г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А56-95327/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей О.В. Горбачевой, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: И.С. Хариной,
при участии:
от истца (заявителя): А.В. Силинская, доверенность от 09.08.2019;
от ответчика (заинтересованного лица): А.А. Кулаков, доверенность от 23.09.2019;
от 3-х лиц: 1) А.А. Кулаков, доверенность от 15.01.2020;
2) С.Ю. Бацвин (председатель правления);
3) не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23704/2020) Правительства города Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 по делу N А56-95327/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" о признании незаконным бездействия по предоставлению земельного участка в аренду,
заинтересованное лицо - Правительство города Санкт-Петербурга;
3-и лица: 1) Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга;
2) ЖСК "Технология";
3)Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций";
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (ООО "Флагман") (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства города Санкт-Петербурга (далее также - заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии решения по заявке N 01-58-1120/18-0-0 от 05.02.2018 ООО "Флагман" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011501:194, расположенного по адресу Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Грибная улица, участок 1, юго-западнее пересечения с Рыбацкой улицей, для завершения строительства объекта с кадастровым номером 78:38:0011501:3837; обязании заинтересованного лица принять решение по заявке N 01-58-1120/18-0-0 от 05.02.2018 ООО "Флагман" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011501:194, расположенного по адресу Санкт-Петербург, г. Cестрорецк, Грибная улица, участок 1, юго-западнее пересечения с Рыбацкой улицей, для завершения строительства объекта с кадастровым номером 78:38:0011501:3837 без проведения торгов в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100, в срок не более чем десять дней со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, ЖСК "Технология", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций".
Решением арбитражного суда от 29.06.2020 признано незаконным бездействие Правительства города Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения по заявке N 01-58-1120/18-0-0 от 05.02.2018 ООО "Флагман" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011501:194, расположенного по адресу Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Грибная улица, участок 1, юго-западнее пересечения с Рыбацкой улицей, для завершения строительства объекта с кадастровым номером 78:38:0011501:3837.
Суд первой инстанции также обязал Правительство города Санкт-Петербурга в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение по заявке ООО "Флагман" N 01-58-1120/18-0-0 от 05.02.2018 в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100.
Вынесенное решение обжаловано Правительством города Санкт-Петербурга и Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податели жалобы ссылаются на непринятие судом первой инстанции во внимание факта пропуска заявителем срока на обжалование бездействия при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка для завершения строительства, что повлекло неправильное применение юридических норм.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу заявитель полагает доводы последней необоснованными, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании присутствовали представители заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц - Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга и ЖСК "Технология".
Податели апелляционной жалобы поддержали ее доводы, заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Представитель третьего лица доводы жалобы поддержал.
Представитель третьего лица Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению жалобы (часть 3, часть 5 статьи 156, статья 266 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Оценив доводы сторон и исследовав имеющиеся материалы, судебная коллегия приходит к выводу о принятии судом первой инстанции обоснованного решения и отсутствии оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ООО "Флагман" является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 78:38:0011501:2753 по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Тарховская ул., д. 84, кор. 3, лит. А, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011501:194, по адресу:
Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Грибная улица, участок 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 27.10.2015 (повторное, выданное взамен свидетельства от 16.04.2007), строительство данного объекта осуществлялось в рамках договора долевого участия в строительстве N 2004-21 от 26.04.2004, заключенного заявителем с открытым акционерным обществом "Энергомашстрой", выступавшим в качестве стороны договора (соинвестора) от 12.03.2003 о совместной деятельности с обществом с ограниченной ответственностью "Коттеджстрой", являвшимся арендатором (инвестором) территории, в состав которой входил названный земельный участок, по договору аренды на инвестиционных условиях N 00/ЗК01565(19) от 18.01.2002, заключенному с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.
05.02.2018 Заявитель подал в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга заявку N 01-58-1120/18-0-0 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011501:194 в аренду для завершения строительства названного объекта незавершенного строительства.
Комитетом по инвестициям был подготовлен проект Постановления Правительства города Санкт-Петербурга о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка с инвестиционными условиями.
