г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А56-93596/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: предст. Паластров И.С. - доверенность от 29.12.2023
от заинтересованного лица: предст. Азизова О.Р. - доверенность от 09.01.2024, предст. Гункин В.В. - доверенность от 27.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-878/2024) некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2023 по делу N А56-93596/2023 (судья Корчагина Н.И.), принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ Санкт-Петербурга) от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р.
Решением суда от 12.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Фонд направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда от 12.12.2023, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Фондом не принято исчерпывающих мер по исполнению возложенных на него функций по обеспечению организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; податель жалобы указывает на то, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечивать доступ в жилые помещения многоквартирного дома при проведении капитального ремонта общего имущества, в том числе посредством обращения в суд с иском о понуждении обеспечить такой доступ. Как указывает податель жалобы, в соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.11.2018 N 874 "О комиссии по установлению фактов воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах" Фондом были составлены акты о воспрепятствовании выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений NN 9, 10, 15, 16, 21, в которых имеются записи об отказе собственников от подписи. Податель жалобы указывает, что оспариваемое предписание не отвечает принципу исполнимости, что является основанием для признания недействительным ненормативного правового акта.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения от 15.05.2023 N 11/25/23-Н-р Инспекцией в рамках государственного контроля (надзора) проведена документарная проверка на предмет соблюдения Фондом, как некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимого от его формы собственности, с целью проверки доводов, изложенных в обращении от 05.04.2023 N ОБ-9722-1/23-0-0 (невыполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества - внутридомовой инженерной системы водоотведения многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петрозаводская улица, д. 18, литера А).
В ходе проведения документарной проверки Инспекцией установлено, что Фондом, как региональным оператором, не обеспечено надлежащее проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петрозаводская улица, д. 18, литера А (далее - МКД), что является нарушением требований, предусмотренных пунктом 4.1 части 2, частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки, работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД осуществлялись на основании договора от 02.03.2020 N 13-1/А/ИС/2020, заключенного между Фондом и ООО "Мастергейт".
Как указывал Фонд в пояснениях от 02.05.2023 N 2-14893/23, работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения в помещениях квартир NN 9, 10, 15, 16, 21 не проводились по причине непредоставления собственниками допуска в указанные квартиры.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, что Фондом не были представлены сведения о мероприятиях, проведенных с целью обеспечения доступа в вышеуказанные квартиры для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; не представлены документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников вышеуказанных квартир о необходимости предоставления доступа для проведения указанных работ (письма, уведомления, отчеты о получении и т.д.), а также не представлены доказательства уведомления ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района Санкт-Петербурга" с целью оказания содействия в обеспечении доступа в вышеуказанные квартиры. Представленные Фондом в ходе проверки акты об отказах в предоставлении доступа в жилое/нежилое помещение для выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества от 18.06.2020 составлены без участия собственников квартир NN 9, 10, 15, 16, 21 и не содержат подписи уполномоченного представителя собственников помещений МКД.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте документарной проверки от 30.05.2023.
По результатам проверки Фонду выдано предписание от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р об устранении выявленных нарушений с указанием выполнения следующих мероприятий: организовать выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в помещениях квартир N N 9, 10, 15, 16, 21 в срок по 01.12.2023.
Не согласившись с указанным предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции от 12.12.2023 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно пункту 1.1 Устава Фонд, как региональный оператор, является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также на реализацию иных функций, предусмотренных ЖК РФ, законами Санкт-Петербурга и названным Уставом.
В силу части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.
Согласно пункту 3 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее Закон N 690-120) установление факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту осуществляется комиссией, создаваемой региональным оператором (далее - Комиссия), в состав которой включаются представители;
1) собственников помещений в многоквартирном доме;
2) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, либо лица, выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) регионального оператора;
4) подрядной организации, осуществляющей выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 статьи 5-1 Закона N 690-120 создание и организация деятельности Комиссии осуществляется региональным оператором в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга.
По результатам работы Комиссии в течение трех рабочих дней составляется акт о воспрепятствовании выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Акт) по форме, установленной Правительством Санкт-Петербурга, который должен быть подписан всеми членами Комиссии.
В случае отказа (уклонения) члена Комиссии от подписания Акта в нем делается соответствующая отметка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.11.2018 N 874 утверждено Положение о порядке создания и организации деятельности комиссии по установлению фактов воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения также установлено, что по результатам работы Комиссии составляется акт о воспрепятствовании выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Акт) по форме согласно приложению к настоящему Положению, в котором содержатся выводы Комиссии о наличии либо отсутствии факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту. Акт должен быть подписан всеми членами Комиссии.
