г. Хабаровск |
|
01 октября 2020 г. |
А04-3669/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированная строительная компания "Газрегион"
на решение от 28.07.2020
по делу N А04-3669/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Амурской области
по иску министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, г. Благовещенск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированная строительная компания "Газрегион" (ОГРН 1107746473284, г. Москва)
о взыскании 300 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Амур Регион Трейд" (ООО "Амур Регион Трейд") с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка N 13 от 06.02.2017 за период с 08.08.2017 по 08.10.2017 в размере 300 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 28.07.2020 исковые требования удовлетворены полностью, на ответчика отнесена государственная пошлина за исковое заявление в сумме 9 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что у суда отсутствовали основания для привлечения ответчика к ответственности за нарушение условий договора, поскольку датой заключения договора следует считать дату подписания протокола разногласий - 14.03.2017, по условиям договора обязательства по предоставлению проекта освоения лесов должны быть исполнены до 14.09.2017. Поскольку ответчик названный проект представил 07.10.2017, то есть с просрочкой в 22 календарных дня, то в силу условий подпункта "б" пункта 13 договора основания для привлечения ответственности за нарушение срока разработки и представления проекта освоения лесов за полный календарный месяц отсутствуют.
Истец в отзыве выразил несогласие с доводами апелляционной жалобой, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.02.2017 между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (арендодатель) и ПАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 13, по условиям которого арендодатель на основании приказа министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности области от 18.01.2017 N 29-ОД обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора.
Согласно пункту 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 8.43 га, местоположение: Амурская область, Шимановский район, ГКУ Амурской области "Шимановское лесничество", в кварталах 49 (часть выдела 27), 66 (части выделов 19, 22), Селетканского участкового лесничества, в кварталах 83 (части выделов 20, 21, 22, 30), 173 (часть выдела 7), 205 (часть выдела 13), 207 (часть выдела 8), Шимановского участкового лесничества, 58 (часть выдела 13), 88 (части выделов 14, 20), 119 (части выделов 5, 14), 150 (часть выдела 8), 151 (части выделов 26, 27, 33), 169 (части выделов 2, 7, 10), 170 (части выделов 24, 34, 51, 53), 194 (часть выдела 6), 206 (часть выдела 20) Мухинского участкового лесничества.
Кадастровые номера лесного участка: 28:27:000000:10 (учетный номер части 24), 28:27:000000:30 (учетный номер части 12).
Номера учетных записей: 188-2016-09, 189-2016-09.
Условные номера лесных участков: 10:225:17:0188, 10:225:17:0189.
Пунктом 4 договора установлено, что арендатору передается лесной участок в целях заготовки древесины при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (магистральный газопровод "Сила Сибири").
Арендная плата по договору (за использование лесного участка для заготовки) согласована сторонами в пункте 5 договора и составляет 8 703,82 рубля за весь объем, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 8 703,82 рубля за весь объем.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Срок действия договора составляет 11 месяцев (пункт 22 договора).
По акту приема-передачи лесного участка, переданного в аренду в целях заготовки древесины при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (магистральный газопровод "Сила Сибири") от 06.02.2017, лесной участок передан ПАО "Газпром".
Протоколом разногласий от 14.03.2017 стороны внесли изменения в приложение N 4 к договору о сроке внесения арендной платы.
17.03.2017 между ПАО "Газпром" (арендатор) и ООО "Специализированная строительная компания "Газрегион" (новый арендатор) заключено соглашение о перемене стороны в договоре аренды лесного участка N 13 от 06.02.2017, по условиям которого арендатор передает, а новый арендатор принимает на себя все права и обязанности, возникшие у арендатора по договору аренды лесного участка от 06.02.2017 N13 (далее - договор), заключенному между арендатором и министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (пункт 1 соглашения).
