г. Хабаровск |
|
30 сентября 2020 г. |
А73-8085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Артемовская электросетевая компания": представителя Яскиной О.В. по доверенности от 10.01.2019 (сроком на 3 года);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от Администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края: представителя Игнатенко Е.А. по доверенности от 09.01.2020 (сроком по 31.12.2020);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артемовская электросетевая компания"
на решение от 27.07.2020
по делу N А73-8085/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артемовская электросетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения,
третье лицо: Администрация городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Артемовская электросетевая компания" (далее - заявитель, ООО "Артемовская ЭК", электросетевая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, антимонопольная служба, Управление) с заявлением, в соответствии с требованием которого просит суд: признать недействительным решение Управления по делу N 8-01/427 (027/01/18.1-1003/2019) от 20.12.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация г. Бикин, Администрация).
Решением суда от 27.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд, установив, что победитель открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для электроснабжения - заявитель, представил заведомо ложные сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных п. 6.1 Конкурсной документации, а именно: обеспеченность квалифицированным персоналом, необходимым для обслуживания объектов - 150 человек, при том, что на основании сведений из ЕРС малого и среднего предпринимательства от 05.12.2019, заявитель являлся малым предприятием с численностью работников юридического лица - 3 человека, пришел к выводу о законности принятого решения антимонопольного органа, и отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Артемовская ЭК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы утверждает следующее: выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом первой инстанции, неверно истолкован закон, подлежащий применению, что привело к принятию решения, не основанного на законе; ни комиссия при принятии протокола об отказе в заключении договора аренды с победителем конкурса, ни Управление, ни суд, не вправе были принимать за единственно достоверные сведения о численности ООО "АЭСК " по состоянию на декабрь 2019 года, поскольку Реестр на указанную дату содержал данные о средней численности за 2018 год; не имеют отношения к рассматриваемому спору, выводы суда о недостоверности сведений о месте нахождения заявителя, указанные в заявке и размещенные в Реестре СМП; согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на дату размещения конкурсной документации и подачи заявки на участие, местом регистрации заявителя и соответственно местом нахождения юридического лица являлся г. Санкт- Петербург; аналогичные сведения содержатся и в Реестре СМП, при этом, осуществление юридическим лицом деятельности вне места государственной регистрации, не является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц и не может рассматриваться, как недостоверные сведения о его местонахождении, в связи с чем, данный довод в решении суда, не может являться обоснованием недобросовестности поведения ООО "АЭСК" в части отслеживания актуальности и достоверности сведений, содержащихся о нем в Реестре МСП; судом первой инстанции, не отражены в решении мотивы, по которым суд не принял во внимание доводы заявителя о нарушении конкурсной комиссией процедуры организации и проведения торгов и оставлением УФАС России по Хабаровскому краю без внимания данных нарушений.
Представитель антимонопольного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя антимонопольного органа согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 29.10.2019 Администрацией городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение N 291019/0157887/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения "Город Бикин", предназначенного для электросбережения (Лот N 1: объекты электросетевого хозяйства, расположенные в г. Бикине согласно приложению N 1). Дата окончания подачи заявок - 29.11.2019, Срок отказа от проведения торгов - 22.11.2019. Дата вскрытия конвертов - 29.11.2019. Дата рассмотрения заявок - 02.12.2019. Дата подведения итогов 03.12.2019.
Разделом 8 конкурсной документации установлены требования к участникам конкурса и условия допуска к участию в конкурсе.
Согласно подп. 8.4.1 пункта 8.4 раздела 8 конкурсной документации заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случаях, в том числе непредставления документов, определенных пунктом 6.1. настоящей конкурсной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 13.3 раздела 13 конкурсной документации для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление осуществляется по следующим критериям, в том числе наличие и достаточная обеспеченность квалифицированным персоналом (кол-во чел.) и материально-техническими ресурсами, необходимыми для обслуживания объектов (производственная база, склад материалов, электротехническая лаборатория, транспорт).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками от 29.11.2019 N 05 до окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении открытого конкурса, поступило две заявки на бумажном носителе: заявка на участие в конкурсе 3 1 - ООО "Артемовская электросетевая компания"; заявка на участие в открытом конкурсе N 2 - АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго".