24.07.2018 данный проект был согласован ООО "Флагман" и представлен Правительству для утверждения.
Вместе с тем, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка не принято, отказа в адрес заявителя уполномоченным органом направлено не было, равно как и не направлен проект договора аренды, соответствующее постановление Правительства города Санкт-Петербурга не издано (не утверждено).
Ссылаясь на то, что в течение 7 лет заявитель не может достроить объект многоэтажной застройки по независящим от него обстоятельствам, неудовлетворительное состояние заброшенных земельных участков, а также на то, что участники долевого строительства не могут получить свои квартиры вследствие незаконного бездействия Правительства в отсутствие каких-либо объективных препятствий к принятию решения, что нарушает права и законные интересы ООО "Флагман" и вовлеченных им дольщиков, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства при соблюдении следующих условий: уполномоченным органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах; земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что право собственности заявителя на объект незавершенного строительства, расположенный на испрашиваемом земельном участке, зарегистрировано до 1 марта 2015 года, испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ЗК РФ, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (Закон Санкт-Петербурга N 282-43) Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление от 21.07.2015 N 656 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования" (Положение).
Согласно пунктам 5.1.1 - 5.1.2 Положения предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется собственнику такого объекта однократно для завершения строительства в случаях, предусмотренных ЗК РФ.
Для подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга собственник объекта незавершенного строительства обращается в Комитет по инвестициям с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства и приложением документов, предусмотренных ЗК РФ, по форме, утвержденной Комитетом по инвестициям.
Судом первой инстанции установлены факты подачи соответствующего заявления Обществом в уполномоченный орган и соблюдение условий для такого обращения.
В соответствии с утвержденным распоряжением Комитета по инвестициям N 127 от 10.05.2017 административным регламентом по предоставлению государственной услуги по рассмотрению Комитетом по инвестициям заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении земельного участка без проведения торгов (Регламент N 127), результатом предоставления государственной услуги является:
- письмо заявителю о необходимости согласования заявителем проекта Постановления о предоставлении земельного участка;
- направление проекта Постановления на согласование в порядке, установленном Регламентом Правительства города Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства города Санкт-Петербурга N 100 от 16.12.2003 "Об утверждении Регламента Правительства города Санкт-Петербурга" (Регламент N 100);
- при наличии оснований для отказа - письмо заявителю с приложением распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае Комитет по инвестициям разработал проект Постановления Правительства города Санкт-Петербурга о предоставлении испрашиваемого участка заявителю, к проекту приложены инвестиционные условия для завершения строительства объекта.
Указанный проект постановления Правительства города Санкт-Петербурга был согласован заявителем и представлен в Правительство для утверждения в соответствии с Регламентом N 100.
При этом, с момента подачи заявки (05.02.2018) и согласования заявителем проекта постановления (24.07.2018) Правительством города Санкт-Петербурга не было принято соответствующего решения.
По правилам пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие какого-либо нормативно предусмотренного результата рассмотрения заявления Общества о предоставлении земельного участка, сложившаяся ситуация обоснованно квалифицирована в качестве незаконного бездействия на стороне заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах заявление правомерно удовлетворено арбитражным судом первой инстанции, определенный способ восстановления нарушенного права заявителя не противоречит региональному нормативному регулированию в части процедуры принятия соответствующего решения.
Применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемой ситуации, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы арбитражного суда об отсутствии оснований считать, что заявителем пропущен срок на оспаривание бездействия заинтересованного лица, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
При этом, оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно руководствовался также необходимостью при исчислении названного срока исходить из определения начала его течения в каждом конкретном случае на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
С учетом изложенного, доводы подателей апелляционной жалобы подлежат отклонению за необоснованностью.
Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение обжалуемого решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 по делу N А56-95327/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-95327/2019
Истец: ООО "Флагман"
Ответчик: Администрация Губернатора Санкт-Петербурга
Третье лицо: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ТЕХНОЛОГИЯ", Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ", Правительство Санкт-Петербурга