г. Саратов |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А57-9102/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Грабко О.В., Макарихиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Смирновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании требование уполномоченного органа - ФНС России в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24) о включении в реестр требований кредиторов должника Айнетдинова Шаукята Идиаловича суммы задолженности в размере 26 453,00 руб., в рамках дела N А57-9102/2019 по заявлению Айнетдинова Шаукят Идиаловича (29.11.1960 года рождения, с. Вязовка, Дергачевского района, Саратовской области) г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 158/164, кВ. 99 (ИНН 645500544602, СНИЛС 051-061295 09) о признании его несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителя УФНС России по Саратовской области Аксянова Рустама Фаритовича, действующего на основании доверенности N 29 от 08.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.06.2019 по делу N А579102/2019 Айнетдинов Шаукят Идиалович признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утвержден Еремин Дмитрий Георгиевич, рег. номер 15779, ИНН 645100414013, член Ассоциации "Саморегулируемой организации арбитражных управляющих Центрального Федерального округа". Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете "Коммерсантъ" N117(6597) от 06.07.2019, объявление 77230632141, стр. 122. 17.12.2019 в Арбитражный суд Саратовской области поступило требование кредитора - ФНС России в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова о включении вреестр требований кредиторов должника Айнетдинова Шаукята Идиаловича, суммы задолженности в размере 26 453,00 рублей, в рамках дела NА57-9102/2019.
26 июня 2020 года Арбитражным судом Саратовской области признаны обоснованными требования кредитора - ФНС России в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24) в размере 26 453,00 руб., в том числе: задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 21 200 руб. (недоимка); задолженность по уплате транспортного налога в размере 5 253,00 руб. (недоимка), определены подлежащими удовлетворению за счет имущества должника - Айнетдинова Шаукят Идиаловича (29.11.1960 года рождения, с. Вязовка, Дергачевского района, Саратовской области) г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 158/164, кВ. 99, ИНН 645500544602, СНИЛС 051-061-295 09), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Федеральная налоговая служба не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Определением от 18.08.2020 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению требования кредитора - ФНС России в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев требование кредитора - ФНС России, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязательные взносы, пени, штрафы, иные санкции, уплачиваемые, в том числе, в государственные внебюджетные фонды относятся к обязательным платежам, требования об уплате которых в рамках процесса по делу о несостоятельности (банкротстве) представляются уполномоченными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", таким уполномоченным органом определена (с момента ее образования) Федеральная налоговая служба (пункт 2 Постановления N 257).
Таким образом, требование о включении требования обоснованно предъявлено ФНС России в лице ее территориального органа - ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова.
Территориальный налоговый орган является структурной единицей единой системы органов Федеральной налоговой службы. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному в статье 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущие платежи не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов. Из представленных документов налогового органа следует, что требования налогового органа не являются текущими, поскольку возникли ранее даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Как указывает налоговый орган, Должник имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 21 200 руб. (недоимка) и транспортному налогу в размере недоимки 5 253 руб.
Во исполнение требований, установленных частью 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом в адрес должника направлялось налоговое уведомление N 27327801 от 10.07.2019 года, в котором установлен срок уплаты указанных налогов до 02 декабря 2019 года.
Материалами дела установлено, что должником обязательства по уплате налога не исполнены, срок давности взыскания налогов в судебном порядке, установленном налоговым законодательством, не истек.
Представленными в материалы дела документами подтверждается задолженность Айнетдинова Шаукята Идиаловича в размере 26 453,00 руб. До настоящего времени требования должником не исполнены.
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 134 Закона о банкротстве.
Так, в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
При этом требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Требование уполномоченного органа о включении в реестр соответствующих финансовых санкций (штрафов, наложенных по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, и пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации) отражается в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: эти финансовые санкции подлежат удовлетворению в составе третьей очереди после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве) (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в деле о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016).
С учетом изложенного, требование уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы России в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова о включении в реестр требований кредиторов должника - Айнетдинова Шаукята Идиаловича, требований в сумме 26 453,00 руб. следует признать обоснованными.
Сведения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы на сайте ЕФРСБ - 05.07.2019, в газете "КоммерсантЪ" 06.07.2019 N 117.
Таким образом, в силу правил статьи 142 Закона о банкротстве реестр должника закрыт 06.09.2019.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением об установлении требований 17.12.2019, то есть с пропуском срока.
По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования.
Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Требования кредитором предъявлены с пропуском установленного пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявлено не было.
Доводы уполномоченного органа о том, что в данном случае требование могло быть предъявлено до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, подлежат отклонению ввиду следующего.
Порядок применения положений, на которые ссылается налоговый орган, раскрыт в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), в котором выражена правовая позиция о том, что очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения налогового органа в силу.
Данная позиция основана на том, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
То есть, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Таким образом, указанные разъяснения применимы к ситуациям, когда позднее обращение уполномоченного органа с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности по фискальным обязательствам, установленной по результатам налоговой проверки, вызвано объективными причинами, а именно тем, что на момент опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства налоговая проверка в отношении должника не была завершена, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не вынесено либо не вступило в законную силу ввиду его обжалования в установленном порядке.
При этом, объективных препятствий для предъявления в установленный законом срок требований о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по указанным налогам, у уполномоченного органа не имелось.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве, с даты признания обоснованным заявления о признании должника банкротом срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.
Необходимость соблюдения дополнительных установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам в рассматриваемом случае отсутствовала.
В связи с изложенным, требования налогового органа подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
руководствуясь статьями 188, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2020 года по делу N А57-9102/2019 отменить.
Признать обоснованными требования кредитора - ФНС России в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24) в размере 26 453,00 руб., в том числе: задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 21 200 руб. (недоимка); задолженность по уплате транспортного налога в размере 5 253,00 руб. (недоимка), и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника -Айнетдинова Шаукят Идиаловича (29.11.1960 года рождения, с. Вязовка, Дергачевского района, Саратовской области) г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 158/164, кВ. 99, ИНН 645500544602, СНИЛС 051-061-295 09), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший определение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9102/2019
Должник: Айнетдинов Шаукят Идиалович
Кредитор: Айнетдинов Шаукят Идиалович
Третье лицо: Айнетдинов Марат Идиалович, Айнетдинова Ю.В., Айтендинов М.И., АО БАНК РСБ 24, АО Россельхозбанк, Блинкова Людмила Юрьевна, ГК "Агенство по страхованию вкладов", Державин Михаил Александрович, Еремин Д.Г., ЖСК "Валовая-15", ИФНС России по Фрунзенскому району, Конкурсный управляющий Банк РСБ 24 (АО) в лице ГК "Агенство по страхованию вкладов", Мамедов Бахлул Бабир оглы, ООО "Внешпромбанк", ООО "Компания МСК", ООО "Промгеофизика", ООО ПКФ "Имэкс-Сервис", ООО Свеа экономи сайпрус лимитед представитель "КЭФ", ПАУ ЦФО "СОАУ ЦФО", Толмачев Вячеслав Владимирович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), УФНС РФ по Саратовской области, ФНС России, Агентство по страхованию вкладов, Апиян Р.Р., Барабанов С.В., Елисеев Т.С., ООО "СПГЭС", ООО КБ "Внешпромбанк"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20442/2022
28.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3668/2022
30.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11847/2021
27.09.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7737/2021
03.03.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-938/2021
24.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10303/20
29.09.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5379/20
24.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4758/20
04.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3616/20
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-9102/19