г. Челябинск |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А47-6754/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Баканова В.В., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЭМ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2020 по делу N А47-6754/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - общество "Природа", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СЭМ" (далее - общество "СЭМ", ответчик-1, податель жалобы), обществу с ограниченной ответственностью "СТЭМ" (далее - общество "СТЭМ", ответчик-2) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.02.2019 N ТКО/3 162 за период с января по апрель 2019 года в сумме 2 801 руб., неустойки в размере 85 руб. 71 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом Оренбургской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Какурин Василий Викторович (далее - ИП Какурин В.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2020 исковые требования общества "Природа" к обществу "СЭМ" удовлетворены.
В удовлетворении иска к обществу "СТЭМ" судом отказано.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "СЭМ" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требованиях общества "Природа" отказать в полном объеме.
Апеллянт отмечает, что суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ответчику-1 принадлежат нежилые помещения.
Указывает, что в территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Правительством Оренбургской области постановлением от 26.09.2016 N 682-П, отсутствует адрес г. Оренбург, ул. Донгузская, 8. До и после 01.01.2019 общество "СТЭМ" и общество "СЭМ" производили накопление твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на собственной территории по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 8, что не противоречит действующему законодательству. Данное место накопления не входит в территориальную схему, расценивается как временное, следовательно, между сторонами должно было быть согласовано время прибытия транспорта, чего сделано не было. Истцом не указан вид ТКО. За период с января по апрель 2019 года истец ни разу не представил транспорт ответчикам.
Ссылается на то, что представленные истцом путевые листы оформлены только с лицевой стороны, на второй стороне не содержат информации о приемке грузов от потребителей. Кроме того, территориальная схема не содержит маршрут N 8, по которому двигался автотранспорт, данный маршрут не согласован сторонами.
Заключение договора произошло 15.02.2019, до данного момента ответчиками использовалась предыдущая схема обращения с ТКО, отходы размещались на основании договора от 09.01.2019 N 6 по адресу: г. Оренбург, ул. Автомобилистов, 23/1, данная площадка является полигоном размещения ТКО. Истцу не надо было оказывать услугу по обращению с отходами, общество "СЭМ" самостоятельно размещало отходы на полигоне.
Адрес г. Оренбург, ул. Стройгородок N 5, находится в обслуживании маршрута "г. Оренбург м/ж", а не маршрута N 8, путевые листы которого предоставлены истцом. Истец не обосновал невозможность оказания услуг по адресу: г. Оренбург, ул. Автомобилистов 23/1.
Отмечает, что контейнер ИП Какурина В.В. не входит в территориальную схему обращения с ТКО. Согласно пояснениям Какурина В.В., контейнер, который ему принадлежит, находится на его закрытой территории и доступ других лиц на его территорию с ним не согласован. Третье лицо оплатило оказанные ему услуги.
От общества "Природа" 25.08.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества "СЭМ" 23.09.2020 поступило ходатайство об отложении судебного заседания 24.09.2020, ответчик-1 ссылался на болезнь представителя.
Рассмотрев ходатайство ответчика-1 об отложении судебного заседания, апелляционный суд пришел к выводу о его отклонении.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
По смыслу приведенных норм, такое процессуальное действие суда как отложение судебного разбирательства является его правом, предоставленным для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела, а также реализации прав сторон, установленных статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае правовая позиция заявителя жалобы изложена им апелляционной жалобе. Явка участников процесса не была признана судом апелляционной инстанции обязательной.
В ходатайстве общества "СЭМ" не содержится ссылок на обстоятельства, доводы и доказательства, препятствующие рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика-1, а также ссылок на обстоятельства, наличие которых требует личного присутствия представителя ответчика-1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Также следует учесть, что судебное заседание по настоящему делу уже откладывалось судом первой инстанции по ходатайству ответчика-1 определением от 27.08.2020. Общество "СЭМ", повторно заявляя ходатайство об отложении судебного заседания, не обосновало невозможность направления другого представителя как в судебное заседание от 27.08.2020, так и в судебное заседание от 24.09.2020.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "Природа" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N 38-18/П от 28.04.2018, заключенным с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее также - Соглашение), является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) на территории Оренбургской области.