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.12.2019 N 06 конкурсной комиссией ООО "Артемовская электросетевая компания", АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго" допущены к участию в открытом конкурсе и признаны участниками открытого конкурса.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 03.12.2019 N 07 конкурсная комиссия по итогам голосования приняла решение о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров; порядковый номер N 1 - ООО "Артемовская электросетевая компания"; порядковый номер N 2 - АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго". Конкурсная комиссия приняла решение о признании победителем открытого конкурса - ООО "Артемовская электросетевая компания".
Согласно протоколу об отказе от заключения договора аренды имущества, предназначенного для электросбережения от 05.12.2019 N 08 следует, что 05.12.2019 конкурсной комиссии стало известно, что победитель конкурса - ООО "Артемовская электросетевая компания" предоставило заведомо ложные сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных пунктом 6.1 конкурсной документации, а именно обеспеченность квалифицированным персоналом (кол-во чел.) необходимых для обслуживания объектов - 150 чел. при том, что ООО "Артемовская электросетевая компания" на основании сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 05.12.2019 N ЮЭ9965-19-7347187 является малым предприятием со среднесписочной численностью работников юридического лица за предшествующий календарный год 3 чел. Учитывая изложенное, конкурсная комиссия единогласно решила отказать в заключении договора аренды имущества, предназначенного для электроснабжения победителю конкурса ООО "Артемовская электросетевая компания", заключить договор аренды имущества, предназначенного для электроснабжения с участником заявки на участие в конкурсе, которой присвоен второй номер по итогам конкурса - АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго".
Не согласившись с решением конкурсной комиссии, ООО "Артемовская электросетевая компания" обратилась с жалобой в Хабаровское УФАС России, решением комиссии которого от 20.12.2019 по делу N 8-01/427 (027/01/18.1-1003/2019) жалоба признана необоснованной.
Полагая, что решение антимонопольного органа незаконно и нарушает права общества, ООО "Артемовская электросетевая компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Доводы заявителя о несогласии с оспариваемым решением основаны следующими обстоятельствами: в обоснование неправомерности выводов конкурсной комиссии, ООО "Артемовская электросетевая компания" к жалобе приложило документы, подтверждающие достоверность своих сведений и опровергающие доводы конкурсной комиссии, однако, указанным документам не была дана надлежащая оценка УФАС России по Хабаровскому краю и жалоба оставлена без удовлетворения; более того, при рассмотрении жалобы УФАС России по Хабаровскому краю вышло за пределы ее рассмотрения, оценив обстоятельства, не являющиеся основанием для отказа от заключения договора с победителем и соответственно, отсутствующие в жалобе участника на действия конкурсной комиссии; УФАС России по Хабаровскому краю не было учтено, что Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства содержит сведения о среднесписочной численности хозяйствующего субъекта за предшествующий календарный год. В то время, как конкурсная документация содержала требования о предоставлении сведений о наличии квалифицированного персонала на текущий момент (на дату рассмотрения заявки); отражая в предложении к конкурсной заявке сведения о наличии квалифицированного персонала в количестве 150 человек руководствовалось данными штатного расписания, утвержденного в организации с 01.09.2019 и предоставленного в качестве доказательства достоверности сведений в УФАС России по Хабаровскому краю при рассмотрении жалобы. Кроме того, в подтверждение достоверности предоставленных сведений, ООО "Артемовская электросетевая компания" были предоставлены сведения о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2019 года, подтверждающие фактическую численность персонала в ООО "АЭСК" и оригиналы трудовых договоров с сотрудниками компании. Однако указанные сведения не были учтены УФАС России по Хабаровскому краю при принятии оспариваемого решения. Без наличия на то оснований, за достоверные были приняты не актуальные, не отражающие действительную ситуацию о наличии персонала у участника конкурса сведения, которые в итоге были положены в основу оспариваемого решения; перечень возможных критериев оценки документации указанных пунктов Правил N 67, не содержит в себе такого критерия, как оценка участника по наличию и обеспеченности квалифицированным персоналом. Согласно конкурсной документации, коэффициент значимости критерию "наличие и обеспеченность квалифицированным персоналом (кол-во чел)" установлен 0,3.
