город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2020 г. |
дело N А32-14433/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Пансионат "Шепси"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.11.2018 по делу N А32-14433/2018
по иску администрации муниципального образования Туапсинский район
(ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910)
к акционерному обществу "Пансионат "Шепси"
(ИНН 2355005066, ОГРН 1022304915742)
при участии третьего лица департамента имущественных отношений Краснодарского края о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к акционерному обществу "Пансионат "Шепси" (далее - ответчик, АО "Пансионат "Шепси", пансионат) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 4 610 136,90 руб., пени за период с 03.04.2015 по 11.01.2018 в размере 90 271,22 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды от 29.01.2015 N 3300006831.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2018 с акционерного общества "Пансионат "Шепси" в пользу администрации муниципального образования Туапсинский район взыскана задолженность по арендной плате за период с 29.01.2015 по 31.03.2018 в размере 2 888 176,97 руб., пени за период с 03.04.2015 по 11.01.2018 в размере 90 271,22 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправомерность произведенного расчета арендной платы без учета положений пункта 6.1 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121, согласно которому арендная плата рассчитывается в размере земельного налога в отношении земельного участка, используемого по договору аренды, заключенного до 01 марта 2015 года, исключительно для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования. Как указывает заявитель, в материалы дела представлены доказательства того, что с 01 апреля 2016 пансионат начал функционировать как детский лагерь.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 решение от 02.11.2018 изменено. С акционерного общества "Пансионат "Шепси" в пользу администрации муниципального образования Туапсинский район взыскано неосновательное обогащение за период с 29.01.2015 по 31.03.2018 в размере 2 888 176,97 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле департамента имущественных отношений Краснодарского края (исходя из позиции суда апелляционной инстанции - уполномоченного представителя публичного собственника земельного участка), а также произвести расчет в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом конкретных обстоятельств.
Определением от 06.11.2019 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
От администрации, пансионата и департамента поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительных пояснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, государственным актом на право пользования землей А-I N 180480 пансионату отдыха "Шепси" предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование 47,20 гектаров для строительства п/о "Шепси" и детского сада.
В дальнейшем участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 23:33:0000000:86.
Путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:86 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70.
На основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 29.01.2015 N 202 "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Пансионат "Шепси" в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси" между администрацией муниципального образования Туапсинский район (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 29.01.2015 N 3300006823, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель особо охранных территорий и объектов площадью 8 321 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, с кадастровым номером 23:33:0204005:61, для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада.
На основании постановления Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 13.05.2016 N 234 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории по разделу земельного участка с сохранением исходного в измененных границах с кадастровым номером 23:33:0204005:61 и образовано 4 земельных участка с кадастровыми номерами 23:33:0204005:115, 23:33:0204005:118, 23:33:0204005:117, 23:33:0204005:116.
На основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 29.01.2015 N 202, между администрацией муниципального образования Туапсинский район и закрытым акционерным обществом "Пансионат "Шепси" заключен договор аренды земельного участка от 29.01.2015 N 3300006831, площадью 46 000 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0204005:74, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, предназначенного для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада, сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается оттиском штампа о государственной регистрации от 04.03.2016 N 23-23/013-23/013/021/2015-603/1.
На основании подпункта 4.1.2 указанного договора, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в полном размере за участок в соответствии с пунктом 2 договора без выставления счетов арендодателем.
Согласно пункту 2.3 договора размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к настоящему договору и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только арендодателем.
На основании пункта 2.4 договора аренды арендная плата начисляется со дня фактической передачи земельного участка и вносится арендатором до 10 числа начала каждого квартала.
Администрацией муниципального образования Туапсинский район была проведена проверка поступлений арендной платы по указанному договору аренды, выявлена задолженность по арендной плате в размере 4 610 136,90 руб.
В рамках досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлялась претензия от 16.03.2018 N 115 с требованием погасить задолженность по арендной плате в размере 4 610 136,90 руб., пени в размере 90 271,22 руб., которая пансионатом оставлена без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как видно из материалов дела, спорный земельный участок территориально располагается в пределах границ населенного пункта - село Шепси, часть территорий которого имеет особый правовой статус в силу следующего.
Согласно статье 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно- оздоровительные местности и курорты (пункт 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 33-ФЗ территории лечебно- оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального или регионального значения. Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (пункт 4 статьи 31 Закона N 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Согласно пункту 2 указанной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края N 41-КЗ от 07.08.1996 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Согласно статье 10 Закона N 41-КЗ природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Ряд местностей Туапсинского района получили статус курорта на основании постановления Совета Министров РСФСР N 83 от 04.08.1972 "О некоторых вопросах землепользования", которым был утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, включающий курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 406 от 27.09.1988 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
Впоследствии постановлением главы администрации Краснодарского края N 1136 от 10.12.2007 утверждено Положение о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), согласно пункту 1.2 которого курорты Туапсинского района расположены в Краснодарском крае и являются курортами краевого значения в границах и с режимом округа санитарной охраны курортов.
