город Томск |
|
2 октября 2020 г. |
Дело N А67-2382/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Стасюк Т.Е., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Томского района Томской области (N 07АП-8037/2020) на решение от 21.07.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2382/2020 по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) к 1. администрации Томского района Томской области (ИНН 7014044522, ОГРН 1067014000019), 2. индивидуальному предпринимателю Байгулову Николаю Петровичу (ИНН 701402744307, ОГРНИП 312701410800026), 3-и лица: 1. департамент лесного хозяйства Томской области (ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347); 2. межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840); 3. управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823) о признании сделки недействительной, истребовании земельного участка лесного фонда из чужого незаконного владения и внесении изменений в ЕГРН,
В судебном заседании приняли участие:
от департамента лесного хозяйства Томской области: Маткин В.Е., по доверенности от 09.01.2020, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Томского района Томской области (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Байгулову Николаю Петровичу о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 16.05.2014 N 68, заключенного между администрацией Томского района Томской области и ИП КФХ Байгуловым Н.П., исключении сведений об аренде земельного участка КН 70:14:0000000:1773 из ЕГРН и истребовании из незаконного владения администрации Томского района Томской области и ИП КФХ Байгулова Н.П. в пользу истца земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:1773, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Томская область, Томский район, окр. д. Конинино. Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, площадью 23478 кв.м, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Корниловского участкового лесничества урочища "Корниловское сельское" в квартале N 34, части выделов 20, 39, 40, имеющий каталог координат с поворотных точек, указанных в иске.
Решением Арбитражного суда Томской области от 21.07.2020 (резолютивная часть объявлена 21.07.2020) признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 16.05.2014 N 68, заключенный между администрацией Томского района и индивидуальным предпринимателем Байгуловым Николаем Петровичем, в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:1773, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Томская область, Томский район, окр. д. Конинино. Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, площадью 23478 кв.м, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Корниловского участкового лесничества урочища "Корниловское сельское" в квартале N 34, части выделов 20, 39, 40, имеющий каталог координат поворотных точек; истребовано из чужого незаконного владения администрации Томского района и индивидуального предпринимателя Байгулова Николая Петровича в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:1773, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Томская область, Томский район, окр. д. Конинино. Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, площадью 23478 кв.м, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Корниловского участкового лесничества урочища "Корниловское сельское" в квартале N 34, части выделов 20, 39, 40, имеющий каталог координат поворотных точек. В остальной части заявленных требований отказано, с ИП Байгулова Николая Петровича в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что истцом не представлено доказательств того, что земельный участок, принадлежащий Российской Федерации на праве собственности, поставлен на кадастровый учет ранее земельного участка ответчиков и земли ответчиков являются именно землями лесного фонда; в ответе Администрации Копыловского сельского поселения указанно, что земельный участок используется по назначению. В границах земельного участка возведен объект незавершенного строительства (нежилое здание - коровник), нарушения земельного законодательства отсутствуют.
От Департамента в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил приобщить к делу приложенные к настоящему отзыву документы, а именно выписку из ЕГРН - 7 л., решение суда - 8 л., указав, что отсутствие границ земель лесного фонда в координатах поворотных точек, внесенных в Единый государственные реестр недвижимости (кадастр) обусловлено положениями закона, а также и положениями лесного законодательства. Поскольку сведения об участке земель лесного фонда внесены в ЕГРН 19.09.2003, оснований для исключения сведений из государственного лесного реестра не имеется.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель департамента лесного хозяйства Томской области поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к отзыву.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев в судебном заседании ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к отзыву, апелляционный суд приобщил выписку из ЕГРН в обоснование позиции, изложенной в отзыве, в приобщении к делу решения суда по делу А67-3160/2015, судом отказано, поскольку оно имеется в свободном доступе.
Заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.09.2003 серии 70-АА N 218909 право оперативного управления на участок лесного фонда с кадастровым (или условным) номером у70:14:11:1 площадью 130388 га, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, территория Александровского сельского лесхоза зарегистрировано за Федеральным государственным учреждением "Томское управление сельскими лесами" (л.д. 35 т. 1).
Согласно выписке из Государственного лесного реестра правообладателем лесного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:698, условный номер у70:14:11:1, площадью 130388 га, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, Корниловское лесничество (бывший межхозяйственный лесхоз "Томский" - территория Александровского сельского лесхоза), является Российская Федерация на основании свидетельства о государственной регистрации права от 19.09.2003 серии 70-АА N 218909 (л.д. 94 т. 1).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ" на территории Томской области создано 21 лесничество, границы лесничеств установлены согласно приложению "Сведения о границах и количестве создаваемых лесничеств, расположенных на территории Томской области" (л.д. 14-22 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.10.2019 N КУВИ-001/2019-26445002 (л.д. 23-25) правообладатель земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:1773 площадью 27600 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Томская область, Томский район, окр.д. Конинино, отсутствует, что в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" влечет вывод о том, что данный земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно, распоряжение таким земельным участком осуществляется органом местного самоуправления.
Постановлением администрации Томского района от 16.05.2014 N 1168-з ИП КФХ Байгулову Н.П. предоставлен в аренду на пять лет из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:1773 площадью 27600 кв.м для сельскохозяйственного использования по адресу: Томская область, Томский район, окр.д. Конинино, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (л.д. 139 т. 1).
