г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А41-66867/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ИП Дрозда П.В.: Любеев С.Г., по доверенности от 18.10.2019;
от Администрации городского округа Воскресенск Московской области: не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ в МО: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Воскресенск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 года по делу N А41-66867/19 по иску индивидуального предпринимателя Дрозда Павла Васильевича к Администрации городского округа Воскресенск Московской области", третьи лица: ТУ ФАУГИ в МО, Министерство имущественных отношений МО, о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дрозд Павел Васильевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Воскресенск Московской области с требованиями о признании незаконным решения от 14.06.2019 г. N 1593/030 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов"; обязании в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу направить заявителю договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 года по делу N А41-66867/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что на территории Московской области по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Воскресенский, г/пос Белоозерский, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14, расположен земельный участок с кадастровым номером: 50:29:0030106:21, вид разрешенного использования: склады, категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.07.2019 г.
Вышеуказанный земельный участок является предметом договора N 881/Б аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности от 05.04.2010 г., заключенного между индивидуальным предпринимателем Дроздом Павлом Васильевичем и Администрацией Воскресенского муниципального района и зарегистрированного Управлением Росреестра по Московской области в установленном законом порядке 17.05.2010.
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030106:21 находятся объекты недвижимости: нежилое здание (кадастровый номер 50:29:0030106:387), нежилое здание (кадастровый номер 50:29:0030106:388), площадка (кадастровый номер 50:29:0030106:166), асфальтированная площадка (кадастровый номер 50:29:0030106:158).
Как указывает заявитель, он обратился к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением N Р001-8427591771-24956702 о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, д. 14.
Решением от 14.06.2019 N 1593-030 заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что объекты капитального строительства, принадлежащие заявителю и находящиеся на земельном участке с кадастровым номером: 50:29:0030106:21, занимают менее 10% его площади, площадь не является необходимой для их эксплуатации (несоразмерной).
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что земельного участка соразмерна площади принадлежащих предпринимателю строений. При этом, суд руководствовался выводами экспертного заключения.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (ст. 39.2. ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа земельных участков без проведения торгов, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20. ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 5 ст. 39.17. ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-66867/19 назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "ГеоСтройЭксперт" Матвееву Павлу Сергеевичу, Кровопускову Михаилу Петровичу, Тверитневой Наталье Алексеевне. Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1) определить фактически сложившуюся площадь, необходимую для использования зданий с кадастровыми номерами 50:29:0030106:164, 50:29:0030106:170, 50:29:0030106:387, 50:29:0030106:388, 50:29:0030106:177, принадлежащих на праве собственности индивидуальному предпринимателю Дрозду Павлу Васильевичу, указать, на каких земельных участках расположены объекты недвижимости с кадастровым номерами 50:29:0030106:164, 50:29:0030106:170, 50:29:0030106:387, 50:29:0030106:388, 50:29:0030106:177, имеются ли вспомогательные объекты, иные сооружения, необходимые для использования по функциональному назначению указанных объектов, указать фактическую площадь, необходимую для использования объектов и зданий;
2) указать площадь в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о техническом регулировании, необходимую для использования зданий с кадастровыми номерами 50:29:0030106:164, 50:29:0030106:170, 50:29:0030106:387, 50:29:0030106:388, 50:29:0030106:177, с учетом ответа на первый вопрос (при наличии вспомогательных объектов, необходимых для эксплуатации зданий), а также функционального назначения зданий с кадастровыми номерами 50:29:0030106:164, 50:29:0030106:170, 50:29:0030106:387, 50:29:0030106:388, 50:29:0030106:177 (с учетом необходимости подъезда, погрузки, разгрузки, размещения грузового, легкового автотранспорта и надлежащей эксплуатации). Указать исходя из полученного расчета, необходимо ли использование всего земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 или его части с обоснованием необходимой площади.
Согласно заключению экспертов:
- общая площадь застройки зданиями земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4 составляет 1938 кв. м, из которых площадь застройки зданиями земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 составляет 498 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:4 - 1440 кв. м.
При этом, здания с кадастровым номером 50:29:0030106:387 и кадастровым номером 50:29:0030106:388 располагаются на обоих земельных участках. Учитывая тот факт, что указанные земельные участки используются совместно в качестве единого складского комплекса, при определении фактически используемой площади земельных участков для обслуживания зданий в расчет целесообразно включать суммарную площадь земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4, которая составляет 11 802 кв. м, а также суммарную площадь застройки всех зданий, расположенные в границах указанных земельных участков.
Суммарная площадь застройки всех зданий, расположенных на земельных участках кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4, составляет 1938 кв. м, что составляет 16% их суммарной площади земельных участков. Суммарная площадь земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4, не застроенная зданиями, но используемая для их обслуживания, а используемая в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, составляет 9 864 кв. м. Учитывая имеющиеся ограничения в виде охранных зон сооружений, а также минимальные отступы от границ земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 величина его площади, пригодная для застройки, составляет 2211 Площадь застройки зданий, а также частей зданий, непосредственно расположенных земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030106:21 составляет 498 кв. м, таким образом процент застройки зданиями земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21, определенный исхода из площади данного земельного участка, пригодной для застройки, составляет 22%.
- положения действующего земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о техническом регулировании не содержат обязательных к исполнению норм расчета площадей земельных участков, необходимых для использования зданий, расположенных в их границах.
Таким образом, из представленного экспертного заключения усматривается, что суммарная площадь застройки всех зданий, расположенных на земельных участках кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4, составляет 1938 кв. м, что составляет 16% их суммарной площади земельных участков.
На спорном земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030106:21 8000 кв. м расположен объект недвижимости площадью 498 кв. м.
Вопреки выводами суда первой инстанции, экспертное заключение не содержит обоснования того, что для эксплуатации объекта недвижимости площадью 498 кв. м. необходим участок площадью 8000 кв. м. Равно как и обоснования того, что для эксплуатации объектов общей площадью 1938 кв. м необходимы земельные участки с кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4 площадью 9 864 кв. м.
Иных доказательств соразмерности испрашиваемого земельного участка заявителем в материалы дела представлено не было.
Таким образом, оспариваемое решение Администрации от 14.06.2019 N 1593-030 соответствует действующему законодательству и прав предпринимателя не нарушает. Соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 года по делу N А41-66867/19 отменить.
В удовлетворении исковых требований ИП Дрозда П.В. отказать.
Взыскать с ИП Дрозда П.В. (ИНН 500500509086) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66867/2019
Истец: ИП Дрозд Павел Васильевич, Тверитнева Наталья Алексеевна
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по МО, "АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22170/20
01.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7536/20
16.03.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-66867/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-66867/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-66867/19