Между обществом "Природа" (региональный оператор) и обществом "СТЭМ" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.02.2019 N ТКО/19/3 162 (далее также - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и опубликованной на сайте регионального оператора (http://www.priroda-orenburg.ru).
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору (пункт 2 договора).
Согласно пункту 4 договора, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 1 января 2019 г.
В соответствии с разделом II договора стороны согласовали сроки и порядок оплаты по договору, под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 договора).
В силу пункта "в" пункта 10 договора потребитель обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором.
Согласно пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 16 договор считается исполненным со стороны Регионального оператора (услуги считаются оказанными), если в течение 2-х (двух) суток со дня оказания услуг потребителем не будет заявлено претензий по выполненным услугам. Акт выполненных работ (оказанных услуг) сторонами не составляется.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2-х незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течении разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3-х рабочих дней со дня получении акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражения потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В пункте 27 договора стороны согласовали, что договор заключается на срок по 31.12.2019 включительно.
Приложением к договору стороны определили объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных услуг, расчет объема стоимости услуг на момент заключения договора, информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (т.1, л.д. 86-87).
Истцом произведено начисление задолженности за спорный период согласно расчету, установленному в приложении к договору.
Между обществом "СТЭМ" (арендатор) и обществом "СЭМ (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.01.2017 N 1-А (далее также - договор аренды), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает (по акту приема-передачи) во временное пользование помещение АБК-800 м2, помещение ПК-2000 м2, место под автостоянку 285,6 м2, земельный участок 1000 м2, и инженерные сети, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 8 (пункт 1.1. договора аренды).
В соответствии с пунктом 1.2. договора аренды передаваемое в аренду имущество, указанное в пункте 1.1. договора, является собственностью арендодателя (свидетельство о праве собственности N 286897 серии 56 АА от 08.11.2006, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок N 412924 серия 56 АА от 16.04.2007, справка из БТИ на автостоянку N10562 серия 53003025356 от 30.10.2007).
Пунктом 4.2.15 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязуется передать, а арендодатель обязуется принять в собственность твердые бытовые отходы (ТБО) в виде мусора картона, бумаги (макулатуры), тары, абразивных отходов, пищевых отходов, тряпья и др., в объеме 70 кг/чел в год, что является по федеральному классификационном каталогу отходов: мусором от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код 7 33 100 01 72 4, и соответствует IV, V классу опасности отходов. В этом случае расходов по платежам за негативное воздействие на окружающую среду арендодатель оплачивает самостоятельно. Данные платежи включены в стоимость аренды пунктом 5.2.
Между обществом "Природа" (региональный оператор) и обществом "СЭМ" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.03.2019 N ТКО/19/4 085 (т.1, л.д. 105-108), согласно условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и опубликованной на сайте регионального оператора (http://www.priroda-orenburg.ru).
Истец, ссылаясь на то, что согласно приложению к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.02.2019 N ТКО/19/3 162 объем отходов общества "СТЭМ" составляет 213,75 кг. в месяц, указанный объем отходов не включен в договор между обществом "Природа" и обществом "СЭМ" (договор от 27.03.2019 NТКО/19/4 085), а условиями договора аренды от 01.01.2017 N1-А сторонами согласованы передача образованных отходов включая ТКО арендодателю, просил взыскать задолженность с собственника - общества "СЭМ".
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт оказания обществом "Природа", как региональным оператором, услуг по вывозу ТКО подтвержден материалами дела. Обязанность по оплате вывоза ТКО лежит на обществе "СЭМ", в собственности которого находятся спорные нежилые помещения.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит норм о возложении обязанности по внесению платы за содержание и ремонт арендованного помещения на арендаторов.
Пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Данная правовая норма регулирует правоотношения между сторонами договора аренды и не является основанием возникновения у арендатора обязанности оплаты расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц.
Судом первой инстанции верно установлено, что договором аренды нежилого помещения, заключенным между ответчиками, не предусмотрена обязанность арендатора осуществлять платежи по возмещению расходов на содержание общего имущества за собственника указанного нежилого помещения.
