город Омск |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А46-5357/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8490/2020) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу N А46-5357/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Тарская, 11) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56) о признании недействительным решения об отказе государственного кадастрового учета прав в отношении нежилого помещения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Вяткиной Анны Борисовны (по доверенности от 04.02.2020 N 40-Д сроком действия по 31.12.2020);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Поскотиной Ангелины Андреевны (по доверенности от 16.03.2020 N 129 сроком действия по 31.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заявитель, ТУ Росимущество в Омской области, территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) изложенного в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения N 2П общей площадью 424,4 кв.м, кадастровый номер 55:34:010607:139, расположенного по адресу: Омская область, Калачинский район, г. Калачинск, ул. Больничная, д. 14 N КУВД-001/2019-12223339/6 от 09.01.2020.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу N А46-5357/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущество в Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.07.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ТУ Росимущества в Омской области в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что отказ государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения N 2П, изложенный в уведомлении Управления от 09.01.2020, является необоснованным, поскольку данное нежилое помещение образовано до вступления в силу Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), соответственно, действующие требования, предъявляемые к образуемым помещениям, не могут распространяться на спорное помещение; новые помещения, в результате проведения работ по изменению сведений нежилого помещения N 2П, не образовываются, внешний контур нежилого помещения N 2П не изменился; согласно данных технического паспорта от 10.03.2011 помещение N 11 на поэтажном плане второго этажа не входит в состав площади нежилого помещения N 2П.
От Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление не согласилось с приведенными в апелляционной жалобе доводами, считает решение суда первой инстанции соответствующим нормам действующего законодательства, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится нежилое здание с кадастровым номером 55:34:010607:44, общей площадью 490,60 кв.м., расположенное по адресу: Омская область, Калачинский район, г. Калачинск, ул. Больничная, д.14, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.07.2007 серия 55 АВ N 489171.
В состав указанного здания, по утверждению заявителя, входит нежилое помещение N 2П с кадастровым номером 55:34:010607:139, общей площадью 424,4 кв.м, расположенное по адресу: Омская область, Калачинский район, г. Калачинск, ул. Больничная, д.14.
ТУ Росимущество в Омской области обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в отношении объекта недвижимости: нежилого помещения N 2П с кадастровым номером 55:34:010607:139, общей площадью 424,4 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Калачинский район, г. Калачинск, ул. Больничная, д.14.
Управлением выдано уведомление от 07.10.2019 о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 55:34:010607:139 отсутствует. Документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на помещение, не представлен. Кроме того, с заявлением о государственном кадастровом учете объектов недвижимости представлен технический план нежилого помещения в связи с перепланировкой нежилого помещения с кадастровым номером 55:34:010607:139, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером 55:34:010607:44, из которого усматривается реконструкция, а именно, изменились параметры здания в результате переоборудования и перепланировки данного объекта недвижимости. Представленная графическая часть технического плана не соответствует части проекта перепланировки, на основании которого подготовлен технический план, а именно на плане 1 этажа в части указания дверного проема между помещениями с номерами на поэтажном плане 14 и 15; на плане 2 этажа в части указания оконных проёмов в помещении с N 38 на поэтажном плане. На чертеже указано, что нежилое помещение N 2П состоит из нескольких обособленных помещений. Следовательно, если между ними нет внутреннего сообщения, то они учитываются, как отдельные помещения.
В целях устранений оснований для приостановления, территориальным управлением представлен технический план, выполненный по результатам работ связанных с изменением сведений о площади помещения с кадастровым номером 55:34:010607:139.
Управлением принято оспариваемое решение об отказе государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного нежилого помещения, в связи с тем, что в нарушение установленных требований в представленном техническом плане (подготовленном 25.12.2019) неверно указаны границы помещения. Согласно сведениям ЕГРН помещение с N на поэтажном плане 11, расположенное на 2 этаже, согласно технического паспорта от 10.03.2011 ранее (до перепланировки) входило в границы помещения N 2П. Также на чертеже показано, что нежилое помещение N 2П состоит из нескольких обособленных помещений, по этой причине, если между ними нет внутреннего сообщения, то они учитываются, как отдельные помещения. Документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на помещение, также не представлен
Полагая, что оспариваемое решение не соответствует закону, ТУ Росимущество в Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом N 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из обстоятельств дела следует, что по результатам проведенной правовой экспертизы документов, Управлением отказано в государственном кадастровом учете в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (пункты 5, 7, 34 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Между тем, по сведениям ЕГРН право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 55:34:010607:139 не зарегистрировано. Документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности заявителя на вышеуказанный объект недвижимости, также представлен не был.
Представленный в качестве дополнительных документов технический план помещения, подготовленный 25.12.2019 в связи с изменением сведений о площади помещения с кадастровым номером 55:34:010607:139, по утверждению уполномоченного органа, не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений" от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования). В нарушение пункта 66 Требований в представленном техническом плане неверно указаны границы помещения.
Из пояснений Управления следует, что помещение на поэтажном плане N 11, расположенное на 2 этаже, согласно техническому паспорту от 10.03.2011 ранее (до перепланировки) входило в границы помещения N 2П, нежилое помещение N 2П состоит из нескольких обособленных помещений. Следовательно, если между ними нет внутреннего сообщения, то они учитываются, как отдельные помещения.
Постановка на учет объекта с кадастровым номером 55:34:010607:139 была осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом право собственности не регистрировалось. Между тем, распоряжение объектом, в том числе и перепланировка, может быть только после регистрации права.
Управлением сделан вывод о проведении самовольной реконструкции помещения с кадастровым номером 55:34:010607:139, что привело к уменьшению параметров здания и изменению границ помещения.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей попадает под понятие реконструкция (часть 14 статьи 1 ГрК РФ).
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
На основании пункта 1 статьи 55 ГрК РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно статье 8 ГрК РФ разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52 ГрК РФ.
Градостроительные документы в подтверждение легальности произведенной реконструкции заявителем представлены не были.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Дополнительные случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Омской области, установлены Постановлением Правительства Омской области от 31.05.2017 N 150-п. При этом в данном постановлении отсутствуют виды работ по переустройству (реконструкции) нежилых зданий, при которых не требуется получения разрешения на строительство (реконструкцию).
В соответствии с изложенным, довод заявителя о том, что новые помещения, в результате проведения работ по изменению сведений нежилого помещения N 2П, не образовываются, внешний контур нежилого помещения N 2П не изменился, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение об отказе регистрационных действий вынесено уполномоченным органом, при наличии на то фактических и правовых оснований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу N А46-5357/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5357/2020
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области