С возникших разногласий между органами местного самоуправления и органами субъекта Российской Федерации по вопросу о том, входит ли спорный земельный участок в зону округа санитарной охраны курорта Краснодарского края, ответ на который опосредует наличие у администрации надлежащей легитимации для обращения с иском по настоящему делу, апелляционный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости назначения по делу судебной экспертизы.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции ппределением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2020 по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту индивидуальному предпринимателю Молчанову Николаю Геннадьевичу.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
- установить, входит ли земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204005:74, площадью 46 000 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, в состав зон санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Туапсинского района, границы которых были установлены в отношении населённого пункта Шепси постановлением Совета Министров РСФСР N 406 от 27.09.1988 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" либо в границах округа санитарной охраны курортов, установленных в соответствии с Положением о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136"?
При проведении исследования представленных для проведения экспертизы материалов дела экспертом было достоверно установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения о координатах спорного земельного участка в местной системе координат МСК-23.
В то же время, каких-либо сведений о границе округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарском крае, установленной Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406, в материалах дела, а также в общедоступных сведениях государственного кадастра недвижимости (ГКН), размещенных на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети Интернет (http://pkk5.rosreestr.ru) по состоянию на 14.02.2020 года не имеется.
Из текста приложения к Постановлению Совета Министров РСФСР N 406 от 27.09.1988 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарском крае" следует, что описание границы округа санитарной охраны курортов Туапсинского района выполнено картометрическим методом. Однако указанное приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР N 406 от 27.09.1988 года не содержит какого-либо картографического материала в виде карт, планов или схем, а также в нем отсутствуют каталоги координат границы округа санитарной охраны курортов Туапсинского района. В этом Приложении содержатся только сведения о номерах и названиях поворотных точек границы округа санитарной охраны курортов Туапсинского района, направлениях, азимутах и длинах линий сторон частей указанной границы. Азимутом в геодезии считается угол, измеряемый в горизонтальной плоскости между направлением на север и направлением на какой-либо удаленный предмет. Азимут измеряется по часовой стрелке, его значения находятся в интервале от 0 до 360 градусов. Следует отметить что, используя азимуты и длины сторон технически возможно вычислить местоположение и координаты каждой последующей точки, однако для этого необходимо знать местоположение исходной точки в любой принятой (государственной) системе координат, либо иметь картографический материал необходимого масштаба в исходной системе координат. Зная параметры перевода при помощи специального программного обеспечения можно осуществлять пересчет координат из одной системы в другую.
Учитывая, что местные системы координат (МСК), используемые в настоящее время в Российской Федерации для целей ведения кадастра, вводились в действие нормативными документами, принятыми в 2000-х годах, в частности с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 2007 года N 139 "Об утверждении Правил установления местных систем координат" (в настоящее время утратило силу), можно сделать обоснованный вывод о том, что по состоянию на 1988 год при выполнении картографических работ данная система координат не применялась.
В экспертном заключении N 015/2020 от 14.02.2020 эксперт пришел к выводу: исходя из сведений, содержащихся в копиях материалов дела, представленных эксперту для производства судебной экспертизы, а также исходя из сведений, содержащихся в Приложении к Постановлению Совета Министров РСФСР N 406 от 27.09.1988 года "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарском крае" и Положении о курортах краевого значения Туапсинского района Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), которое было утверждено постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 года N 1136, земельный участок с кадастровым номером 25:33:0204005:74 не входит в границы округа санитарной охраны курортов Туапсинского района, установленные постановлением Совета Министров РСФСР N 406 от 27.09.1988 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарском крае", а также в границы округа санитарной охраны курортов, установленные в соответствии с Положением о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136, вследствие чего указанный земельный участок не относится к землям курорта краевого значения.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются ясными и полными, дана расписки экспертов о предупреждении их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выводы экспертного заключения лицами, участвующими в деле, не оспорены, ходатайств о назначении по делу дополнительной или повторной экспертизы не заявлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям, не разграниченным по уровням публичной собственности, администрация района обладает легитимацией на его предоставление в аренду и указанный договор аренды не может признаваться недействительным (ничтожным), в связи с чем требования администрации заявлены правомерно.
В рассматриваемом случае на момент заключения договора аренды от 29.01.2015 N 3300006831 пансионат обладал правом постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204005:74.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса, действовавшей в период переоформления ограниченного вещного права на право аренды, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН. Такие права юридические лица (коммерческие организации) обязаны переоформить на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса (пункт 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление от 23.07.2009 N 54) разъяснено следующее. Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. За исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный участок, выданным уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 4 постановления от 23.07.2009 N 54).
При универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса, переходят непосредственно в силу закона. Поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 постановления от 23.07.2009 N 54).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости расчета в соответствии с пунктом 1.3 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50; с 01.04.2016 - в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121.
При расчете задолженности суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Решением Краснодарского краевого суда от 31 мая 2017 года дело N 3а-207/2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204005:74, площадью 46000 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 24 ноября 2015 года, установленной в соответствии с заключением судебной экспертизы от 23 мая 2017 года N 104/16, в размере 115 200 000 (сто пятнадцать миллионов двести тысяч) рублей, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640, утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков категории земель - земли населенных пунктов на территории Краснодарского края, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204005:74 составила 97 185 580 руб.
Ставки земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения утверждены Решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 г. N 12 "Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района"
Согласно пункта 8 Приложения к Решению Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района N 12 от 31.10.2014 ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (пансионатов) составляет 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 N 118 "О внесении изменений и дополнений в Решение Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 N 12 "Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района" в пункт 1 вносят изменения и дополнения, согласно которого Приложение N 1 "Ставки земельного налога по функциональному использованию земель Шепсинского сельского поселения Туапсинского района" изложен в новой редакции. Так, пункт 8 Приложения N 1 изложен в новой редакции и ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (пансионатов) составляет 1 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района N 167 от 27.04.2017 "О внесении изменений в Решение Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 N 12 "Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района". изменена ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (пансионатов) и составляет 1 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, расчет арендной платы за период с 29.01.2015 по 31.03.2018 выглядит следующим образом:
за период с 29.01.2015 по 31.12.2015: 91 410 000 х 1,5 % / 365х337 = 1 265 965,89 руб.;
за период с 01.01.2016 по 31.03.2016: 115 200 000 х1,5%/366х91 = 429 639,34 руб.;
за период с 01.04.2016 по 31.12.2016: 115 200 000х(0,6%х2)/366х275 = 1 038 688,52 руб.;
за период с 01.01.2017 по 31.03.2018: 97 185 580 х (1%х2)/365х455 = 2 422 982,95 руб.
Итого, размер арендной платы за период с 29.01.2015 по 31.03.2018 составляет 5 157 276,70 руб.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, за спорный период пансионатом произведена оплата в размере 3 504 932,38 руб.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в размере 1 652 344,32 руб. В удовлетворении остальной части задолженности следует отказать.
Администрацией также заявлены требования о взыскании пени за период с 03.04.2015 по 11.01.2018 в размере 90 271,22 руб., расчет которой произведен на основании пункта 5.2 договора аренды N 3300006831 от 29.01.2015, удовлетворенные судом первой инстанции.
Ответчиком расчет неустойки не оспорен и согласно пояснениям от 16.09.2020 ответчик с размером неустойки согласен.
С учетом положений статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования о взыскании пени в размере 90 271,22 руб. подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Расходы по оплате государственной пошлины и апелляционной жалобе, а также по оплате экспертизы возлагаются на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом добровольной оплаты пансионатом задолженности в размере 1 796 386,85 руб. по платежному поручению от 14.02.2019 N 3454.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. Пансионат при подаче кассационной жалобы оплатил государственную пошлину в доход федерального бюджета (платежное поручение от 29.07.2019 N 2994).
При подаче апелляционной жалобы пансионатом оплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. по платежному поручению от 03.12.2018 N 3254.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований (75,29%) с администрации в пользу пансионата подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам в размере 1 482,60 руб., а также расходы по оплате экспертизы в размере 12 355 руб., а всего 13 837,60 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2018 по делу N А32-14433/2018 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Пансионат "Шепси" (ИНН 2355005066, ОГРН 1022304915742) в пользу администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910) задолженность в размере 1 652 344,32 руб., пени в размере 90 271,22 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Пансионат "Шепси" (ИНН 2355005066, ОГРН 1022304915742) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 35 011,36 руб.".
Взыскать с администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910) в пользу акционерного общества "Пансионат "Шепси" (ИНН 2355005066, ОГРН 1022304915742) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам и по оплате экспертизы в размере 13 837,60 руб.
Перечислить с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда эксперту - индивидуальному предпринимателю Молчанову Николаю Геннадьевичу 50 000 руб., перечисленных акционерным обществом "Пансионат "Шепси" платежным поручением N 63 от 27.12.2019 за проведение судебной экспертизы на основании заявления N 015 от 18.02.2020 по реквизитам, указанным в заявлении.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14433/2018
Истец: Администрация МО Туапсинский район, ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Ответчик: АО "ПАНСИОНАТ "ШЕПСИ", ЗАО "Пансионат Шепси"
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18480/19
27.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8039/19
31.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22213/18
02.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14433/18
17.05.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14433/18