В случае отказа (уклонения) члена Комиссии от подписания Акта в нем делается соответствующая отметка.
К Акту приобщаются копии приказа о создании Комиссии, договора на оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту, фотоматериалы, а также имеющиеся в распоряжении Комиссии документы, свидетельствующие о невозможности выполнения работ по капитальному ремонту.
Согласно пункту 7 Положения вывод Комиссии о наличии факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту отражается в Акте в случае недопуска подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и(или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома вследствие отказа собственников помещений в многоквартирном доме, и(или) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и(или) лица, выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, посредством действия или бездействия в допуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и(или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома, в том числе посредством отказа в принятии мер по демонтажу ограждающих (изолирующих) конструкций, оборудования, слаботочных и иных сетей, иных объектов, препятствующих проведению капитального ремонта, а также их креплений к объектам, относящимся к общему имуществу в многоквартирном доме, в отношении которого должен проводиться капитальный ремонт.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки, работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД осуществлялись на основании договора от 02.03.2020 N 13-1/А/ИС/2020, заключенного между Фондом и ООО "Мастергейт". Согласно акту приемки оказания услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (составленному по форме N КС-14) от 22.06.2020 лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в МКД в соответствии с распоряжением Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга N3812-р от 31.10.2019, является уполномоченный представитель Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга.
Как указывал Фонд в пояснениях от 02.05.2023 N 2-14893/23, работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения в помещениях квартир NN 9, 10, 15, 16, 21 не проводились, по причине непредоставления собственниками доступа в указанные квартиры.
Вместе с тем, как установлено Инспекцией, в ходе проверки Фондом не были представлены сведения о мероприятиях, проведенных с целью обеспечения доступа в вышеуказанные квартиры для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения. Фондом не представлены ни в Инспекцию ни в суд первой инстанции документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников вышеуказанных квартир о необходимости предоставления доступа для проведения указанных работ (письма, уведомления, отчеты о получении и т.д.), а также не представлены доказательства уведомления ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района Санкт-Петербурга" с целью оказания содействия в обеспечении доступа в вышеуказанные квартиры.
Представленные Фондом акты об отказах в предоставлении доступа в жилое/нежилое помещение для выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества от 18.06.2020 составлены без участия собственников квартир N N 9, 10, 15, 16, 21, подписаны только представителями Фонда, подрядной организации ООО "Мастергейт" и управляющей организации ООО "Жилкомсервис N2 Петроградского района", однако не содержат подписи уполномоченного представителя собственников помещений МКД, что является нарушением требований пунктов 3 и 4 статьи 5-1 Закона N 690-120.
Кроме того, в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 5-1 Закона N 690-120 Фондом не представлены доказательства направления актов от 18.06.2020 в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, который определяет невозможность выполнения работ по капитальному ремонту, а также решения указанного уполномоченного органа о невозможности проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы водоотведения в отношении квартир NN 9, 10, 15, 16, 21 МКД.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 182 ЖК РФ Фондом не соблюден порядок установления фактов воспрепятствования в предоставлении доступа в жилые помещения для осуществления работ по капитальному ремонту общедомового имущества, определенный Законом N 690-120.
Следовательно, Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что Фондом, как региональным оператором, не обеспечена надлежащая организация и проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения МКД, что является нарушением требований, предусмотренных частью пунктом 4.1 части 2 и части 6 статьи 182 ЖК РФ, в связи с чем Инспекцией правомерно в адрес Фонда вынесено предписание от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р об устранении выявленных нарушений.
Доводы подателя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания, отклоняются судом апелляционной инстанции, учитывая, что в силу пункта 5 части 1 статьи 180 ЖК РФ и пункта 2.2 Устава к функциям Фонда отнесено взаимодействие с органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Оспариваемым предписанием от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р на Фонд возложены обязанности по организации выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей водоотведения в квартирах NN 9. 10, 15, 16, 21 МКД. в том числе путем актуализации соответствующей региональной программы, организации выполнения работ по устранению дефектов капитального ремонта и т.д.; оспариваемое предписание не содержит требований к Фонду самостоятельно выполнить работы капитального характера в вышеуказанных квартирах.
По мнению апелляционного суда, оспариваемое Фондом предписание от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Инспекцией нарушений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Инспекции от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Фонд не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 30.05.2023 N 11/25/23-Н-р недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 12.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 16.01.2024 N 77) подлежит возврату Фонду из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2023 года по делу N А56-93596/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - без удовлетворения.
Возвратить некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 16.01.2024 N 77.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93596/2023
Истец: Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9891/2024
10.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-878/2024
12.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-878/2024
12.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93596/2023