г. Ессентуки |
|
1 октября 2020 г. |
Дело N А18-223/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 01.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.07.2020 по делу N А18-223/2020, принятое по заявлению Государственного учреждения - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия к государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N5 с.п. Новый - Редант" (ОГРН1020600509082; ИНН0601017560) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 87 500 руб., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5 с.п. Новый - Редант" (далее - школа) финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 87 500 руб.
Решением суда от 29.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован пропуском пенсионным фондом срока на взыскание штрафных санкций, предусмотренного статьей 46 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, пенсионный фонд обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает на то, что заявление о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, подано своевременно, в пределах шестимесячного срока, установленного частью 3 статьи 46 НК РФ. Позднее судом отменен судебный приказ в связи с поступлением возражений со стороны школы. После отмены судебного приказа в течение месяца пенсионный фонд обратился с требованиями о взыскании штрафа в исковом порядке, в связи с чем срок на предъявление требований не пропущен.
Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующих оснований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) школа является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального учета, предусмотренных пп. 2 - 2.2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядок представления указанных сведений в форме электронного документа.
На основании проведенной проверки управлением составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 089S18190000867 и N 089S18190000944.
По результатам рассмотрения акта, пенсионным фондом вынесены решения от 29.04.2019 N 089S19190001066 и 14.05.2019 N 089S19190001139 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
10.06.2019 и от 11.06.2019 выставлены требования от N 089S01190001130 N 089S01190001165 об уплате в добровольном порядке финансовых санкций.
Неоплата школой суммы штрафных санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд за принудительным взысканием задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил и следующего.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01.01.2017)).
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание этой суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (пункту 3 статьи 46 НК РФ).
Аналогичное условие устанавливал и пункт 5.5 статьи 19 Закон N 212-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017.
Как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57) проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом (пункт 31 постановления N 57).
Из материалов дела следует, что требование N 089S01190001130 от 10.06.2019 выставлено пенсионным фондом в адрес школы со сроком добровольной оплаты задолженности до 28.06.2019; требование N 089S01190001165 от 11.06.2019 выставлено со сроком уплаты до 01.07.2019.
Таким образом, шестимесячный срок для принудительного взыскания штрафа истекает по требованию от 10.06.2019 N 089S01190001130 - 28.12.2019, по требованию от 11.06.2019 N 089S01190001165 - 01.01.2020.
В тоже время из материалов дела следует, что пенсионный фонд обращался за выдачей судебного приказа на взыскание со школы штрафных санкций. В рамках дела N А18-2826/2019 выдан судебный приказ от 20.12.2019 о взыскании спорной суммы штрафных санкций. Однако в связи с заявленными школой возражениями относительно исполнения судебного приказа 16.01.2020 судебный приказ по делу N А18-2826/2019 отменен.
Положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности. В то же время статья 2 Закона N 167-ФЗ относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 НК РФ указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 НК РФ по аналогии закона и в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Таким образом, на основании статьи 2 Закона N 167-ФЗ и применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, от 22.01.2019 N 305-КГ18-17885.
Принимая во внимание, что судебный приказ отменен 16.01.2020, пенсионный фонд с заявлением о взыскании штрафных санкций со школы в общем порядке обратился 19.02.2020,что подтверждается входящим штампом арбитражного суда, проставленным на заявлении с отметками о принятии "нарочно", то есть через месяц после отмены судебного приказа, в связи с чем апелляционный суд полагает неверным вывод суда первой инстанции о пропуске срока на взыскание сумм штрафных санкций.
Изучив материалы дела, апелляционный суд установил, что школа привлекается к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в связи с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за январь и февраль 2019 года. Исходная форма сведений СЗВМ за январь 2019 года была предоставлена 16.02.2019 (со сроком представления - не позднее 15.02.1019), за февраль 2019 года - 16.03.2019 (со сроком представления 15.03.2019).
Факт несвоевременного представления сведений персонифицированного учета подтверждается извещениями о доставке, приобщенными к материалам дела, в которых имеются отражение дат и времени представления сведений персучета (16.02.2019 и 16.03.2019 соответственно).
Факт несвоевременности предоставления сведений СЗВМ за январь, февраль 2019 года школой не оспаривается, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В то же время апелляционный суд полагает, что размер назначенных школе штрафных санкций назначен пенсионным фондом без учета применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Постановлением от 19.01.2016 N 2-П Конституционного Суда Российской Федерации подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Осуществляя регулирование налоговых отношений, схожих по правовой природе с отношениями по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, закрепляя ответственность за аналогичные противоправные деяния и используя ту же конструкцию санкции, зависящую от размера подлежащей уплате или неуплаченной суммы, федеральный законодатель предусмотрел правила, позволяющие учитывать смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства. Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса (пункт 3 статьи 114).
То обстоятельство, что объектом противоправного посягательства в данном случае являются правоотношения по внесению платежей, направляемых не в бюджет Российской Федерации, а в Пенсионные фонды, действующие на основе принципов социального страхования и социальной солидарности граждан, за которых (или которыми) вносятся соответствующие взносы, в силу публичной природы этих фондов не может предопределять принципиально иной подход к публично-правовой ответственности за нарушения в этих правоотношениях по сравнению с ответственностью, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Апелляционный суд учитывает, что к ответственности в рассматриваемом случае привлекается государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. Принимая во внимание социальную направленность деятельности школы и допущение нарушений в представлении сведений персучета на один день (как в феврале 2019 года, так и в марте 2019 года), и, как следствие, отсутствие умысла в допущенном нарушении, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости применения смягчающих ответственность обстоятельств при определении размера штрафных санкций.
Учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 19.01.2016 N 2-П, положения статей 112 и 114 НК РФ и, установив обстоятельства, смягчающие ответственность школы за совершенное им правонарушение, апелляционный суд полагает необходимым снизить наложенный на школу штраф за январь 2019 года в сумме 44 000 руб. до 10 000 руб. и штраф, наложенный за февраль 2019 года в сумме 43 500 руб., до 10 000 руб.
Таким образом, общая сумма штрафа, подлежащая взысканию со школы, составляет 20 000 руб.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции, принято с неправильным применением норм права, что в силу части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым заявленные требований надлежит удовлетворить частично.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.07.2020 по делу N А18-223/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5 с.п. Новый - Редант" в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия штраф за несвоевременное предоставление отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-223/2020
Истец: ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по РИ
Ответчик: ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа N5 с. п. Новый Редант"