Пунктом 3 соглашения установлено, что права и обязанности арендатора по договору переходят от арендатора к новому арендатору с момента заключения договора между арендатором и Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Согласно пункту 4 соглашения новый арендатор обязуется надлежащим образом, своевременно и в полном объеме исполнять все обязательства по договору с момента заключения договора между арендатором и министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Соглашение имеет силу акта приема передачи лесного участка, являющегося объектом аренды по договору, подтверждает факт его надлежащей передачи арендатором новому арендатору для заготовки древесины и отсутствие у сторон претензий в отношении переданного лесного участка (пункт 7 соглашения).
В соответствии с пунктом 9 соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами.
Подпунктом "б" пункта 13 договора установлено, что за нарушение условий договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку - за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом "г" пункта 11 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов - 50 тыс. рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 150 тыс. рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
По акту приема-передачи лесного участка от 30.03.2018 лесной участок передан ответчику.
Проект освоения лесов в министерство представлен ответчиком 07.10.2017, положительное заключение государственной экспертизы подписано 01.11.2017.
В связи с нарушением ответчиком установленного договором срока по представлению проекта освоения лесов, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 23.03.2020 N 09-18/2919 с требованием об уплате суммы неустойки в размере 300 000 руб. за 2 полных календарных месяца просрочки.
Ответчик в ответе на претензию от 06.05.2020 N 10/2623 указал, что не имел возможности начать подготовку проекта освоения лесов, раньше срока получения договора - в апреле 2017 года.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд первой инстанции с настоящим исковым заявлением.
Полномочия Министерства на обращение с требованием об оплате неустойки предусмотрены положениями статей 51, 57, пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации соответственно; администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пункт 1 статьи 615 ГК РФ обязывает арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего указанного Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 88 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Статьей 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов".
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренным проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7 Порядка N 496).
Согласно пункту 3 Приказа N 69 проект освоения лесов должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Исходя из предусмотренных законом и договором норм и условий, на арендатора возложена обязанность разработать проект освоения лесов и предоставить его для проведения государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения договора.
В силу части 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Договор заключен 06.02.2017 и этим же числом лесной участок по акту передан арендатору. Соответственно, проект освоения лесов должен быть представлен ответчиком не позднее 06.08.2017.
Ответчик к установленному договором сроку свою обязанность не исполнил, проект освоения лесов в министерство представлен 07.10.2017, положительное заключение государственной экспертизы подписано 01.11.2017.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Министерство на основании подпункта "б" пункта 13 договора произвело расчет неустойки за 2 полных месяца просрочки предоставления арендодателю проекта освоения лесов с 08.08.2017 по 08.10.2017.
Расчет неустойки, осуществленный истцом, проверен судом апелляционной инстанции, соответствует условиям договора, арифметически верен.
Ходатайство о снижении размера неустойки ответчиком не заявлено.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требование о взыскании неустойки по договору в сумме 300 000 руб. за 2 полных месяца допущенной ответчиком просрочки представления арендодателю проекта освоения лесов.
Довод апелляционной жалобы о том, что моментом заключения договора надлежит считать 14.03.2017 - дату подписания протокола разногласий к договору, в силу чего в соответствии с подпунктом "б" пункта 13 договора арендатор освобождается от ответственности, поскольку просрочка составила менее одного месяца, являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Так, суд пришел к правомерному выводу о том, что подписанный и скрепленный печатями протокол разногласий фактически является дополнительным соглашением к действующему договору, поскольку не изменяет какие-либо существенные условия договора (дата заключения договора, срок его действия, изменение срока разработки и представления проекта лесов). В связи с изложенным, суд установил, что договор считается заключенным с 06.02.2017, то есть - с даты его подписания и передачи лесного участка по акту приема-передачи.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с приведенной судом оценкой доказательств, что не может служить основанием для изменения судебного акта.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 28.07.2020 по делу N А04-3669/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3669/2020
Истец: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Ответчик: ООО "Специализированная строительная компания "Газрегион"