26 января 2015 г. Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - не одно и тоже.
Так, определение предпринимательской деятельности даёт абзац 3 части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Определение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя дано в абзаце 2 статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, лицо может быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но не осуществлять предпринимательскую деятельностью, а может осуществлять предпринимательскую деятельность, не будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но претерпевать при этом последствия, указанные в пункте 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из буквального содержания Порядка предоставления гранта видно, что заявитель не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя. То есть, в целях применения Порядка предоставления гранта, юридически значим не факт регистрации, а факт осуществления предпринимательской деятельности. Подобных доказательств ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции истцом не представлено. Следовательно, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, основания для изменения или отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствуют, нарушений или неправильного применения норм процессуального или материального права, апелляционной инстанцией не установлено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Республики Крым освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 июля 2020 года по делу N А84-20812/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. В. Зарубин |
Судьи |
Е. А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20812/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "ПЕРЕКОП"
Третье лицо: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