город Томск |
|
1 октября 2020 г. |
Дело N А27-9759/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-7152/2020) публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" на решение от 26.06.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9759/2020 (судья Ерохин Я.Н.)
по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 50 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области -Кузбассу" (ОГРН 1024202003352, ИНН 4230007696, 652050, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга, улица Шоссейная, 2)
к публичному акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214, 650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, 90/4)
о разрешении разногласий при заключении государственных контрактов,
при участии в судебном заседании:
от истца: Быстрова С.В., доверенность от 18.09.2019,
от ответчика: Шульц Г.В., доверенность от 27.06.2020, Карманова Ж.А., доверенность от 27.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 50 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (далее - ФКУ ИУ N 50 ГУФСИН России по Кемеровской области -Кузбассу, учреждение) обратилось к публичному акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ПАО "Кузбассэнергосбыт", общество) с иском об урегулировании разногласий при заключении государственных контрактов энергоснабжения N 585381 от 28.02.2020, N 585382 от 05.03.2020, N 585383 от 28.02.2020.
Решением от 26.06.2020 Арбитражного суда Кемеровской области урегулированы разногласия, возникшие между ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ФКУ ИУ N 50 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу при заключении государственных контрактов энергоснабжения N 585381 от 28.02.2020, N 585382 от 05.03.2020, N 585383 от 28.02.2020: пункты 5.6, 5.8, 5.9 контрактов изложены в следующей редакции: пункт 5.6 Государственный заказчик обязан произвести оплату электрической энергии (мощности) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика в следующем порядке: - до 25 числа расчетного месяца - 70% стоимости объема электрической энергии (мощности) подлежащего оплате в расчетном месяце на основании предъявленного Гарантирующим поставщиком счета; - до 18 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет за фактическое потребление электрической энергии (мощности) в расчетном месяце на основании предъявленного Гарантирующим поставщиком счета-фактуры и акта приема-передачи электрической энергии (мощности). Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) для расчета размера платежа, который должен быть произведен Гарантирующему поставщику Государственным заказчиком до 25-числа расчетного месяца, принимается равным объему потребления электрической энергии за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия указанных данных подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств Государственного заказчика, определяемой в соответствии с действующим законодательством, и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в расчетном месяце, за который осуществляется оплата промежуточных платежей, определяется исходя из средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) по настоящему контракту за последний предшествующий расчетный период, в отношении которого цена определена на момент оплаты. Государственный заказчик имеет право в срок не позднее 7 числа расчетного месяца, согласовать с Гарантирующим поставщиком сумму промежуточных платежей за расчетный месяц по телефону 8-384-51-4-14-39. Гарантирующий поставщик формирует со своей стороны счет для внесения промежуточного платежа по контракту и передает его Государственному заказчику не позднее 19 числа расчетного месяца. Гарантирующий поставщик формирует со своей стороны акт приема-передачи электрической энергии (мощности) и счет-фактуру для окончательного расчета по контракту и передает его Государственному заказчику не позднее 12 числа месяца, следующего за расчетным. Пункты 5.8. Исполнение денежных обязательств по настоящему контракту считается произведенным надлежащим образом при условии списания денежных средств со счета Государственного заказчика на расчетный счет Гарантирующего поставщика, указанного в одном из следующих документов, датированном наиболее поздней датой: в настоящем контракте, либо в одностороннем уведомлении об изменении банковских реквизитов Гарантирующего поставщика, направленном в порядке, предусмотренном условиями настоящего контракта, либо в дополнительном соглашении к контракту, касающемся изменения банковских реквизитов Гарантирующего поставщика, и производится в порядке и в размере, установленных настоящим контрактом. Пункты 5.9. По окончании расчетного периода, в срок не позднее 12 числа месяца, следующего за расчетным, Гарантирующий поставщик оформляет и передает Государственному заказчику акт приема-передачи электрической энергии (мощности) и счет-фактуру. О готовности платежных документов к передаче Государственному заказчику, Гарантирующий поставщик сообщает по телефону 8 (38451) 31279. Государственный заказчик получает акт приема-передачи электрической энергии (мощности), счет-фактуру и счет у Гарантирующего поставщика по доверенности под роспись, неполученные счета, счета-фактуры и акты направляются государственному заказчику почтой.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Кузбассэнергосбыт" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование подателем жалобы указано следующее: применен закон, не подлежащий применению (части 6 статьи 219 БК РФ); не применен закон, подлежащий применению (абзаца 6 пункта 1 статьи 316 ГК РФ), неправильно истолкован закон (статья 219 БК РФ); судом не учтено отсутствие норм права, возлагающих на гарантирующего поставщика согласованных судом в договоре обязанностей; суд необоснованно отступил от диспозитивных положений законодательства при согласовании условий договора в условиях наличия мотивированных возражений стороны.