Более того из договора аренды следует, что арендатор обязуется передать, а арендодатель принять в собственность твердые бытовые отходы (ТБО) в виде мусора картона, бумаги (макулатуры), тары, абразивных отходов, пищевых отходов, тряпья и др., в объеме 70 кг/чел в год, что является по федеральному классификационном каталогу отходов: мусором от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код 7 33 100 01 72 4, и соответствует IV, V классу опасности отходов. В этом случае расходы по платежам за негативное воздействие на окружающую среду арендодатель оплачивает самостоятельно. Данные платежи включены в стоимость аренды пунктом 5.2 (пункт 4.2.15 договора аренды).
Таким образом, исходя из воли сторон договора аренды обязанность по оплате вывоза ТКО лежит на собственнике помещения (общество "СЭМ"), указанные расходы исходя из буквального толкования условий договора входят в размер арендной платы.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по несению расходов на вывоз ТКО лежит на обществе "СЭМ".
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется, в том числе, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
При этом к твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся в числе прочих отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно протоколу N 3 подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области от 19.04.2018 обществу "Природа" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Оренбургской области.
Ответчики осуществляют деятельность по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 8.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Согласно подпункту "г" части 1 статьи 3 и абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения и пункта 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156; далее - Правила N 1156) региональный оператор предлагает заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на условиях прилагаемого типового договора всем потребителям (физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), находящимся на территории Оренбургской области.
Согласно пункту 8.4 Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо его законного представителя в письменной форме на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО, либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - priroda-orenburg.ru.
Договор оказания услуг по обращению с ТКО между обществом "Природа" и обществом "СТЭМ" заключен.
Согласно подпункту "б" пункта 13 договора его стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
С учетом этого расчет стоимости оказанных услуг произведен обществом "Природа" на основании согласованных сторонами тарифов, с учетом объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 505 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенным договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом от 08.05.2018 N 28-н Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Оренбургской области.
Приказом от 20.12.2018 N 240-т/о Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для общества "Природа" на 2019 год.
Согласно расчету истца размер задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с января по апрель 2019 года составил 2 801 руб. Расчет произведен исходя из условий договора, а также исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 28-н от 08.05.2018 и единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Оренбургской области на 2019 год с календарной разбивкой, установленного приказами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 240-т/о от 20.12.2018, N 57-т/о от 20.06.2019.
Обществом "СЭМ" в апелляционной жалобе произведенный истцом расчет долга не оспорен, контррасчет не представлен.
Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден материалами дела, в том числе подписанным договором, и приложением к нему, а также путевыми листами.
Ответчик-1 в апелляционной жалобе указывает, что в территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Правительством Оренбургской области постановлением от 26.09.2016 N 682-П, отсутствует адрес г. Оренбург, ул. Донгузская 8. До и после 01.01.2019 общество "СТЭМ" и общество "СЭМ" производили накопление ТКО на собственной территории по адресу:
г. Оренбург, ул. Донгузская 8, что не противоречит действующему законодательству.
Указанные доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Следует отметить, что согласно уточненной территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 06.12.2019 N 606, общество "СЭМ" и общество "СТЭМ" включены в перечень источников образования отходов от объектов общественного назначения (приложение N 1, Перечень источников образования отходов от объектов общественного назначения, пункты 4130 и 4133; https://mpr.orb.ru/upload/iblock/dd0/dd0bc533019d0ad3be6843e15e04e1f3.pdf).
Согласно приложению к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.02.2019 N ТКО/3 162 (т.1, л.д. 86-87) обществом "Природа" и обществом "СТЭМ" без возражений согласовано место накопления ТКО: г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 8, производство инкубаторов.
Указанное место накопления ТКО подтверждено обществом "СТЭМ" в письме от 18.02.2019 N 6 (т.1, л.д. 140), направленном в адрес истца.
Кроме того, аналогичное место накопления ТКО согласовано в заключенном между обществом "СЭМ" и обществом "Природа" договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.03.2019 N ТКО/19/4 085 (т.1, л.д. 105-108).
С учетом того, что место накопления ТКО добровольно согласовано ответчиками с истцом, доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиками не складировались ТКО на контейнерной площадке по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 8, являются несостоятельными. Документальных доказательств складирования ТКО в ином месте ответчиками не представлено, как и доказательств обращения к истцу с предложением об изменении места скопления ТКО.
