г. Хабаровск |
|
02 октября 2020 г. |
А73-6450/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.,
при участии в заседании:
от комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (управления лесами Правительства Хабаровского края): Пестова А.В. по доверенности от 20.02.2020;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Черевко И.Н. по доверенности от 10.12.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск": Ненуженко Л.А. по доверенности от 18.11.2019;
от министерства промышленности Хабаровского края: Шкредова Т.С. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск", управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 06.08.2020
по делу N А73-6450/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению управления лесами Правительства Хабаровского края к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решения и предписания от 23.04.2020 по делу N 8-01/140,
третьи лица: министерство промышленности Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск",
УСТАНОВИЛ:
28.12.2018 общество с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск" (далее - ООО "Тумнинский прииск", Общество) обратилось в Правительство Хабаровского края с заявлением о рассмотрении и утверждении заявки о включении его инвестиционного проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" (далее - Инвестиционный проект) в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 г. N 190 (далее - Положение N 190). Концепция Приоритетного инвестиционного проекта содержала перечень и площадь лесных участков, в том числе лесных участков в Оборском участковом лесничестве в кварталах 71, 72, 78-98, 106.
11.02.2019 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) согласовало заявку ООО "Туминимнский прииск" на реализацию Инвестиционного проекта, включая перечень лесных участков, выделенных для реализации проекта.
29.10.2019 Министерство промышленности Хабаровского края (далее - Минпром края) отказало в утверждении заявки Общества в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов. Указанный отказ решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2020 по делу N А73-23712/2019, признан недействительным.
В соответствии с приказом от 24.03.2020 управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами) 25.03.2020 (до вступления решения от 14.02.2020 по делу N А73-23712/2019 в законную силу) разместило на официальном сайте Российской Федерации http://torgi.gov извещение N 250320/0926093/02 о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по лотам NN 6, 7, 8 (в том числе в Оборском участковом лесничестве, кварталы 78, 79, 92). Дата подведения итогов - 16.04.2020.
Согласно протоколам от 16.04.2020 N N 6, 7, 8 аукцион признан не состоявшимся по причине подачи одной заявки на участие в аукционе ООО "Дальневосточный коммерческий центр" в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
ООО "Тумнинский прииск" подало в управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) жалобу на действия Управления лесами при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по лотам N N 6, 7, 8 (извещение N 250320/0926093/02). В обоснование жалобы Общество указало на незаконность выставления Управлением ласами правительства Хабаровского края на аукцион лесных насаждений на лесных участках, входящих в инвестиционный проект ООО "Тумнинский прииск".
По результатам рассмотрения материалов дела N 8-01/140 (027/01/18.1-529/2020) Хабаровским УФАС России принято решение от 23.04.2020, в соответствии с которым жалоба ООО "Тумнинский прииск" на действия Управления лесами признана обоснованной, действия Управления лесами по выставлению на аукцион лесных насаждений на участках, предназначенных для реализации инвестиционных проектов, признаны нарушающими пункт 6 Положения N 190.
Антимонопольным органом Управлению лесами выдано предписание от 23.04.2020 в соответствии с которым последнему надлежало в срок до 25.05.2020 совершить действия направленные на устранение нарушений пункта 6 Положения N 190, допущенных при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по лотам NN 6, 7, 8 (извещение N 250320/0926093/02), с целью чего аннулировать данную закупку по указанным лотам.
Управление лесами (заявитель по настоящему делу, в настоящее время - комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (Комитет)) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 23.04.2020 по делу N 8-01/140 (027/01/18.1-529/2020) и предписания от 23.04.2020 по делу N 8-01/140 (027/01/18.1-529/2020).
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производств по делу N А73-6450/2020, к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Минпром края, ООО "Тумнинский прииск".
Решением от 06.08.2020 (резолютивная часть от 30.07.2020) суд удовлетворил требования по делу N А73-6450/2020, признал недействительными оспариваемые в деле решение и предписание антимонопольного органа.
Все вышеуказанные обстоятельства не оспариваются (признаются) всеми лицами, участвующими в деле.
Хабаровское УФАС и ООО "Тумнинский прииск" не согласились с решением по делу N А73-6450/2020, обратились в Шестой арбитражный апелляционными жалобами, содержащими требование - решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления лесами.
В апелляционных жалобах их заявители сослались на неправильное применение судом норм материального права (ЛК РФ, Положения N 190), на принятие судом решения без учета того обстоятельства, что заявитель по делу знал о незаконности отказа в утверждении заявки Общества, но намеренно чинил препятствия в осуществлении Обществом инвестиционной деятельности, что нарушило право Общества.