Между администрацией Томского района (арендодатель) и ИП КФХ Байгуловым Н.П. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 16.05.2014 N 68, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:1773 площадью 27600 кв.м для сельскохозяйственного использования по адресу: Томская область, Томский район, окр.д. Конинино срок на пять лет, с 16.05.2014 по 16.05.2019 (л.д. 140-142 т. 1).
По окончании срока аренды земельный участок арендодателю не возвращен, в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договора аренды земельного участка от 16.05.2014 N 68 возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 N ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Томской области (далее - Рабочая группа).
В рамках деятельности Рабочей группы Томским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства со спорным земельным участком.
По результатам указанного совмещения выявлено, что границы спорного земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда Корниловского сельского лесничества урочище "Корниловское сельское", в квартале N 34, части выделов 20, 39, 40 площадь пересечения составляется 23478 кв.м (заключение Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16.07.2019 N 52, л.д. 112 т. 1).
По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на спорный земельный участок в рамках заседания указанной Рабочей группы принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении спорного земельного участка (протокол заседания рабочей группы от 28.06.2019 N 29, л.д. 102-108 т. 1).
Полагая, что спорный земельный участок незаконно предоставлен администрацией Томского района в аренду Байгулову Н.П., находится в составе земель лесного фонда и является федеральной собственностью в силу закона, в силу чего, заключенный договор является недействительной (ничтожной) сделкой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемой сделки) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Так, в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда. Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемо случае, право оперативного управления Федерального государственного учреждения "Томское управление сельскими лесами" на участок лесного фонда площадью 130388 га, кадастровый (или условный) номер: у70:14:11:1, адрес: Томская область, Томский район, территория Александровского сельского лесхоза (в который входит и спорная часть земельного участка площадью 23478 кв. м), зарегистрировано 19.09.2003 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 70-АА N 218909.
Указанное также подтверждается и представленными Департаментом выписками из ЕГРН, приобщенными с отзывом на апелляционную жалобу.
Право собственности Российской Федерации на данный участок лесного фонда площадью 130388 га, имеющий кадастровый (или условный) номер 70:14:0000000:698 (ранее кадастровый (или условный) номер: у70:14:11:1), подтверждается выпиской из ГРЛ. Границы участка лесного фонда в установленном порядке не определены.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в Государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 г. N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Судом установлено и не опровергнуто сторонами, что оспариваемый земельный участок входит в состав земельного участка Корниловского лесничества Корниловского участкового лесничества урочища "Корниловское сельское" в квартале N 34, части выделов 20, 39, 40, что подтверждается в лесоустроительными материалами, в том числе таксационном описанием, выпиской из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения и границ лесного участка, плане лесонасаждений, схематической карты территории Корниловского лесничества.
Факт пересечения (наложения) границ оспариваемого земельного участка с землями лесного фонда подтверждается заключением Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16.07.2019 N 52. Площадь пересечения составляет 23478 кв.м.
Доказательств несоответствия представленного истцом заключения установленным требованиям законодательства либо выводов, изложенных в нем, фактическим обстоятельствам не представлено. Иного ответчиками не доказано и не обосновано.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Указанная правовая позиция изложена в определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 86-КГ17-2.
Учитывая вышеизложенное, исходя из того, что спорный земельный участок накладывается на земельный участок, являющийся участком лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, Администрация не могла осуществлять распоряжение данным земельным участком.
Доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении, соответственно, администрация Томского района Томской области, заключая спорный договор аренды, распорядилась землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации, в отсутствие на то полномочий, в связи с чем, договор от 16.05.2014 N 68 аренды земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:1773 является недействительным (ничтожным) в части указанных истцом координат поворотных точек.
При этом не представлено в материалы дела надлежащих доказательств регистрации права Администрации на данный земельный участок как участок сельхозназначения.
Доказательств использования данного участка в сельскохозяйственной или иной связанной с сельскохозяйственной деятельностью целях в материалы дела по мнению апелляционного суда также не представлено.
При этом, сами по себе данные ЕГРН бесспорно не могут определять принадлежность земельного участка к определенной категории.
В свою очередь, норма о приоритете ЕГРН (на что ссылается Администрация) при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и использование (назначение) земельного участка не связано с использованием лесов (пункт 7 статьи 3 Закона N 280-ФЗ).
Правило о приоритете сведений ЕГРН не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства РФ.
В свою очередь никаких надледащих доказательств использования участка в соответствии с его назначением (на что указывает Администрация) не представлено. Напротив, в материалах дела имеется письмо Россельхознадзора от 07.06.2019 в соответствии с которым следует, что он не используется в сельхозцелях, имеется нарушение земельного законодательства, участок изрезан множественными дорожными колеями от тяжелой техники, частично перекрыт насыпями песчано-гравийной смени, а также щебнем (л.д. 53 т.1).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации отклоняются как необоснованные.
Поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что орган местного самоуправления распорядился земельным участком, который на момент заключения договора аренды располагался в лесном квартале и относился к землям лесного фонда, что, в свою очередь, повлекло нарушение имущественных прав Российской Федерации (как публично-правового образования), договор аренды в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной) сделкой, требование истца об истребовании из чужого незаконного владения спорного земельного участка в соответствии с указанными истцом координатами поворотных точек, также правомерно удовлетворено судом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2382/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2382/2020
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Томского района, Байгулов Николай Петрович
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КЕМЕРОВСКОЙ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТЯХ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Ким Марина Юлитьевна