город Самара |
|
1 октября 2020 г. |
Дело N А55-6715/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2020 (судья Шехмаметьева Е.В.) по делу N А55-6715/2020 в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к товариществу собственников недвижимости "Дом у Фонтана" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников недвижимости "Дом у Фонтана" (далее - ответчик) о взыскании 66 385 руб. 92 коп. долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2020 в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней истец просит решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2020 отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба и дополнения к ней мотивированы несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268, частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием заявленных требований послужило неисполнение ответчиком обязанности по оплате задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2019.
Как указал истец, региональным оператором на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами N 386/УО от 01.01.2019 были оказаны услуги по вывозу твердых бытовых отходов и выставлены для оплаты ответчиком УПД N 609 от 31.01.2019, N 5934 от 28.02.2019, N 8458 от 31.03.2019, N17400 от 30.04.2019.
В связи с неоплатой указанных услуг возникла задолженность в размере 66 385 руб. 92 коп., о чем истец уведомил ответчика претензией N ЭСР-20148/19 от 03.12.2019.
Ответом на претензию ответчик не согласился с требованиями истца, указав, что на основании протоколом общего собрания собственников, проведенного в форме заочного голосования, было принято решение о заключении прямых договоров собственниками помещений с региональным оператором по вывозу ТКО, в связи с чем отказался отплачивать задолженность.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из следующего.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом.
На основании указанного положения закона собственниками помещений в МКД N 107 и 107A по ул. Максима Горького в г.Самара было создано товарищество собственников недвижимости ТСН "Дом у Фонтана".
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относятся, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Письмом от ЖКХ и благоустройства Администрации Самарского внутригородского района было проинформировано о начале с 01.012019 деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области Региональным оператором. Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс". В связи с чем, с 01.01.2019 исключена из стоимости услуг по содержанию жилого помещения плата за сбор и вывоз ТБО и КГО.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении от своего имени в порядке, установленном настоящим Кодексом, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Как указал ответчик, 22.01.2019 протоколом общего собрания собственников, проведенного в форме заочного голосования, было принято решение о заключении прямых договоров собственниками помещений с региональным оператором по вывозу ТКО, о чем ответчик уведомил истца, направив в его адрес копию протокола общего собрания от 22.01.2019 собственников МКД.
В адрес ТСН "Дом у фонтана" неоднократно поступали предложения от Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако, ответчик повторно уведомил регионального оператора о том, что ТСН "Дом у фонтана" не правомочно заключать договор с Региональным оператором по вывозу отходов, поскольку собственниками принято решение о заключении индивидуальных договоров.
В соответствии со ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 30 ЖК РФ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются в случаях, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пл. п. 7 ст. 157.2 ЖК РФ прямой договор с РСО заключается с момента, установленного в решении общего собрания собственников помещений со всеми собственниками МКД одновременно".
В соответствии с пунктом 6 ст. 157.2 ЖК РФ прямые договоры на коммунальные услуги между собственником помещения в многоквартирном доме и РСО, Региональным оператором по ТКО заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Таким образом, у ресурсоснабжающей организации и Регионального оператора по ТКО отсутствует право на установление даты заключения прямых договоров при принятии решения ОСС по данному вопросу. У РСО имеется лишь право на отсрочку начала действия указанных договоров на срок до трех месяцев при условии своевременного уведомления об этом инициатора собрания.
Несвоевременное представление Протокола общего собрания от 22.01.2019, на которое ссылался истец, мотивируя заявленные требования, само по себе не меняет контрагента по договору и не влияет на возникшие правоотношения между собственниками МКД и региональным оператором.
Кроме того, протокол общего собрания собственников от 22.01.2019, не оспаривался, не признан судом недействительным.
Таким образом, у ТСН "Дом у фонтана" отсутствовали основания для оплаты региональному оператору спорной задолженности, поскольку между сторонами отсутствуют какие - либо договорные отношения и обязательства, а общим собранием собственников помещений принято решение о заключении прямых индивидуальных договоров по вывозу ТКО с региональным оператором, что соответствует положениям действующего законодательства и исключает участие ТСН "Дом у фонтана" в данных правоотношениях.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 309, 310, ГК РФ, статьями 44, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 24.7 Федерального закона Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2020 по делу N А55-6715/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6715/2020
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Товарищество собственников недвижимости "Дом у Фонтана"