Апелляционные жалобы были приняты к производству определениями от 15.09.2020 и от 27.08.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Минпром края поддержало доводы заявителей апелляционных жалоб, указало на нарушение Управлением лесами Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 39-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Комитет в отзыве не согласился с апелляционными жалобами, просил отказать в их удовлетворении, оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании, после отклонения судом ходатайств ООО "Тумнинский прииск" и Минпрома края о принятии дополнительных доказательств, представители лиц, участвующих в деле, поддержали апелляционные жалобы и отзывы на них соответственно.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам относительно законности судебного акта, обоснованности доводов и аргументов лиц, участвующих в деле.
Дело было рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 ЛК РФ, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона (часть 1 статьи 77 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ.
Согласно пунктам 1.1, 3.6 Положения об Управлении лесами, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. N 185-пр (действовавшего в период проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, извещение N 250320/0926093/02) органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных насаждений, в том числе организацию и проведение аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений являлось Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Согласно абзацу второму пункта 6 Положения после утверждения заинтересованным органом, указанным в пункте 5 настоящего Положения, заявки и до принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов передача третьим лицам в аренду лесных участков, предусмотренных для реализации инвестиционных проектов, а также продажа третьим лицам лесных насаждений на указанных участках не допускаются.
Исходя из буквального содержания приведенной правовой нормы продажа третьим лицам лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для реализации приоритетных инвестиционных проектов, не допускается после утверждения заинтересованным органом заявки о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 190 основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта. Заинтересованными органами в отношении инвестиционных проектов, реализуемых:
а) на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
б) на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) на лесных участках в границах земель лесного фонда, по которым принято решение об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, является Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3.1.4 пункт 3.1 Положения о Министерстве промышленности Хабаровского края, министерство осуществляет подготовку проектов решений Правительства Хабаровского края об утверждении заявок в целях включения инвестиционных проектов в перечень инвестиционных проектов.
Согласно статье 39 Устава Хабаровского края, подпункта 2 пункта 2 главы 2 Регламента Правительства Хабаровского края, утверждённого постановлением Правительства края от 20.07.2006 N 117-пр, решение об утверждении заявки принимается в форме распоряжения Правительства Хабаровского края.
Принимая оспариваемые решение и предписание, антимонопольный орган исходил из того, что действия Управления лесами в выставлении на аукцион лесных насаждений на участках, предназначенных для реализации инвестиционных проектов ООО "Тумнинский прииск" противоречит требованиям абзаца второго пункта 6 Положения, поскольку заявка ООО "Тумнинский прииск" о включении его Инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов была надлежащим образом утверждена.
Суд первой инстанции, руководствуясь Положением N 190, иными нормативными правовыми актами, круг которых правильно установлен судом, фактическими обстоятельствами, подтвержденными документально, пришел к выводу об отсутствии утверждения заявки.
Как правильно указал суд, из приведенных правовых положений следует, что заинтересованным органом, указанным в пункте 5 Положения, в рассматриваемом случае является Правительство Хабаровского края, принимающее решение об утверждении заявки в форме правового акта - распоряжения, проект которого подготавливает Минпром края.
Решением от 29.10.2019, оформленным в письме N 05.19-5294, Минпром края отказало ООО "Тумнинский прииск" в утверждении заявки о включении проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2020 N А73-23712/2019 отказ от 29.10.2019 N 05.19-5294 в утверждении заявки признан незаконным, на Минпром края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "Тумнинский прииск".
На даты принятия Управления лесами решения о проведении аукциона, определения лица, с которым будет заключен договор по результатам аукционной процедуры, вынесения оспариваемых в деле решения и предписания, рассмотрения дела судом первой инстанции Правительством Хабаровского края не была утверждена заявка Общества относительно Инвестиционного проекта. Такое обстоятельство признают все лица, участвующие в деле (части 3, 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Управление лесами действовало в пределах своих полномочий, не нарушало требований ЛК РФ, Законов N 39-ФЗ и N 135-ФЗ, Положения N 190.
Доводы заявителей апелляционных жалоб и выступающего на их стороне Минпрома края о нарушении прав Общества не могут быть приняты во внимание в отсутствие противоправности поведения лица, в отношении которого антимонопольный орган выносил решение и предписание. К тому же признание оспариваемых решения и предписания законными нарушит права и законные интересы лица, с которым должен быть заключен договор на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по лотам N N 6, 7, 8.
Выступая на стороне ООО "Тумнинский прииск", необоснованно указывая на злоупотребление правом со стороны Управления лесами, Минпром края не учитывает, что именно оно было ответственно за утверждение заявки, принимало решение, оспоренное в деле N А73-23712/2019, подало апелляционную жалобу на решение по этому делу, не предприняло мер к утверждению заявки в спорный период.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по правилам и основаниям, указанным в ст. 270 АПК РФ.
Ссылка лиц, участвующих в деле, на утверждение Инвестиционного проекта в иной концепции, отличной от первоначальной, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2020 по делу N А73-6450/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6450/2020
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерство промышленности Хабаровского края, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, ООО "Тумнинский прииск"