Пунктом 81 Правил N 67 установлено, что не допускается использование иных, за исключением предусмотренных пунктами 77 и 77.1 настоящих Правил, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Из анализа указанных норм следует, что включение такого критерия оценки, как "наличие и достаточная обеспеченность квалифицированным персоналом (кол-во чел.)" и установка коэффициента значимости выше предусмотренного предела противоречит Правилам N 67 и является недопустимым.
Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлен Приказом ФАС России N 67.
В соответствии с пунктом 27 раздела 5 Приказа ФАС России N 67 информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi,gov.ru.
Согласно пункту 93 раздела 14 Приказа ФАС России N 67 в срок, предусмотренный для заключения договора, организатор конкурса обязан отказаться от заключения договора с победителем конкурса либо с участником конкурса, с которым заключается такой договор, в случае установления факта, в том числе предоставления таким лицом заведомо ложных сведений, содержащихся в документах.
Из заявки ООО "Артемовская электросетевая компания", поданной на участие в данном конкурсе, следует, что в предложении об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "наличие и достаточная обеспеченность квалифицированным персоналом (кол-во чел.) необходимых для обслуживания объектов обществом указано - 150 человек.
Между тем конкурсной комиссией Администрации г. Бикин из выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 05.12.2019 N ЮЭ9965-19-7347187 установила, что ООО "Артемовская электросетевая компания" (ИНН 2502046690) является малым предприятием со среднесписочной численностью работников юридического лица за предшествующий календарный год - 3 человека, что противоречит представленным в составе заявки сведений о численности работников общества в количестве 150 человек.
В связи с чем, конкурсной комиссией было принято решение об отказе в заключении договора аренды, в связи с наличием в представленных документах недостоверных сведений, согласно пункту 6.1 конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 2 части 1.1 Закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей (часть 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
По пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществляется 1 августа 2016 года. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно, начиная с 10 сентября 2016 года.
Письмом ФНС России от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@ "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства" установлено, что недопустимо подтверждение территориальными налоговыми органами ФНС России принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства при отсутствии сведений о соответствующем юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, единственным подтверждением отнесения участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие сведений о нем в Реестре субъектов МСП. В случае наличия участника закупки в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства может служить надлежащим подтверждением отношения участника закупки к субъектам малого предпринимательства.
Как следует из Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 05.12.2019 N ЮЭ9965-19-7347187 ООО "Артемовская электросетевая компания" по состоянию на 01.08.2016 включена в Реестр субъектов МСП со следующими показателями: местонахождение юридического лица - г. Санкт-Петербург, ИНН 2502046690, категория субъекта - малое предприятие, сведения о среднесписочной численности работников юридического лица на предшествующий календарный год - 3 чел.
В заявке ООО "Артемовская электросетевая компания" на участие в конкурсе указано о наличии персонала в количестве 150 человек, что не соответствует вышеприведенным сведениям Реестра субъектов МСП как в части отнесения общества к категории субъекта - малое предприятия, так и сведениям о среднесписочной численности работников юридического лица - 3 чел.
При этом на даты принятия конкурсной комиссией решения об отказе в заключении договора аренды имущества (05.12.2019), рассмотрения жалобы антимонопольным органом (20.12.2019), а также на момент рассмотрения заявления в арбитражном суде показатели Реестр субъектов МСП в отношении ООО "Артемовская электросетевая компания" не изменялись, а следовательно, являются актуальными.
Указанное обстоятельство, учитывая, что иные сведения о среднесписочной численности ООО "Артемовская электросетевая компания" в заявке на участие конкурсе не представлялись, как верно установил суд, свидетельствует о правомерности конкурсной комиссии в принятии решения от 05.12.2019 об отказе от заключения договора аренды имущества, а также об обоснованности оспариваемого решения комиссии Хабаровского УФАС России о признании жалобы необоснованной.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная 31.07.2020 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 июля 2020 года по делу N А73-8085/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Артемовская электросетевая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 809 от 31.07.2020. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8085/2020
Истец: ООО "Артемовская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Администрация городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края