Согласно представленной расшифровке маршрута N 4 ОП "Оренбург" (т.1, л.д. 88-94), утвержденной заместителем руководителя транспортной службы Калининой А.А., указанный маршрут N 4 включает в себя, в том числе, пункт "Оренбург г., Донгузская ул., дом N 8 пр-во инкубаторов", график - понедельник, четверг.
Ответчик-1 в апелляционной жалобе подвергает критической оценке представленные истцом в подтверждение оказания услуг путевые листы.
Указанные доводы отклоняются апелляционным судом, поскольку факт оказания истцом услуг по обращению (приему, транспортировке) с ТКО апеллянтом надлежащими доказательствами не оспорен. В период с января по апрель 2019 года ответчиками каких-либо претензий относительно исполнения истцом обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не предъявлялось.
Ответчики лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, обязаны утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Податель жалобы указывает, что заключение договора произошло 15.02.2019, до данного момента ответчиками использовалась предыдущая схема обращения с ТКО, отходы размещались на основании договора от 09.01.2019 N 6 по адресу: г. Оренбург, ул. Автомобилистов, 23/1, данная площадка является полигоном размещения ТКО. Истцу не надо было оказывать услугу по обращению с отходами, общество "СЭМ" самостоятельно размещало отходы на полигоне.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку из договора ответчика-1 с ООО "ЭкоСпутник" от 09.01.2019 N 6 (т.3, л.д. 33-34) следует, что его предметом является оказание услуг по размещению отходов на полигоне ТКО, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Автомобилистов, 23/1, в виде отходов: бой строительного кирпича 34321001205, ориентировочное количество 20 т.
Согласно пункту 1.1 договора от 09.01.2019 N 6 (т.3, л.д. 36-37) ООО "ЭкоСпутник" (исполнитель) принимает на себя обязательство оказать обществу "СЭМ" (заказчик) услуги по размещению отходов следующих видов отходов:
- растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов практически безопасные - 7 33 381 02 20 5;
- смет с территории предприятия практически неопасный 7 33 390 02 71 5.
Таким образом, указанные в договорах от 09.01.2019 N 6 виды отходов не относятся к ТКО, указанные отходы относятся к разным классам (видам) отходов. К ТКО, в числе прочих, относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Кроме того, согласно письму ООО "ЭкоСпутник" от 19.05.2020 (т.3, л.д. 23) с 01.01.2019 услуги по размещению ТКО ООО "ЭкоСлутник" не осуществляет, следовательно, ответчик не мог самостоятельно размещать твердые коммунальные отходы с 01.01.2019 на полигоне ООО "ЭкоСпутник".
Ссылка апеллянта на то, что сторонами не согласовано время прибытия автотранспорта, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о том, что услуги истцом ответчику-1 не оказывались. Ответчиками до начала судебного разбирательства по настоящему делу каких-либо претензий в отношении периодичности вывоза не заявлялось.
Согласно приложению к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.02.2019 N ТКО/3 162 объем отходов общество "СТЭМ" составляет 213,75 кг. в месяц. Указанный объем отходов не включен в договор между обществом "Природа" и обществом "СЭМ" (договор от 27.03.2019 N ТК0/19/4085).
Поскольку ответчиком-1 доказательств оплаты оказанных услуг не представлено, суд первой инстанции правомерно взыскал с общества "СЭМ" в пользу истца 2 801 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.02.2019 N ТКО/3 162 за период с января по апрель 2019 года.
Истцом также заявлялось о взыскании 85 руб. 71 коп. неустойки за период с 11.02.2019 по 16.05.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность установленную законом или договором (ст. 401 ГК РФ).
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку нарушение ответчиком-1 сроков оплаты оказанных истцом услуг подтверждено материалами дела, произведенный истцом расчет неустойки обществом "СЭМ" не оспорен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования общества "Природа" в данной части.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика-1 по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2020 по делу N А47-6754/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЭМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6754/2019
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: ООО "Стэм"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ИП Какуриин Василий Викторович, ООО "СЭМ"