ФКУ ИУ N 50 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что гарантирующий поставщик (ПАО Кузбассэнергосбыт") направил в адрес государственного заказчика (ФКУ ИУ N 50 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу) три проекта государственных контрактов энергоснабжения N 585381 от 28.02.2020, N 585382 от 05.03.2020, N 585383 от 28.02.2020.
По результатам согласительных процедур общество и учреждение не пришли к единой позиции относительно содержания пунктов 5.6, 5.8, 5.9 государственных контрактов энергоснабжения N 585381 от 28.02.2020, N 585382 от 05.03.2020, N 585383 от 28.02.2020.
Ссылаясь на то, что истец является получателем бюджетных средств и в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств отсутствие выставленных истцом счетов-фактур сделает невозможным оплату полученной электроэнергии без соответствующих подтверждающих документов, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исходя из конкретных обстоятельств спора, суд первой инстанции, с учетом сроков выставления бюджетному учреждению счетов-фактур на оплату электрической энергии и их получения, последующие действия истца по погашению задолженности после получения счет-фактур, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований - урегулирования разногласий сторон путем изложения спорных условий договора в предложенной учреждением редакции.
Апелляционный суд полагает, что судом спор по существу разрешен правильно, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об отдельных условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Из материалов дела следует, что истец (учреждение) является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с пунктом 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219 Кодекса).
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями названного Кодекса. Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (пункт 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н "О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств средств федерального бюджета" документом, подтверждающим возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, является счет (счет-фактура).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.06.2004 N 12-П, отношения по образованию и расходованию бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, носят публично-правовую природу. Публичный характер бюджетно-правового регулирования предполагает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное прямо не предусмотрено законодательством.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента принятия бюджетных обязательств на публично-правовое образование возлагается обязанность предоставить средства из бюджета.
Заключение получателями бюджетных средств государственных контрактов не влечет за собой изменение правового режима расходования бюджетных средств, установленного бюджетным законодательством, а использование получателями бюджетных средств при выполнении обязательств по государственному контракту не является основанием для прекращения существующих бюджетных правоотношений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.
В силу пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями названного Кодекса.
Таким образом, нормами бюджетного законодательства предъявляются расширенные требования к подтверждению исполнения обязательств по договорам получателями бюджетных средств.
Как верно указано судом первой инстанции, счет-фактура является для органа Федерального казначейства надлежащим документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства при поставке электрической энергии, и достаточным для того, чтобы произвести оплату гарантирующему поставщику.
Поскольку ответчик является получателем бюджетных средств, то в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, одновременно с заявкой на кассовый расход ответчик должен представить документ, подтверждающие возникновение денежного обязательства; отсутствие выставленных истцом счетов-фактур делает невозможным выделение учреждению денежных средств для оплаты энергоресурса.
Как правильно отметил суд первой инстанции, установив конкретные сроки оплаты, но, не установив сроки предоставления счетов, актов приема-передачи электрической энергии, счетов-фактур, гарантирующий поставщик фактически поставил возможность надлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств по оплате в зависимость от действий гарантирующего поставщика, сроки совершения которых, не установлены.
С учетом изложенного пункты 5.6, 5.9 государственных контрактов исходя из специфики правового положения государственного заказчика, определенного законом, правомерно приняты в редакции истца.
Редакция пункта 5.8 государственных контрактов, принятая судом первой инстанции соответствует положениям части 6 статьи 219 БК РФ, согласно которой денежное обязательство считается исполненным, с момента списания денежных средств с единого счета бюджета (п. 6 ст. 219 БК РФ).
Довод подателя жалобы о том, что согласованная судом редакция пункта 5.9 государственных контрактов по существу возлагает на гарантирующего поставщика обязанность индивидуально вести работу с истцом (лично руководителю общества подписывать акты, счета-фактуры и везти указанные документы для передачи под роспись в учреждение), апелляционным судом отклоняется как противоречащий согласованной судом редакции данного пункта, оставляющей на усмотрение ПАО "Кузбассэнергосбыт" как определение лица, уполномоченного на подписание документов, так и выбор действий (извещать государственного заказчика о готовности документов, либо направлять данные документы почтой).
Вопреки утверждениям подателя жалобы согласованные в предложенной истцом редакции спорные условия договора не возлагают на гарантирующего поставщика избыточные обязательства, а лишь вносят определенность в отношения сторон, учитывая при этом, что одной сторон договора является бюджетная организация.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.06.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9759/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9759/2020
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 50 ГУФСИН по Кемеровской области"
Ответчик: ПАО "Кузбассэнергосбыт"