г. Киров |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А29-16781/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2020 по делу N А29-16781/2019
по иску муниципального унитарного предприятия "Северные тепловые сети" муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1071103003366; ИНН 1103045510)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута"
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1131103000214, ИНН 1103007560),
в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1021100807716, ИНН 1103023523),
в лице в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1091103000010, ИНН 1103043696)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УК Комфорт" (ОГРН 1171101006911; ИНН 1103044876)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Комфорт" (далее - ООО "УК Комфорт", Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, Комитет) о взыскании 231 860 рублей 66 копеек платы за содержание нежилого помещения общей площадью 562,60 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г.Воркута, ул. Яновского, д. 10, за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) и администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие "Северные тепловые сети" муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - МУП "СТС", Предприятие).
Определением от 03.03.2020 арбитражным судом удовлетворено заявление МУП "СТС" о процессуальном правопреемстве, произведена замена истца - ООО "УК Комфорт" на его правопреемника - Предприятие, ООО "УК Комфорт" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.127-129).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Комитета в пользу Предприятия взыскано 231 860 рублей 66 копеек задолженности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В жалобе Комитет указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, он несет расходы только в отношении жилых помещений до их заселения. Ответчик считает неправомерной ссылку суда на утвержденную постановлением Администрации от 18.02.2015 N 253 муниципальную программу МОГО "Воркута" "Муниципальное управление", поскольку в указанной программе не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не направили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи, а также в порядке статьи 123 АПК РФ участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Комитет представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для предъявления рассматриваемого иска послужило отсутствие за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 со стороны собственника нежилого помещения - муниципального образования городского округа "Воркута" оплаты за оказанные услуги по договору управления от 01.01.2018 N Гор-2018/К/9 (л.д.18-26). Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 37, 39, 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскав с Комитета в пользу Предприятия 231 860 рублей 66 копеек долга.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 210, 249 и 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что Общество в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. Яновского, д. 10.
Согласно материалам дела по указанному адресу находятся принадлежащие муниципалитету на праве собственности нежилые помещения (цокольный этаж, номера на поэтажном плане Н-2, Н-3, Н-4, П-1) общей площадью 562,60 кв. м (л.д.9-12, 49-56).
Истец произвел расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности пропорционально площади указанных нежилых помещений. Правильность расчета долга судом проверена, ответчиком не оспаривается, возражений в жалобе не заявлено.
В апелляционной жалобе Комитет указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу. Рассматривая доводы заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270).
Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Положения органы администрации МО ГО "Воркута" осуществляют функции администрации МО ГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516 в Положение N270 внесены изменения, касающиеся перераспределения функций администрации МО ГО "Воркута" в отношении муниципального имущества.
Так, пункт 3 статьи 6 Положения N 270 дополнен подпунктами 13 и 14, в соответствии с которыми Комитет оплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда, а также до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 26.04.2013 N 255 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 указанного Положения собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
Бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности муниципального образования несут в отношении не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования - отраслевой орган администрации муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда (подпункт 4 пункта 8.1 Положения N 255).
В силу подпункта 9 пункта 6.1 Положения N 255 Комитет выступает в качестве истца и выступает в судах от имени муниципального образования по делам о защите имущественных и законных интересов муниципального образования в отношении имущества казны.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 14.03.2013 N 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута".
Согласно пунктам 2.1, 2.4 данного Положения основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного управления и распоряжения в установленном порядке, а также рационального использования имущества МО ГО "Воркута".
В свою очередь, Управление осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270). При этом до внесения соответствующих изменений в Положение N 270 на Управление были возложены функции администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Кроме того, пунктами 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636 (далее - Положение N636), на Управление также возлагались обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Однако Положение N 636 отменено решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.03.2018 N 469, которым утверждено новое Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", которое обязанностей по несению соответствующих расходов не содержит.
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ МО ГО "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года. В состав программ входит программа "Муниципальное управление".
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 18.02.2015 N 253 утверждена муниципальная программа МО ГО "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО "Воркута" (срок реализации 2015-2020 гг.). В рамках подпрограммы решаются такие задачи, как совершенствование системы учета муниципального имущества МО ГО "Воркута", оптимизация имущественного комплекса МО ГО "Воркута", обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО "Воркута".
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд МО ГО "Воркута". При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной подпрограммы является Комитет.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" в приложении N 2 утверждена ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута".
Согласно данному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по указанной подпрограмме. В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает Комитет.
Таким образом, необходимо признать, что с внесением обозначенных изменений, а также с учетом указанного выше порядка финансирования полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги в отношении муниципальных жилых и нежилых помещений, осуществляет Комитет, который и является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения указанных затрат.
В связи с изложенным достаточных правовых и фактических оснований для освобождения Комитета от несения спорных расходов апелляционный суд не имеет. Иных мотивированных доводов, свидетельствующих о несогласии с выводами суда, подателем жалобы не приведено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2020 по делу N А29-16781/2019 является законным, оснований для удовлетворения жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2020 по делу N А29-16781/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16781/2019
Истец: ООО "Ук Комфорт"
Ответчик: Администрация МОГО "Воркута", МО ГО Воркута в лице КУМИ АМО ГО Воркута, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО Воркута
Третье лицо: МУП "Северные тепловый сети" МОГО "Воркута, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми