г. Челябинск |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А47-2973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новотроицкий завод хромовых соединений" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.07.2020 по делу N А47-2973/2020.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Новотроицкий завод хромовых соединений" - Степанов А.А. (паспорт, диплом, доверенность от 17.07.2020).
Акционерное общество "Новотроицкий завод хромовых соединений" (далее - АО "НЗХС", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" (далее - ООО "УКХ", ответчик) о взыскании 225 465 руб. 63 коп. неосновательного обогащения, 15 623 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 08.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 98-101).
Не согласившись с принятым решением суда, АО "НЗХС" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не осуществлена проверка утвержденных Первым заместителем главы муниципального образования г. Новотроицк 03.06.2014 нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (в том числе порядка утверждения нормативов) на предмет их соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные отношения.
Судом первой инстанции не установлено, утратили ли силу и/или подлежали применению в рассматриваем споре, нормативы, утвержденные 03.06.2014, а также соответствуют ли нормативы, утвержденные Постановлением Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п, ранее утвержденным нормативам от 03.06.2014.
Суд первой инстанции, признавая юридически действующими нормативы допустимых сбросов, утвержденные Первым заместителем главы муниципального образования г. Новотроицк 03.06.2014 не учел, что названный муниципальный нормативный правовой акт по своей юридической силе являются нижестоящим по отношению к Федеральному закону от 29.07.2017 N 225-ФЗ (по которому глава 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) признается утратившей силу) и как следствие недействующими и не подлежащим применению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ООО "УКХ" своего представителя в судебное заседание не направило.
С учетом мнения представителя подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ООО "УКХ".
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (абонент) и ответчиком (организация) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 30.12.2014 N 582/14/N2015/031/05 (л.д. 15-20), в соответствии с п. 1.1 которого организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку через сети ОАО "Уральская Сталь", очистку и сброс в водный объект, объекты которых согласовываются в приложениях к договору, являющихся неотъемлемой частью (Приложения N1, 2), на объект - ОАО "НЗХС", расположенный по адресу: Оренбургская область, г.Новотроицк, ул.Промышленная, 49, принадлежащий абоненту на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности от 05.11.2014 серии 56-АВ 237531; от 01.03.2013 серии 56-АБ 994385, на границу ответственности и обслуживания между организацией и абонентом. Абонент обязуется оплачивать оказанные услуги в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, в объеме, определенном договором, соблюдать режим потребления воды и водоотведения, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В материалы дела представлены акты отбора проб от 24.01.2019 N 26 и от 26.02.2019 N 53, на основании которых ответчик, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п, произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения (л.д. 33, 36).
Истец произвел оплату платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения в размере 225 465 руб. 63 коп. (л.д. 39, 40).
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30.10.2019 по делу N 2а-1781/2019 пункт 4 постановления Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п и п.3 Приложения к постановлению в части распространения действия на отношения, возникшие с 01.01.2019, признаны недействующими (л.д. 43-44).
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик в отсутствие утвержденных нормативов состава сточных вод, необоснованно произвел начисление данной платы в размере 225 465 руб. 63 коп., истец обратился к ответчику с претензией от 14.01.2020 N 14/34, в которой просил возвратить неосновательно полученные денежные средства (л.д. 46).
Оставление без удовлетворения вышеуказанной претензии, послужило причиной обращения истца в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что утрата силы с 01.01.2019 главы 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и введение в действие главы 5.1, не свидетельствует об утрате силы Постановления Администрации муниципального образования город Новотроицк от 03.06.2014 N 921.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С 01.01.2013 вступил в силу Закон N 416-ФЗ, главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
С 01.01.2014 вступили в силу части 1 - 5 статьи 27 Закона N 416-ФЗ, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения.
В соответствии со статьей 27 Закона N 416-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2019) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 03.06.2014 N 921 утверждены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых системы канализации муниципального образования город Новотроицк от абонентов (л.д. 70-71).
С 01.01.2019 утратила силу глава 5 Закона N 416-ФЗ и вступила в силу глава 5.1 "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоснабжения (канализации)" Закона N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) централизованную систему канализации г.Новотроицка" утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) в централизованную систему канализации г.Новотроицка (л.д. 41).
В пункте 4 постановления и в п. 3 Приложения к постановлению указано, что утвержденные с 01.07.2019 нормативы распространяют свое действие на ранее существующие правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30.10.2019 по делу N 2а-1781/2019 пункт 4 постановления Администрации муниципального образования г. Новотроицк N 1032-п от 01.07.2019 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) централизованную систему канализации г.Новотроицка" и п.3 Приложения к постановлению в части распространения действия на отношения, возникшие с 01.01.2019 признаны недействующими (л.д. 43).
При этом само по себе признание недействующим нормативного правового акта, устанавливающего нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, не является основанием для освобождения истца, как абонента в отношениях по водоснабжению и водоотведению от внесения платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения.
Сторонам не оспаривается, что до вступления в законную силу постановления Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п, действовали нормативы утвержденные постановлением Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 03.06.2014 N 921.
В письме от 15.08.2019 N МН-04-01-26/4657 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области указывает, что согласно данным отдела водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов со сточными водами в р.Урал 10.04.2014 на срок до 10.04.2019, 26.06.2019 на срок до 26.06.2024 (л.д. 32).
Судом первой инстанции установлено, что утвержденные постановлением Администрации муниципального образования город Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, полностью соответствуют ранее утвержденным нормативам от 03.06.2014.
Утрата силы с 01.01.2019 главы 5 Закона N 416-ФЗ и введение в действие главы 5.1 Закона N 416-ФЗ, не свидетельствует об утрате силы постановления Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 03.06.2014 N 921, которым утверждены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых системы канализации муниципального образования город Новотроицк от абонентов (л.д. 70-71).
Поскольку истец, как абонент, допустивший сброс загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения, обязан соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды и нести ответственность за нанесение вреда, имелись действующие в спорный период нормативы допустимых сбросов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не осуществлена проверка утвержденных Первым заместителем главы муниципального образования г. Новотроицк 03.06.2014 нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (в том числе порядка утверждения нормативов) на предмет их соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные отношения, судом апелляционной инстанции не принимается, так как доказательств утраты силы данного постановления, истец в материалы дела не представил. Срок действия нормативов, установленных данным постановлением, подтвержден письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 15.08.2019 N МН-04-01-26/4657 (л.д. 32).
Довод о том, что постановление Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 03.06.2014 N 921 по своей юридической силе являются нижестоящим по отношению к Закону N 416-ФЗ, и как следствие признается недействующими и не подлежащим применению, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанные в постановлении Администрации муниципального образования г. Новотроицк от 03.06.2014 N 921 нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, соответствуют нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, утвержденных постановлением Администрации муниципального образования город Новотроицк от 01.07.2019 N 1032-п, которое было принято после вступления в силу глава 5.1 Закона N 416-ФЗ, в которой определен новый норматив - норматив состава сточных вод.
Поскольку истцом факт превышения нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, не оспаривается, освобождение абонента от внесения платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения, будет противоречить действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.07.2020 по делу N А47-2973/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Новотроицкий завод хромовых соединений" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2973/2020
Истец: АО "НОВОТРОИЦКИЙ ЗАВОД ХРОМОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ"
Ответчик: ООО "Управление коммунального хозяйства"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд